Рефераты. Исследование феномена катарсиса






своими победами[50]. В этом приобщении через трагический миф к

дионисийскому оргиазму, когда со зрителем «внятно говорит сокровеннейшая

бездна вещей»[51] и он как будто «приложил ухо к самому сердцу мировой

воли»[52], и в его спасении от этого оргиазма через эпическую

определенность трагического героя Ницше прозревал сущность катартического

эффекта.

Ницше настойчиво педалировал внеэтический характер катарсиса.

Иронизируя над филологами, которые, по его словам, не знают толком, следует

ли причислить катарсис к моральным или медицинским феноменам, он писал, что

их представления о катарсисе опровергаются уже замечательной догадкой Гете,

который признавался: «Без живого патологического интереса мне никогда не

удавалось обработать какое-либо трагическое положение, почему я охотнее

избегал, чем отыскивал его. Не было ли, пожалуй, одним из преимуществ

древних, - с удовлетворением цитировал Ницше вопрос поэта, - что и высший

пафос был у них лишь эстетической игрой...?»[53].

В «Рождении трагедии из духа музыки» Ф.Ницше пишет: «Мы должны

представлять себе греческую трагедию как дионисический хор, который все

снова и снова разряжается аполлоническим миром образов.» Это, безусловно,

так, однако, смысл трагедии не столько в аполлоническом оформлении

дионисийского безумия, сколько в безопасной направленности неуемной

энергии, в правильном освобождении от священного безумия, в катарсисе,

пройдя через который, человек обновляет душу. Известно то огромное

впечатление, какое производили на зрителей трагедии, поставленные на

праздник Великих Дионисий. «...по преданию, на представлении Эсхиловых

«Эвменид» женщины преждевременно разрешались от бремени - так сильно

потрясало толпу увиденное зрелище...»[54].

Итак, мы выявили около десяти направлений исследования феномена

катарсиса. Их может быть больше, но основные приведены здесь. Проще

представить мнения исследователей катарсиса о его природе в виде схемы,

которая показывала бы наглядно варианты понимания этого феномена, что мы и

попытались сделать (см. приложение). Наряду с основными теориями там

отмечены и оригинальные варианты понимания катарсиса. В скобках указаны

исследователи, которые придерживались данных теорий феномена.

Рассматривая большинство концепций феномена катарсиса, мы пришли к

пониманию того, что исследователи анализировали его с точки зрения

соответствия потребностям культуры и философии их собственной эпохи.

Несмотря на принципиальную противоположность взглядов исследователей

катарсиса, можно сделать общий вывод: катарсис – это процесс,

психологически важный. Именно поэтому следующая глава посвящена описанию

методов использования этого феномена в психологии.

3. Практическое использование катарсиса в психологии.

А). Психологи о катарсисе.

Очищение связано с работой воображения и созданием иллюзии. В

психоанализе оно интерпретируется как удовольствие, испытываемое во время

спектакля человеком от своих собственных эмоций, передающихся от эмоций

другого человека, и как удовольствие от ощущения части своего прошлого «Я»,

которая принимает облик «Я» другого человека, обеспечивая безопасность.

З. Фрейд воспринял методы гипноза и катарсиса, которые М. Брейер

использовал в лечебных целях. Нельзя, рассматривая фрейдизм, не оценить в

нем положение о катарсисе - в общих чертах сохранившееся еще со времени

первого исследования истерии. Излечение от истерии по Фрейду является

результатом явления вытесненного желания в сознании больного, таким

образом, катарсис вызывается знанием причин болезненного состояния. Идеал

психоанализа - знание, которое врачует душу- это ли не идеал всей

европейской культуры - от греческой древности до наших дней. Фрейд впервые

соприкоснулся с методом катарсиса, лечебной беседы, который впоследствии

сыграл столь значительную роль в его собственных исследованиях. Однако со

временем применение гипноза вызывало у него все большую и большую

неудовлетворенность. Хотя это и приносило очевидные результаты, ослабляя

или даже вовсе снимая симптомы расстройств, все же не удавалось добиться

устойчивого лечебного эффекта в долговременном плане. Многие пациенты

обращались с повторными и новыми жалобами. Кроме того, как обнаружил Фрейд,

некоторые невротические пациенты поддаются гипнозу с трудом или не

поддаются ему вовсе. Поэтому в скором времени он прекратил практику

гипноза, но продолжал использовать катарсис в качестве метода лечения и

разработал новую психологическую технику - метод свободных ассоциаций

(свободные ассоциации - психологическая техника, при которой пациент

говорит все (первое), что ему приходит в голову).

