Рефераты. Исследование феномена катарсиса






Исследование феномена катарсиса

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………... С. 3

1. Внутренние особенности трагедии по Аристотелю……... С. 8

А). Что есть трагедия?………………………………... С. 8

В). «Страх» и «сострадание»…………………………С. 11

2. Катарсис: понятие, сущность и функции………………….С. 15

А). Античное понимание катарсиса как

Эстетической категории……………………………….С. 15

В). Катарсис Аристотеля в интерепретации

А.Ф. Лосева……………………………………………..С. 17

С). Пост-аристотелевские исследования

феномена катарсиса…………………………………… С. 22

3.Практическое использование катарсиса в психологии……… С. 26

А). Психологи о катарсисе……………………………..С. 26

В). Катарсис в психодраме……………………………..С. 28

С). Катарсис и медитация………………………………С. 35

Заключение……………………………………………………..С. 39

Список литературы…………………………………………….С. 41

Приложение…………………………………………………….С. 44

Введение.

Проблема катарсиса – трагического очищения – вызвала в истории

философии, эстетики и литературы многочисленные споры. Одна из причин

подобных споров своим основанием имеет недостаточно удовлетворительную

сохранность «Поэтики» Аристотеля, а другая – принципиальную

противоположность позиций дискутирующих сторон. Характер сложности проблемы

трагического катарсиса, по образному выражению Н.И. Новадского [1], может

быть сопоставлен в этом отношении с знаменитым «гомеровским вопросом».

Поэтому давать подробный анализ основных вариантов решений, которые

наметились в толковании аристотелевского катарсиса, трудно, так как даже

простое перечисление трудов о катарсисе Аристотеля займет не один десяток

страниц. В своем исследовании мы отметим особенности некоторых работ по

этому вопросу и попытаемся наглядно показать варианты решений данной

проблемы (см. приложение).

Целью представленной работы является исследование феномена катарсиса

(его сущности, функций, значения). Объект исследования - психическое

переживание, предмет – феномен катарсиса у Аристотеля и его развитие в пост-

аристотелевской мысли.

Исследование проводится на основе следующих трудов Аристотеля:

«Метафизика», «Физика», «О душе», «Политика», «Этика», «Риторика» и

«Поэтика, или Об искусстве поэзии». Наиболее часто используются переводы

Гаспарова М.Л. и Лосева А.Ф. Также мы использовали работы философов,

литераторов и психологов. Из трудов античных философов здесь представлены

работы Платона, Пифагора, Квинтилиана, Эмпедокла, Гераклита и Ямвлиха. В

пост-арситотелевское время проблемой занимались исследователи: Я. Бернайс,

У. Шекспир, Э. Целлер, Э. Мюллер, Д. Лессинг, И.В. Гете, Ф. Шиллер, Ж.-Ж.

Руссо, К. Целль, Д. Кок, К. Зелл, Й. Хейнзинга, Ф. Гегель, К. Маджи, Д.

Лэмбин, Д. Гейнсиус, З. Фрейд, Г. Гейне, Ф. Фишер, Ф. Ницше, А. Маслоу, Я.

Морено, Р. Ошо и др. Из отечественных исследователей катарсиса мы отмечаем

следующих: В. Волькенштейн, Н.И. Новадский, А.Н. Чанышев, Ф.М. Достоевский,

Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев.

В первой главе нами поставлена задача выявить особенности

аристотелевской трагедии, так как именно в связи с ней он упоминал об

очищении или катарсисе. Так как по Аристотелю очищение происходит через

переживание «страха» и «сострадания», этим понятиям посвящен второй раздел

первой главы.

Вторая глава данной работы посвящена феномену катарсиса. Мы поставили

перед собой следующие задачи:

- рассмотреть античные традиции понимания катарсиса;

- отметить особенности понимания аристотелевского катарсиса А.Ф.

Лосевым, который на наш взгляд наиболее близко подошел к верному

варианту решения проблемы;

- рассмотреть феномен катарсиса в интерпретации исследователей пост-

аристотелевского времени

Третья глава посвящена проблеме практического использования катарсиса в

психологии. Здесь мы выделили следующие задачи:

- рассмотреть феномен катарсиса в интерпретации психологов и отметить

варианты использования его в психологии;

- исследовать опыт практического применения феномена в психодраме;

- выявить роль катарсиса в медитации на основе работ философа и

психолога Р. Ошо.

Наиболее актуальной задачей данного исследования является рассмотрение

возможности практического применения феномена катарсиса, определение

которого сформулировал еще Аристотель, в современной психологии. Эта

проблема в целом была мало изучена, поэтому наша работа представляет

интерес при изучении феномена катарсиса в психологии.

