При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем.
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них выделяются военные режимы, при которых вся власть принадлежит военным.
Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, катастрофах. Они могут распространяться на всю территорию государства или на его отдельные регионы.
12. Функции государства: понятие, признаки. Взаимосвязь функций государства с его сущ-тью, социальн. Назначением и основными задачами.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
В основных функциях проявляется сущность и социальное назначение гос-ва. Признаки функции гос-ва: 1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.
2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
4. Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
Под основными функциями принято понимать главные направления деятельности гос-ва в процессе достижения стоящих перед ним целей и задач. Функции гос-ва принято делить на две основные группы - внутренние функции и внешние. Внутренние функции дают возможность понять, какую роль играет гос-во в политической системе данного общества. Так, например, важнейшими внутренними функциями большинства демократических гос-в является функция защиты прав человека и гражданина и функция защиты частной собственности. Внешние функции отражают роль гос-ва во взаимоотношениях с другими гос-вами и международными организациями. Внешние функции гос-ва тесно связаны с внешними, так как внешняя политика является продолжением внутренней политики и обе они обусловлены экономическими условиями существования гос-ва. Помимо функций гос-ва в целом, принято выделять и функции его отдельных органов. Без деятельности гос-ых органов было бы невозможно говорить о воплощении в жизнь основных направлений деятельности гос-ва в целом. Функция гос-го органа представляет собой определенную сферу деятельности данного гос-го органа, в пределах которой он выполняет поставленные перед ним гос-венные задачи. Функция гос-ва обычно реализуется в определенных правовых формах. К таким формам относятся: правотворческая, оперативно-исполнительная и правоохранительная. Отсюда следует, что гос-во осуществляет все свои функции путем издания законов и других нормативных актов, оперативной и распорядительной деятельности, отправления правосудия и правоохранительной деятельности, надзора и контроля за исполнением правовых предписаний. В процессе реализации функций гос-ва применяются два основных метода - убеждение и принуждение. В процессе исторического развития гос-ва в мире менялись и функции основных исторических типов гос-в. Рабовладельческое гос-во. Война становится одним из средств обогащения и усиливает военную верхушку племени. Удерживание рабов и несвободных общинников становится настоятельной необходимостью. Основными внутренними функциями рабовладельческого гос-ва были: - Охрана рабовладельческой собственности и ее развитие. - Подавление сопротивления рабов и других неимущих слоев населения. - Организация общественных работ. К внешним функциям рабовладельческого гос-ва относились: - Завоевание народов других стран с целью порабощения и ограбления. В результате таких войн порабощалось население целых стран: они или становились зависимыми территориями, или исчезали с лица Земли. - Оборона от внешней опасности. - Поддержание дипломатических и торговых отношений с другими странами. Феодальное гос-во. Феодальное гос-во является вторым историческим типом гос-ва. Оно представляло собой особую политическую организацию феодала. Основой производственных отношений феодального общества была собственность феодала на землю как главное средство производства в эпоху феодализма. К внутренним функциям феодального гос-ва относятся следующие: - Охрана и развитие феодального способа произ и защита его основы - феодальной собственности на землю и права на использование труда крестьян, зависимых от феодала. - Подавление сопротивления угнетаемых слоев общества. - Производство общественных работ. - Идеологическое воздействие на население. Внешние функции: - Осуществление агрессивных войн с целью захвата чужих территорий и ограбления народа других стран. - Оборона от нападения извне. - Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими гос-вами. Буржуазное гос-во. С развитием производственных отношений феодальное гос-во уступило свое место буржуазному, которое представляло собой политическую организацию буржуазии и закрепляла власть и интересы собственников на средства производства. Внутренние функции домонополистического периода развития: - Охрана частной собственности на средства производства. - Подавление сопротивления неимущих слоев общества. - Управление делами общества. В настоящее время индустриально развитые гос-ва располагают более широким спектром основных функций, нежели гос-ва раннего капитализма: - Охрана частной собственности. - Управление делами общества. + - Экономическое планирование. - Экономическое и социальное прогнозирование. - Социальное обеспечение. - Охрана окружающей Среды и др. Внешние функции буржуазного гос-ва также различаются на этапах развития. Так, например, для буржуазного гос-ва домонополистического этапа свойственны функции: - Развязывание войн с целью захвата территорий и расширения политического и экономического влияния. - Подавление национально-освободительного движения. - Оборона от нападения извне. - Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими странами. Из этих функций в наше время ушли в прошлое: - Развязывание войн. - Подавление национально-освободительных движений. К оставшимся внешнеполитическим функциям капиталистического гос-ва в наше время прибавились следующие: - Борьба с международным терроризмом. - Ликвидация вооруженных конфликтов международного характера. - Ликвидация экологических катастроф международного характера. - Ликвидация последствий стихийных бедствий и т.д
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых — к возникновению других.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне-главная задача военного ведомства.
Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.
13.Классификация функций государства:понятие и виды. Внутренние и внешние функции г-ва, их вз-вие.
Научное познание гос-ва любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно гос-ва как особой организации публичной власти, но и общества в целом. В связи с тем, что гос-во выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации. Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта гос-го воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые гос-во воздействует в_процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов гос-ой деятельности. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции гос-ва, разрешению каких задач они служат — внутриполит-х или внешнеполит-х — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции гос-ва — это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. Среди внутренних и внешних функций гос-ва различаются функции основные и неосновные. Основные функции — это наиболее общие важнейшие направления деятельности гос-ва по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям гос-ва присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность гос-ва, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности гос-ва, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны, экономическая, социальная деятельность гос-ва, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др. 'Во-вторых, в отличие от многочисленных гос-ых функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности гос-ва в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями гос-го аппарата. В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий гос-ва на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни. Сообразно с этим основные функции гос-ва охватывают, группируют по наиболее важным направлениям гос-го воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности гос-ва по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. От основных и неосновных функций гос-ва следует отграничивать функции органов гос-ва, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в гос-ом механизме политической системе общества. По степени действия существуют временные и постоянные функции. Внутренние ф-ии1. Охранительная функция: Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая функция: Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.” В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 ) 4. Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их. 5. Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Внешние функции. 1. Функция защиты из вне: Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.” Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. 2. Функция сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью: В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 4. Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34