88. Исторические предпосылки государства
Насчитывается множество теорий происхождения государства. Среди них:
теологическая (идея божественного происхождения государства и права),
патриархальная (государство возникает в результате разрастания семьи),
договорная (соглашение народа и государства, желание народа создать себе
законное правление), органическая (люди - “клетки” государства), насилия
(государство возникло в результате внешнего и (или) внутреннего насилия одних
людей над другими), психологическая (потребность людей жить в организованном
обществе), классовая (государство - результат действия объективных процессов
экономического развития общества). Также материалистическая (государство
приходит на смену родоплеменной организации, а законы - обычаям). Реально,
конечно, требуется синтез этих теорий.
Для выяснения причин происхождения государства необходимо учитывать
множество факторов, в т. ч. природный. Начало процессу положил неолитический
период (всемирное похолодание), изменивший условия обитания вида Homo Sapiens
и заставившего его отказаться от привычного образа жизни (собирательство).
Обычные пищевые ресурсы (мегафауна, присущая тёплым климатическим поясам
растительность) были уничтожены. Человек учился приспосабливаться к новым
условиям, но, так как он был слишком неприспособлен под новые условия, он
стал преобразовывать природу сам. Процесс постепенного перехода от
исключительно потребляющей экономики к производящей получил название
“неолитическая революция”. Состоялся переход от естественного разделения
труда (мужской, женский, детский) и естественного равноправия к общественному
разделению труда (земледелие, скотоводство, иная специализация). Одновременно
от первобытнообщинного строя состоялся переход к т. н. “военной демократии”
(варварские кочевые племена). На базе земледельческой общины стало
формироваться раннеклассовое общество.
Первая форма собственности была коллективной. Соседские
земледельческие общины, объединившись, способствовали возникновению особого
центра власти с формой “город-государство” - переходный этап от организации
родовой власти к государственной власти. “Центр” города - дворец, храм,
площадь (общественный центр). Город-государство отражает значительные
изменения в жизни общества: демографический взрыв, государственность, новые
общественные отношения, агрокалендарь, новые культы и обряды, специальный
разряд лиц, занимающийся информационным обслуживанием общества. Этап
формирования города-государства подчеркивал, что родовая власть постепенно
утратила своё историческое значение и под влиянием многих факторов возникло
государство - как генеральная (объединяющая) управленческая структура
общества.
Процесс формирования государства во многих регионах шел неравномерно,
однако в обобщённом виде можно выделить две основных формы происхождения
государства. 1) Типичная форма. Сформировалась на азиатском способе
производства: общинное ведение хозяйства, поскольку природные условия
требовали объединения усилий (азиатский способ не знает свободного рынка и,
следовательно, частного собственника). 2) Уникальные формы происхождения
государства возникли на европейском способе производства, который
характеризуется формированием свободного, не контролируемого властью рынка.
Для того, чтобы рынок развился, нужно такое общество, в котором существует
частная собственность. Государство - орган для защиты частной собственности,
собственника как самостоятельного участника рыночных отношений. Форма
правления - республика (начало). Таким образом, общество создаёт себе орган
для защиты своих интересов от внутренних (межклассовых) и внешних столкновений.
99. Диспозиция правовой нормы
Структура правовой нормы есть логически согласованное её внутреннее
строение, обусловленное фактическими общественными отношениями,
характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов,
реально выраженное в нормативно-правовых актах. Это внутреннее строение
нормы, связь образующих её элементов. Традиционно выделяют три компонента:
гипотеза, диспозиция, санкция.
Диспозиция (распоряжение) – указание на сами права и обязанности. Этот элемент
представляет собой “сердцевину” правовой нормы, указывает на само правило
поведения (права и обязанности участников, предусмотренные гипотезой данной
нормы).
Виды: по способу изложения – простые (содержат простое указание на
поведение), описательные (содержат развёрнутую характеристику, существенные
признаки поведения), ссылочные (отсылают к другой норме данного правового
акта), бланкетные (отсылают к норме, содержащейся в другом правовом акте). По
составу: простые (одно правило поведения), сложные (несколько правил
поведения, выполняемые в совокупности), альтернативные (несколько правил
поведения, из которых достаточно выполнить одно).
|
90. Правосознание: понятие,
структура, виды.
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему
людей, которое может быть положительным или отрицательным. Если признать
право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной
реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание есть
совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и
правовым явлениям в общественной жизни.
Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - сложное
структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты,
обычно называемые правовой идеологией. Она включает в себя понятия и
представления о праве и правовых явлениях в обществе. Особой значимостью в
правовой идеологии обладает юридическая наука. В правосознании можно выделить
и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой
психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не
может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным
мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная)
существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Анализ
отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет
выделить в правосознании и другие элементы. Первый элемент — информационный.
Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Второй
элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек
как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными
ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают
важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека
формируются мотивы его поведения в правовой сфере. На основе информационного
и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о
законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях,
предусмотренных законом.
Виды: по уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в
сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его
качественную характеристику, правосознание делится на три уровня. Первый
уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной
массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере
правового регулирования. Второй уровень — профессиональное правосознание, которое
складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления
практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают
специализированными, детализированными знаниями действующего
законодательства, умениями и навыками его применения. Третий уровень — это
научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей,
научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования
общественных отношений.
По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное
и коллективное. Индивидуальное - воззрение единичного лица. Одним из
видов коллективного правосознания является групповое правосознание,
т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов,
слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание
одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой.
Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно
для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации,
бунтующая толпа). Для характеристики макроколлективов (население страны,
континента, исторической эпохи) используется понятие "общественное
правосознание". Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и
народностей.
97. Понятие формы государства
Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет
собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме
правления, форме государственного устройства и в виде политического режима.
При определении формы государства допускаются несколько подходов. Первый:
форма государства может быть сведена только к форме правления. Второй:
промежуточное значение. Включается форма правления и форма государственного
устройства. При этом имеется особый вопрос о месте государственно-правового
режима: 1) исключение из формы государства; 2) широкая характеристика формы
государства: включает форму правления, государственного устройства и
государственно-правовой режим.Форма государства отвечает на вопросы, на каких
принципах и как территориально построена государственная власть, как
создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и
населением, какими методами она осуществляется и т. д. Понятие формы
государства охватывает организацию верховной государственной власти,
источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти
между собой и населением; территориальную организацию государственной власти,
соотношение государства как целого с его составными частями; методы и способы
осуществления государственной власти. Форма государства зависит от
конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние
на неё оказывают сущность, исторический тип государства.
|