Ролло Мэй, описывая практические шаги в психологическом

консультировании, говорит о том, что исповедь содержит элемент катарсиса.

Уже сама возможность выговориться перед объективным и понимающим

консультантом оказывает оздоровляющий эффект на психику клиента. Он

избавляется от некоторых «тормозов», исповедь высвобождает мыслительный

поток из подсознания в сознание и словно промывает соединяющий их канал;

она помогает клиенту увидеть свои проблемы в ясном свете объективной

реальности. Нельзя ожидать таких же результатов, излив душу первому

встречному. Катарсис в исповеди во многом зависит от консультанта, который

устанавливает с клиентом эмпатическую связь.

Согласно концепции самоактуализации А. Маслоу, катарсис – это

составляющая «пик-переживания». «Пик-переживания» (peak-experiences) - это

особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого индивидуума. Маслоу

отмечает, что «пик-переживания» часто вызываются сильным чувством любви,

произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы.

Прекрасный закат или особенно впечатлившая музыкальная пьеса - примеры «пик-

переживания». «Пик-переживание» может быть понимаемо как полнота действия

или как завершение гештальта в терминах гештальт-психологии. По Маслоу,

«пик-переживания» вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями. По-

видимому, всякий опыт реального совершенства может вызвать «пик-

переживание». Жизнь большинства людей наполнена длительными периодами

сравнительной невнимательности, недостаточной вовлеченности, даже скуки. В

противоположность этому «пик-переживания» в наиболее широком смысле слова -

это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными

миром и связанными с ним.

Наиболее значительные «пик-переживания» сравнительно редки. Поэты

описывали их как моменты экстаза, люди религии - как глубокие мистические

переживания. По Маслоу, высшие «инки» характеризуются «чувством

открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более

могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством

экстаза, восторга и трепета, потерей ощущения пространства и времени»[55].

Л.С. Выготский был склонен рассматривать катарсис как чисто

эстетическую реакцию. Он полагал, что во всяком художественном произведении

«нужно различать эмоции, вызываемые материалом, и эмоции, вызываемые

формой»[56]. Художник, продолжал Выготский, всегда формой преодолевает свое

содержание, и, таким образом, возникает «аффект, развивающийся в двух

противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в

коротком замыкании находит свое уничтожение»[57].

Рассуждения Выготского обнаруживают любопытное сходство не только с

размышлениями Ницше о взаимодействии в греческой трагедии аполлонического и

дионисического начал, но и содержанием эллинского символа «лука и лиры»,

обязанного своим происхождением Гераклиту из Эфеса, заявившему однажды:

«...враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение

(гармония), как лука и лиры»[58]. Комментируя изречение мудреца, Б.П.

Вышеславцев писал: «Только при полном раскрытии противоположных сил, при

напряженности сопротивления может прозвучать гармония. Гармония есть нечто

новое, никогда раньше не существовавшее, проявившееся вдруг там, где раньше

был спор, уничтожение и взаимное вытеснение. (...) Лук есть система

противоборствующих сил и чем сильнее напряжение отталкивающих полюсов, тем

лучше лук. Уменьшить или уничтожить сопротивление обоих концов лука -

значит уничтожить самый лук. Но тетива лука может превратиться в струну

лиры. Лира построена на том же принципе, как и лук: она есть многострунный

лук, можно сказать, преображенный или «сублимированный» лук. Здесь мы может

наглядно созерцать и слышать как из противоборства возникает прекраснейшая

гармония»[59]. В качестве символа гармонии лира стала у эллинов атрибутом

Аполлона, ибо оформление бытия и всего космоса по законам Аполлона

мыслилось как мировая симфония[60].

В). Катарсис в психодраме.

Психодрама - это терапевтический метод, в котором психические и

психосоматические заболевания понимаются как проявление нарушений в

межличностных отношениях и интеракциях. Для лечения этих нарушений

используется спонтанное сценическое их изображение. Психодрама - это

групповая психотерапия и активный метод. Это подход, который объединяет

глубинную психологию и терапию поведения. Он описывается здесь так подробно

потому, что до сих пор психотерапию понимают главным образом как

индивидуальную терапию, а сферу активности пациента ограничивают

терапевтическим лежанием на кушетке.

Венский врач Якоб Леви Морено описал психодраму в 1920 году. При этом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.