Рефераты. Исследование феномена катарсиса






облегчению и разгрузке души от ненужного балласта; четвертые вспоминают

историко-религиозные корни понятия очищения, возводят его к практике

мистерий и понимают его у Аристотеля мистически. Но, как заметил А.Ф.

Лосев, комментаторы Аристотеля «не заглядывали в главный труд Аристотеля о

«первой философии», не сравнивали с учениями о сходном предмете там, где

даны все принципы мировоззрения Аристотеля вообще»[35].

В «Метафизике» дано и понятие прекрасного во всей его полноте и описано

то состояние вечного самоудовлетворения и блаженного пребывания в себе

самом, в «эросе» Ума к самому себе. Если прекрасное таково вообще, в

космосе, то таково же оно и в частности, в отдельных субъектах и в

отдельных произведениях искусства. «Это блаженное самодовление, наступающее

после пережитого его разрушения, и есть подлинное «очищение», о котором

говорит Аристотель». Лосев отметил некоторые особенности понятия

«очищения», вытекающие из Аристотелева учения о всеблаженстве умной

первоэнергии, в своей работе «Очерки античного символизма и мифологии».

Он считает, что к понятию «катарсис» не подходит ни одна из

психологических характеристик очищения. Дело в том, что новейшая психология

в корне отличается от античной, предполагая некоторый стационарный субъект

и в нем уже находя сторону интеллектуальную, волевую и сторону чувства. Как

бы психология ни объединяла эти стороны и как бы она не говорила о единстве

психической жизни, все равно субъект для нее – последняя опора всего

психического, и он – носитель всех своих состояний. Совершенно обратное

этому находим в античной психологии (и у Аристотеля, как считает Лосев).

Здесь все душевные силы, постепенно освобождаясь от потока становления, в

котором они только и возможны, превращаются в некое единое духовное

средоточие, в ум, который не есть интеллектуальная сторона души, но который

выше самой души и представляет собою высшую собранность всего

растекающегося множества психической жизни в некое неподвижное

самодовлеющее пребывание в одной точке. Об умном состоянии нельзя сказать,

что в нем преобладает момент чувства или момент интеллектуальный. Умное

состояние выше самой души со всеми присущими ей отдельными силами. Поэтому

катарсис, как умное состояние – вне характеристики с точки зрения отдельных

психических актов. Следуя из этого, Лосев критикует теорию Э. Мюллера,

который «наряду с моральным и почти религиозным истолкованием излишне

выдвигает в катарсисе момент удовольствия»[36]. Также неправильно, как он

считает, и рассуждение Кока, «который очищение от сострадания видит в

«мысли» о том, что потерпевший не вполне невинен, а очищение от страха – в

«убеждении» в том, что мы не пострадаем, если не будем так ошибаться»[37].

Эту интеллектуалистическую мораль отвергает и Э. Целлер.

Катарсису не подойдет также и никакая нормативная характеристика в

новейшем смысле этого слова. Существуют три рода норм, или оценок, -

логическая, этическая и эстетическая. Катарсис не является достижением

логической нормы. Миф - не система силлогизмов и не отвлеченная диалектика,

а сцепление происшествий. Значит, пережить очищение можно только путем

вживания в самые происшествия и в их собственную логику. Логика очищения не

есть логика силлогизмов, но логика жизни. Иметь очищение не значит вывести

умозаключение из тех или иных отвлеченно данных посылок. Но когда речь

заходит об этической норме, то уже многие «сбиваются и начинают трактовать

очищение как моральное удовлетворение»[38]. В этом, как считает Лосев,

коренная ошибка Лессинга и всех представителей морального понимания

катарсиса.

Моральная норма требует для себя, прежде всего, дифференцированной

области психической жизни и есть норма именно для этой области. Моральная

норма есть норма для воли. Воля обычно действует случайно и

нецелесообразно, увлекаясь чувственными побуждениями, а норма говорит о

том, как нужно было бы поступить в данном случае и как можно и нужно было

бы отнестись к чувственным побуждениям. Ничего этого нет в очищении как

умно-энергийном состоянии. «В очищении нет ни волевого устремления, ни

нормы для этого последнего»[39]. Очищение есть состояние духа, который

поднялся выше волевых актов. Значит, оно не нуждается и в морали. Очищение

есть не моральное, но умное состояние. Если говорить все-таки о морали, то

в трагедии она дана в ужасающем виде. Преступления, смерти, поругания и

всяческие моральные бесчинства здесь на каждом шагу, и никакое возмездие и

месть не в силах восстановить поруганной чести, вернуть к жизни убитого,

преодолеть всю тьму и смрад совершенных преступлений. В морали есть та

отвлеченная справедливость, которая претит просветленно-катарсическому

успокоению. В очищении есть слезы любви и прощения, сострадания и тихого

участия, в то время как мораль никого не любит и никому не прощает, никому

не сострадает и ни в ком не участвует. Свести катарсис на моральное

успокоение добродетелей души – значит вносить тот европейский морализм,

которого совершенно не знала языческая и мистическая Греция.