Чтобы подойти к вопросу о катарсисе в философии Аристотеля, необходимо

рассмотреть философско-психологическую компоненту его творчества. Это

поможет выявить отправную точку его рассуждений о катарсисе.

Аристотеля можно считать родоначальником психологии, так как именно

ему принадлежит первый в истории науки психологический трактат «О душе».

Аристотель понимает душу очень широко. Там, где есть жизнь, там есть и

душа. Поэтому наделены жизнью и одушевлены и растения, которые обладают

лишь движением в смысле питания, роста; и животные, которые обладают еще и

способностью ощущения; и человек, которому свойственно все предыдущее и

также ум, мышление, рассуждение; и, наконец, Бог, который обладает лишь

умом. «Все состояния человеческой души связаны с телом: негодование,

кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение;

вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело»[2]. Она разделена

Аристотелем на две части: разумную и неразумную, последняя же – на

растительную и страстную (стремящуюся, аффективную). При этом ощущения у

Аристотеля тесно связаны со способностью стремления. Разумная часть души

распадается на рассудок (т.е. практический разум) и собственно разум

теоретический. Практический разум должен властвовать над страстной частью

души, которая разумна лишь в той степени, в какой она повинуется разуму.

Теоретический же, созерцательный разум, который «не мыслит ничего

относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или

добиваться»[3], не имеет отношения к аффективной части души. Между тем

именно эта последняя, полная стремлений, движет душой. Практический ум,

направленный на деятельность, отличается от созерцающего своей

направленностью к цели и тоже движет душой. Теоретический разум – это

субъект познания, он делится на «ум, который становится всем», и на «ум,

все производящий», что позднее было названо соответственно пассивным и

активным интеллектом. По Ф. Нуйенсу, который описывал в своем труде

«Эволюция психологии Аристотеля» определенную последовательность его

сочинений, в последний период деятельности Аристотель стал истолковывать

душу как энтелехию тела; такая душа не бессмертна, она возникает и погибает

вместе с телом, зато ум (нус) совершенно отделяется от души, как

нематериальный и бессмертный[4].

Важно упомянуть здесь также учение Аристотеля об умном перводвигателе

как первооснове всей его философии. Он писал в «Метафизике» (XII книга) о

том, что смысловая картина вечно движущегося мира есть энергия сущности

мира. Мир являет себя в этой энергии. Но так как нет ничего, кроме этого

энергитийного смысла, то он сам же и оказывается соотнесенным с самим

собой, т.е. он сам себя мыслит. Поэтому энергия сущности мира, лежащая в

основе всякого движения в нем и в основе всякого события, есть самомыслящая

энергия, энергия Ума, мышление мышления. Она может быть дана в той или

другой степени материального выражения. Будучи сама по себе смысловым

отождествлением отвлеченного смысла и конкретной вещи, т.е. тождеством

логического и алогического, умная энергия может, однако, в той или другой

мере воплощаться в материи. Материальные факты могут более или менее

интенсивно организовываться по закону этой мировой чтойности. Тогда энергия

становится движением, и, смотря по силе ее воплощения, - в той или иной

степени совершенным движением. Максимальная выраженность «чтойности» в

факте, т.е. та организованность факта, когда в смысле его не содержится

ничего фактически-материального, а только – одна чтойность, иными словами,

смысловое тождество чтойности и факта, и есть то, что называется красотой

или совершенством. В красоте и содержится это самодовление выраженного

смысла, обращенного на себя и не ушедшего в беспредельность материи.

Реальное действие, или «движение», как и сама энергия, воплощением

которой оно является, есть действие или «движение» Ума, т.е. самоосознания

и самочувствия. Разрушение энергии и уход ее в материальную беспредельность

есть также разрушение и блаженного самодовления, свойственного умному

перводвигателю, и переход его от «счастья» к «несчастью», от знания к

незнанию, от блаженной самоудовлетворенности к страдающему и ищущему

страданию и самоутере. Несмотря на все судьбы перводвижущего Ума, уходящего

в то или иное материальное оформление и, следовательно, в той или иной мере

забывающего и теряющего себя самого, ум как таковой остается сам по себе

вечным и неизменным самовыражением мира, и он пребывает собранным в одну

точку и не нуждающимся во временном потоке смысловым тождеством всех

логических и алогических судеб себя самого, данных во всей полноте

блаженного самодовления. Космос с его звездами – умными силами – есть

вечный покой мировой блаженной чтойности в себе и для себя одной.

«Через искусство возникает то, формы чего находятся в душе», - сказал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.