Рефераты. Исследование феномена катарсиса






он использовал такие категории, которые до него лежали вне

психотерапевтического мышления: игра, встреча и театр. Этим Морено положил

начало новому психотерапевтическому методу.

Следуя положениям Морено, на вопрос "Что такое психодрама?" можно

ответить: Психодрама - это спонтанная игра,

Психодрама - это встреча,

Психодрама - это отображение жизни в сценическом представлении, и, таким

образом, - театр.

В качестве игры, спонтанной и непринужденной, психодрама почти

незаметно для самих психотерапевтов пересекла до той поры табуируемый

медициной барьер. Она перешагнула границу между утомительным, предвзятым, в

значительной мере - неспонтанным миром взрослых и богатством ребенка,

обозначаемым как спонтанность, непредвзятость, легкость и аутентичное

бытие.

То, что непринужденное и игровое бытие ребенка уже осмыслено в

философско-религиозной традиции человечества как проявление творческой силы

и счастья, можно проиллюстрировать тремя цитатами, взятыми из временного

промежутка в более чем 2000 лет: Гераклит считал: «Айон подобен играющему

ребенку»; Евангелие от Матфея гласит: «.Истинно говорю вам, если не

обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»[61]. Ницше

пишет в своей статье «К игре творчества»: «Невинность есть дитя и забвение

и новое начинание, игра и колесо, раскручивающееся из самого себя»[62]. Все

эти цитаты касаются качеств ребенка, которые позже, под влиянием нарушенных

интеракций или других обстоятельств более или менее быстро и в большей или

меньшей степени уходят на второй план или вообще теряются. Мы говорим о

следующих качествах: спонтанность и аутентичность, доверие и игровые

действия. Вместо них на передний план на основе страха и недоверия выходят

цели и принуждение - и корежат человека, его мир - что, впрочем, ни в коем

случае нельзя оценивать исключительно негативно. Если психодрама совершенно

сознательно при посредстве спонтанной игры возвращается к способу бытия

ребенка, то это вовсе не означает бегство от мира. Совсем наоборот:

Психодрама побуждает человека спонтанно, аутентично и творчески

взаимодействовать с миром. Поскольку с антропологической точки зрения это

взаимодействие главным образом осуществляется посредством межличностных

отношений, то в психодраму привносится следующий важный феномен: встреча

(Begegnung). Психодрама потому является встречей, что во время сценического

изображения своих межличностных отношений и интеракций человек не просто

говорит о них, а скорее непосредственно и действенно общается с важнейшими

персонами из своего окружения.

Для объяснения такого рода общения в своей ранней экспрессионисткой

статье «Приглашение к встрече» в 1915 году Морено (1925) использовал образ

реки. Относительно удачного общения он пишет: «поэтому встреча не кажется

мне течением реки, лишенным изгибов, мелей, которые мешают течению». В

отношении возможной неудачи встречи: «...если я продвигаюсь слишком

медленно, или вообще не продвигаюсь вперед на моем пути, то на пути к моей

встрече с тобой возникает разлад, трещина, болезнь, досада, несовершенство.

Поэтому я должен спрашивать о нашем положении, о ситуации между нами,

проверять наше положение, изучать наше положение и исходить из нашего

положения». Итак, в этом тексте сформулированы три вопроса, которые можно

рассматривать в качестве трех основных вопросов психодраматической терапии,

а именно:

Каково положение вещей?

Что можно сделать при таком

положении вещей?

Что

следует из этого положения вещей?

В этом тексте предпринята попытка описать способ использования

психодрамы в качестве психотерапевтического метода, а также лежащие в ее

основе ролевую теорию и теорию интеракций в процессе групповой

психотерапии. Здесь же проясняется психодраматическое понимание здоровья

как возникающего на почве встречи ненарушенного саморазвития и

самореализации. Этим же текстом была подготовлена основа для

психодраматического понимания болезни: «Если при встрече с тобой возникает

разлад, трещина, болезнь, досада, несовершенство (а также: имеют место

нарушения в интеракциях), тогда встреча не состоится, тогда встреча мне

кажется течением реки, на котором скоро встретится утес, на пути которого

возникнет затор, тогда я иду очень медленно или вообще не продвигаюсь

вперед»[63]. Этот образ застоя и фиксирования позже вылился в

сформулированное Морено понятие болезни в смысле блокирования спонтанности

и возникающего на этой почве невроза креативности.