Точно так же неправильно, как считает Лосев, видеть в катарсисе и

успокоение эстетическое. Эстетическая норма у нас считается выполненной

даже тогда, когда морального вопроса не только не ставится, но когда он

ставится и получает отрицательное решение. Она достигается у нас независимо

от того, в каком фактическом содержании даны эстетические факты. Пусть

убивают безобразно, но можно очень красиво изобразить убийство, и оно будет

нравиться. Это значит, что эстетическая оценка у нас понимается отвлеченно

от жизненной оценки; она есть игра чистого смысла самого по себе,

независимо от того факта, который является носителем этого смысла. Не то у

Аристотеля: умная перво-энергия охватывает и значимость фактов как таковых.

От разной оценки этих фактов зависит и разная оценка их смысловой энергии.

В трагическом очищении дано просветление сознания не только по поводу

смысловых взаимосоотношений вещей, но и по поводу самих вещей. Ведь

трагедия как раз тогда и начинается, когда данная умная субстанция

устремляется в материальную беспредельность инобытия и приходит к

саморасщеплению и самораздроблению. В этих инобытийных судьбах вещи

зарождается, наконец, быть может после долгих исканий и страданий, путь к

утерянной цельности умно-просветленного самодовления, и зарождается,

наконец, это очищение не только от раздвоения идеи, но и от

самораздробления факта. Здесь уже не просто эстетика, но и жизненное

умиротворение; и чувствуется, что действительно всерьез были затронуты

самые основы бытия, и вот, они – невредимы. Именно поэтому Лосев не

соглашается с Целлером, который в катарсисе выдвигает момент чисто

художественного настроения, отделяя эстетический катарсис от этического.

«Это невозможно уже потому, что сам Целлер утверждает, что у Аристотеля

эстетическое и этическое трудно отделимы друг от друга. Так очищение

оказывается далеким от всякого чисто эстетического удовлетворения, не

впадая, однако, ни в морализм, ни в резонерство. «Трагическое очищение –

умное очищение, а не эстетическое, и ум – выше чувства и энергии. Такова

античная «эстетика» Аристотеля», - пишет Лосев.

К сущности трагического очищения, если иметь в виду учение Аристотеля о

блаженном самодовлении ума, относится специфическая связь ума с материей.

Как было уже сказано выше (см. введение), ум по Аристотелю есть энергия

сущности, а энергия, не будучи движением, т.е. фактом, или пространнственно-

временным событием, тем не менее содержит в себе материю, становление,

будучи «средним» между отвлеченной заданностью смысла и вещью как таковой.

Другими словами, по смыслу своему энергия есть тождество логического и

алогического; материя содержится в ней в виде некоего смысла. Материя

модифицирует чистый смысл на выраженный, оставляя его всецело в сфере чисто

смысловой. Значит, энергия вмещает в себе все судьбы своего инобытийного

становления, но вмещает умно, а не фактически. Она и нуждается в своем

инобытийном становлении, ибо иначе она не выразила бы и не утвердила бы

себя, но и не нуждается в нем, ибо сама по себе она есть чисто умная

значимость, а не какой-нибудь эмпирический факт, или вещь. То же самое

взаимоотношение ума и материи имеется и в трагедии, но только здесь имеются

в виду отдельные умы, т.е. личности, а не ум вообще (хотя вполне мыслима и

фактически не раз осуществлялась, например, трагедия грехопадения Адама,

который может быть понят как умная собранность всей первозданной твари), и

далее в трагедии имеется в виду не материя вообще, но материя как начало,

расслаивающее ум, т.е. как преступление. Таким образом, получается, что

преступление и нужно для личности, и не нужно для нее. Нужно оно, ибо

только и суждено данной личности выразить себя. Не нужно оно, ибо сама по

себе личность есть ум, и все материальные судьбы ее имеют для нее значение

лишь постольку, поскольку так или иначе отражаются на уме. Отсюда и вся

трагическая обстановка, с одной стороны, нужна для очищения, с другой – не

нужна. Нужна потому, что в ней выражает и утверждает себя личность. Другой

вопрос, что это выражение и утверждение себя оказалось столь ужасным. Все-

таки выражает и утверждает себя всякая личность, если она вообще есть

нечто. Но трагедия также и не нужна для очищения, потому что очищение и

просветление есть умная энергия и состояние нематериального ума, причем

смысл этой энергии не нуждается ни в каких фактах, трагических или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.