Рефераты. Теория государства и права (шпаргалки)








76. Критерии выделения отраслей  права.

Система права показывает, из каких частей, элементов  состоит  право  и  как они  соотносятся  между  собой.   Структурными  элементами   системы   права являются: 1.   отрасль  права;  2.  подотрасль  права;  3. институт права.

Отрасль права  –  это  главное  подразделение  системы  права,  отличающееся специфическим  режимом  юридического  регулирования  и  охватывающее   целые участки, комплексы однородных общественных отношений.    Отрасли права:

1.  Государственное  (конституционное)   право.   Предмет   –   общественные отношения в сфере государственного управления, принципов его  организации и организации экономической и политической жизни общества, основные права и обязанности граждан,  сюда входит Конституция и конституционные  нормы. Нормы могут быть декларациями или иными нормативными актами

2. Административное право – отношение  физических  лиц,  юридических  лиц  с органами государственной власти или управления.

3. Уголовное право дает понятие  о  преступлении  и  всех  отношений  с  ним связанных: системой наказания и так далее. Оно так же содержит  полный  и исчерпывающий перечень неправомерных действий называемых преступлениями.

4. Трудовое право (частично): оплата труда,  правила  внутреннего  трудового распорядка, юридическая ответственность в рамках трудовых  правоотношений и т.п.

5. Гражданское право – регламентирует личные  имущественные  права  граждан. Дает понятия физического  и  юридического  лица,  устанавливает  права  и обязанности в области структур обязательств,  а  также  наследственные  и авторские  права.  Основной  нормативный  акт  –  Гражданский  кодекс   и некоторые нормативные акты регулирующие эти же отношения,  но  только  до тех пор, пока не противоречат кодексу (существует единственное исключение связанное с приватизацией).

6. Коммерческое право –финансовое  право,  налоговое право и таможенное право.

7. Семейное право (можно отнести к гражданскому праву)

8.   Процессуальные   отрасли:   уголовно-процессуальное    и    гражданско-процессуальное право и арбитражный суд.

      Крупные и сложные по  своему  составу  отрасли  наряду  с  институтами права включает  еще один компонент – подотрасль  права.  Так,  в  составе  гражданского права выдел. такие подотрасли, как авторское,  обязательств.,  наследств.  В фин. – бюдж., налоговое.

Институт  права: 

совокупность  норм,  регулирующих  определённый  участок (сторону)  однородных  общественных  отношений.  Пример:   институт   купли- продажи, дарения, наследования.

Примеры правовых  институтов:  в  уголовном  праве  —  институт  необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском  праве — институт исковой давности,  институт  дарения,  сделки,  купли-продажи;  в государственном праве — институт гражданства; в административном —  институт должностного лица; в семейном праве — институт брака и  т.д. 

Виды правовых  институтов.  Прежде  всего  институты делятся по  отраслям  права  на  гражданские,  уголовные,  административные, финансовые  и  т.д.  Сколько  отраслей  —  столько   соответствующих   групп институтов.

Межотраслевой  и  отраслевой  институт  права

Институты   права  классифицируются  на  отраслевые  и  межотраслевые   (или смешанные  Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права,  а межотраслевой  —  из  норм  двух  и  более  отраслей.   Например,   институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.


77. Правовая культура: понятие, структура, функции

Категория "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Структура правовой культуры. 1) Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.

2) Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.

3) Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом.

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах.

Функции правовой культуры: познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская, коммуникативная и прогностическая.

82. Теория государства и права и социальная практика

Теория и практика взаимосвязаны. Если теория ищет общие закономерности в практике, то последняя составляет основу и смысл существования теории, обуславливает её. Можно сказать, что практика - это объективная реальность, когда теория - продукт её осмысления. В этой связи социальная практика, т. е. процесс деятельности общества людей (социума), охватывающий экономические (базисные) и политические, юридические и др. взаимоотношения (надстройка) как между отдельными личностями, так и между их так или иначе организованными группами, и составляет основу для теоретического осмысления, для социальной теории. Основой для ТГиП является практическая деятельность государства и правовое регулирование.

Социальная значимость ТГиП во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, факты государственно-правовой деятельности служат источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обуславливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе.

ТГиП позволяет обобщить практическую деятельность всех государств и всех правовых систем в различных аспектах их взаимодействия, влияния на общество и взаимовлияния. Изучая и обобщая практику, ТГиП формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и использовать их в целях развития общества.





78.89. Государственные органы: понятие, виды

Аппарат государства состоит из самостоятельных звеньев (структурных элементов) – органов государства. Орган государства – структурная часть аппарата государства, состоящая из государственных служащих, которая в пределах собственной компетенции участвует в осуществлении функций, целей и задач государства.