Третья основа психодрамы - театр. Место, где с древнейших времен

наглядно демонстрировались человеческие страдания в их общей

межчеловеческой взаимосвязи, называется театр. Однако, как в

терапевтической практике достигается осмысленное увязывание сценического

представления человеческих трагедий на сцене с трагическим миром

психической болезни? Накопленный опыт показывает, что моментально и

непосредственно это невозможно. Осуществление этого слияния происходит в

психодраме.

Катартическое действие драмы, особенно трагедии, на слушателей было

описано в этой работе. По Аристотелю, трагедия героев должна вызывать у

публики «страх и сострадание». Однако эти чувства служат лишь толчком к

психогигиеническому действию самоосознания. Похожесть личных страданий в

этой ситуации - важная предпосылка трансцедентирования и интеграции опыта.

Хотя разве серьезно психически больной человек вообще способен к подобному

трансцедентированию?

Уже в психиатрии XVIII и XIX столетий были предприняты попытки

использовать театр для лечения пациентов. Можно вспомнить театральные

эксперименты маркиза Де Сада, а также галльских профессоров Райля и

Хофбауера. В качестве зрителей пациентов так или иначе затрагивало

представление истории чужой жизни, однако, эта жизнь была чужда как им, так

и актерам.

В отличие от этих экспериментов, у Морено речь не шла о изображении

чужих страданий, изображались страдания свои собственные. Речь шла не об

искусном актерстве, а скорее о спонтанной игре, не о воздействии на

пациентов, а об их способности к самовыражению. В своей книге «Театр

экспромта» Морено (1923) пишет все еще очень поэтическим экспрессионистким

стилем: «Игрок - это житель частного дома. Экскурсия последовательности

чувств, ощущений и мыслей по персональному миру может осуществляться легко,

сказачно и без всякого сопротивления. Однако если какая-либо пара вступает

в противоречие: радоваться или страдать,- то это состояние есть конфликт.

Из отдельных обитателей частного дома конфликт создает общность. Помня о

конфликте, имея в виду факт единства времени ипространства, они будут все

больше и больше увязать друг в друге. Страх в доме может оказаться

настолько велик, что паре или группе уже не помогают ни молчание, ни

беседа, ни изменения, даже очевидные, поскольку нарушения кореняться уже не

столько в душе, сколько в теле, - это смерть [...] Все кажется тщетным. Они

живут в постоянных возвратах и углублении общей беды, самоуничтожение

бывает здесь уничтожением сознания, но не конфликта. Дом, где они живут,

есть защита собственных представлений, защита тела, которое их окружает,

есть печать на встрече, есть конфликт - внутренняя причина прячется очень

глубоко. Однако, из этого лабиринта осложнений между отцом и матерью,

ребенком и няней, другом дома и врагом дома, из недопониманий в ходе жизни,

или вследствие растущего понимания, сам собой встает вопрос: Как должны

ложь, горе, болтовня, боль, глупость, самообман, свобода, познание, знание,

отчуждение, ненависть, страх, ужас, многочисленные объединения этих

состояний друг с другом, как же все это должно быть спасено?» Морено

отвечает: «Посредством последующей театрализации», иными словами:

посредством психодрамы[64].

В отличие от многократно обсужденной в последнее время альтернативы

«Поэзия или теория конфликта?» в данном тексте приводится пример теории

конфликта, выступающей в качестве поэзии. Вдобавок, в нем приводится почти

дословное описание психодрамы:

«...Люди играют сами себя, исходя из необходимости полностью

осознанных заблуждений, иными словами - жизни. Они не хотят больше

преодолевать бытие, они хотят производить его. Они повторяют его. Они

суверенны: и не только в кажимости, но и в смысле их собственного бытия.

Иначе как они могли бы все это осуществить? Ведь они заняты столь многим.

Разворачивается жизнь в целом, во всех ее сложностях и временных

взаимосвязях, ни единый момент не пропускается, приступы страха, скука,

любой вопрос, холод в отношениях, - проявляются вновь. Это не только

разговор, который они ведут. Омолаживается также их тело, их нервы, их

сердечные волокна: они разыгрывают сами себя как бы из самой божественной

памяти: все их действия, все силы, мысли возникают в первоначальном

соотношении, в точном выражении стадий, которые они уже однажды прошли. Все

их прошлое разворачивается в один миг»[65].

В этом тексте 1923 года связываются воедино уже описанные

представления об игре, встрече и театре, с созданной к тому времени теорией

и практикой психодраматической терапии. Его содержание также касается

сегодня теоретических основ и других, особенно новых, психотерапевтических

методов, а также потому, что это не только облегчает познание важнейших

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.