Признаки: 1) Коллектив людей, государственных служащих, которые на профессиональной основе осуществляют государственное управление. Есть органы, состоящие из одного лица (напр., Президент); 2) Государственный орган наделён только ему присущей компетенцией, которая есть объём и пределы властных полномочий. С её помощью определяется вид общественных отношений, в рамках которых государственный орган функционирует и вправе принимать нормативные и индивидуальные правовые акты и осуществлять принуждение. С помощью компетенции определяются пределы властных полномочий. Здесь проявляется место государственного органа в аппарате государства; 3) Орган государства обладает определённой самостоятельностью. Но, тем не менее, связан рамками компетенции и взаимодействует с другими органами; 4) Наличие внутренней структуры (подразделения, соединённые единством целей и дисциплиной); 5) Имеются властные полномочия, выражающиеся в возможности издавать обязательные к исполнению властные веления в форме нормативных или индивидуальных правовых актов, а также в обеспечении их выполнения путём применения различных методов, в т. ч. принуждения (другой метод – убеждение).

Виды государственных органов. Классификация осуществляется по различным основаниям. 1) По принципу функционального разделения властей: законодательные (занимаются законодательством, а также выполняют представительные функции, например, представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание, в субъектах – государственные собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.д), исполнительные (применяют право к конкретным отношениям, осуществляют управленческие функции,  например, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ, федеральные агентства и т.д.). В субъектах органами исполнительной власти могут выступать президенты, правительства, министерства – в республиках; администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т.д. – в других субъектах. ) и судебные (занимаются разрешением споров; независимы от других ветвей власти, например суды, например, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды. Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование). Есть органы (Президент, прокуратура, армия), формально не относящиеся к какой-либо из ветвей, хотя на основе анализа их функций и методов деятельности можно говорить об их принадлежности какой-либо ветви власти. 2) С учётом федерального деления: федеральные органы и органы субъектов федерации. Муниципальные органы к государственным не относятся и в эту классификацию не попадают. 3) По порядку формирования: первичные (формируемые на основе избрания [непосредственная демократия], либо по кровнородственному принципу – парламент, монарх, президент в президентской республике) и производные (формируются первичными органами на основе выборов или назначения, конкурса – правительство, президент в парламентарной республике). 4) По порядку принятия решений: коллегиальный (парламент, правительство и т. д.), единоличный (президент, министр и т. д.). 5) По объёму компетенции: органы с общей компетенцией (парламент, правительство), органы со специальной компетенцией (министерства, комитеты и т. п.).


83. Критерии периодизации государства и права

Необходимость периодизации государства и права возникает прежде всего в историческом исследовании. Для ТГиП периодизация государства и права имеет смысл в том, что позволяет оценивать эти общественные институты в развитии, делать теоретические выводы об их возникновении и путях развития, а также прогнозы. Среди критериев периодизации можно выделить два основных, используемых в современной науке: формационный и цивилизационный.

Формационный критерий является традиционным для российской науки. На его основе выделяют пять типов производственных отношений (общественно-экономических формаций): первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, и, соответственно, четыре типа государств и систем права - рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства. При этом полагается, что каждое из государств проходит все указанные ступени. Однако, во-первых, реально есть государства, которые в процессе своего развития пропускали отдельные ступени (например, Россия не знала рабовладельческого строя как того, где труд раба как “говорящего орудия” был основным производственным фактором); во-вторых, социалистическая формация, хотя и была достигнута некоторыми государствами, всё же не показала преимуществ перед предыдущей (что являлось бы признаком эволюции общественного строя) и в целом является гипотетической; и в-третьих, некоторые государства вовсе не подпадают в эту систему. Это - государства восточного типа (традиционные государства). Они не являются ни рабовладельческими (рабы не являются основной производительной силой и имеют отличный от “говорящего орудия” статус, если вообще присутствуют), ни феодальными (нет отношений вассалитета - сюзеренитета), ни, тем более, буржуазными (нет ни свободного рынка, ни частной собственности на средства производства). <Точка зрения А.Б. Венгерова: социалистическое государство 30-х - 50-х гг. XX в. очень напоминает восточную деспотию> Недостатки этого подхода обусловлены, прежде всего, идеологической вульгаризацией идей формационного подхода К. Маркса. Реально в первоначальном формационном подходе основу научной периодизации истории и соответственно государственно-правовой жизни человеческого общества составляет иное членение мировой истории, а именно на три макроформации: первичную (архаическую), вторичную (экономическую) и теоретичную (коммунистическую). Эти макроформации получили название общественных (а не общественно-экономических) формаций. Основными критериями выделения названных формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. При их отсутствии перед нами архаическая или коммунистическая общественная формация, т. е. безгосударственные (по Марксу) эпохи человеческой истории. Азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначать как “прогрессивные эпохи экономической общественной формации”.

Для понимания типологии государств с цивилизационной точки зрения наибольший интерес представляет классификация цивилизаций и соответствующих государственно-политических институтов по уровню их организации на на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе. Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, бирманскую, японскую и др. цивилизации. Огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство — более чем государство, т. к. оно связано с духовным производством. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества. Иное место занимает государство во вторичных цивилизациях: западноевропейской, североамериканской, восточно-европейской, латиноамериканской, буддийской и др. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и здесь с цивилизационной точки зрения государство было компонентом, во многом подчиненным культурно-религиозной системе. Во вторичных цивилизациях положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой - он сам не вправе нарушать эти запреты, иначе его власть незаконна. Его власть - служение, должное соответствовать идеалу, и поэтому вторична.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.