Рефераты. Теория государства и права (шпаргалки для госэкзамена)






При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем.

Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются  либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них выделяются военные режимы, при которых вся власть принадлежит военным.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, катастрофах. Они могут распространяться на всю территорию государства или на его отдельные регионы.


























12. Функции государства: понятие, признаки. Взаимосвязь функций государства с его сущ-тью, социальн. Назначением и основными задачами.

 Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

В ос­нов­ных функ­ци­ях про­яв­ля­ет­ся сущ­ность и со­ци­аль­ное на­зна­че­ние гос-ва. Признаки функции гос-ва: 1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Под ос­нов­ны­ми функ­ция­ми при­ня­то по­ни­мать глав­ные на­прав­ле­ния дея­тель­но­сти гос-ва в про­цес­се дос­ти­же­ния стоя­щих пе­ред ним це­лей и за­дач. Функ­ции гос-ва при­ня­то де­лить на две ос­нов­ные груп­пы - внут­рен­ние функ­ции и внеш­ние. Внут­рен­ние функ­ции да­ют воз­мож­ность по­нять, ка­кую роль иг­ра­ет гос-во в по­ли­ти­че­ской сис­те­ме дан­но­го об­ще­ст­ва. Так, на­при­мер, важ­ней­ши­ми внут­рен­ни­ми функ­ция­ми боль­шин­ст­ва де­мо­кра­ти­че­ских гос-в яв­ля­ет­ся функ­ция за­щи­ты прав че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на и функ­ция за­щи­ты ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти. Внеш­ние функ­ции от­ра­жа­ют роль гос-ва во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми гос-ва­ми и ме­ж­ду­на­род­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми. Внеш­ние функ­ции гос-ва тес­но свя­за­ны с внеш­ни­ми, так как внеш­няя по­ли­ти­ка яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем внут­рен­ней по­ли­ти­ки и обе они обу­слов­ле­ны эко­но­ми­че­ски­ми ус­ло­вия­ми су­ще­ст­во­ва­ния гос-ва. По­ми­мо функ­ций гос-ва в це­лом, при­ня­то вы­де­лять и функ­ции его от­дель­ных ор­га­нов. Без дея­тель­но­сти гос-ых ор­га­нов бы­ло бы не­воз­мож­но го­во­рить о во­пло­ще­нии в жизнь ос­нов­ных на­прав­ле­ний дея­тель­но­сти гос-ва в це­лом. Функ­ция гос-го ор­га­на пред­став­ля­ет со­бой оп­ре­де­лен­ную сфе­ру дея­тель­но­сти дан­но­го гос-го ор­га­на, в пре­де­лах ко­то­рой он вы­пол­ня­ет по­став­лен­ные пе­ред ним гос-вен­ные за­да­чи. Функ­ция гос-ва обыч­но реа­ли­зу­ет­ся в оп­ре­де­лен­ных пра­во­вых фор­мах. К та­ким фор­мам от­но­сят­ся: пра­во­твор­че­ская, опе­ра­тив­но-ис­пол­ни­тель­ная и пра­во­ох­ра­ни­тель­ная. От­сю­да сле­ду­ет, что гос-во осу­ще­ст­в­ля­ет все свои функ­ции пу­тем из­да­ния за­ко­нов и дру­гих нор­ма­тив­ных ак­тов, опе­ра­тив­ной и рас­по­ря­ди­тель­ной дея­тель­но­сти, от­прав­ле­ния пра­во­су­дия и пра­во­ох­ра­ни­тель­ной дея­тель­но­сти, над­зо­ра и кон­тро­ля за ис­пол­не­ни­ем пра­во­вых пред­пи­са­ний. В про­цес­се реа­ли­за­ции функ­ций гос-ва при­ме­ня­ют­ся два ос­нов­ных ме­то­да - убе­ж­де­ние и при­ну­ж­де­ние. В про­цес­се ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия гос-ва в ми­ре ме­ня­лись и функ­ции ос­нов­ных ис­то­ри­че­ских ти­пов гос-в. Ра­бо­вла­дель­че­ское гос-во. Вой­на ста­но­вит­ся од­ним из средств обо­га­ще­ния и уси­ли­ва­ет во­ен­ную вер­хуш­ку пле­ме­ни. Удер­жи­ва­ние ра­бов и не­сво­бод­ных об­щин­ни­ков ста­но­вит­ся на­стоя­тель­ной не­об­хо­ди­мо­стью. Ос­нов­ны­ми внут­рен­ни­ми функ­ция­ми ра­бо­вла­дель­че­ско­го гос-ва бы­ли:
- Ох­ра­на ра­бо­вла­дель­че­ской соб­ст­вен­но­сти и ее раз­ви­тие. - По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния ра­бов и дру­гих не­иму­щих сло­ев на­се­ле­ния. - Ор­га­ни­за­ция об­ще­ст­вен­ных ра­бот. К внеш­ним функ­ци­ям ра­бо­вла­дель­че­ско­го гос-ва от­но­си­лись: - За­вое­ва­ние на­ро­дов дру­гих стран с це­лью по­ра­бо­ще­ния и ог­раб­ле­ния. В ре­зуль­та­те та­ких войн по­ра­бо­ща­лось на­се­ле­ние це­лых стран: они или ста­но­ви­лись за­ви­си­мы­ми тер­ри­то­рия­ми, или ис­че­за­ли с ли­ца Зем­ли. - Обо­ро­на от внеш­ней опас­но­сти. - Под­дер­жа­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми стра­на­ми. Фео­даль­ное гос-во. Фео­даль­ное гос-во яв­ля­ет­ся вто­рым ис­то­ри­че­ским ти­пом гос-ва. Оно пред­став­ля­ло со­бой осо­бую по­ли­ти­че­скую ор­га­ни­за­цию фео­да­ла. Ос­но­вой про­из­вод­ст­вен­ных от­но­ше­ний фео­даль­но­го об­ще­ст­ва бы­ла соб­ст­вен­ность фео­да­ла на зем­лю как глав­ное сред­ст­во про­из­вод­ст­ва в эпо­ху фео­да­лиз­ма. К внут­рен­ним функ­ци­ям фео­даль­но­го гос-ва от­но­сят­ся сле­дую­щие: - Ох­ра­на и раз­ви­тие фео­даль­но­го спо­со­ба про­из­ и за­щи­та его ос­но­вы - фео­даль­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю и пра­ва на ис­поль­зо­ва­ние тру­да кре­сть­ян, за­ви­си­мых от фео­да­ла. - По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния уг­не­тае­мых сло­ев об­ще­ст­ва. - Про­из­вод­ст­во об­ще­ст­вен­ных ра­бот. - Идео­ло­ги­че­ское воз­дей­ст­вие на на­се­ле­ние. Внеш­ние функ­ции: - Осу­ще­ст­в­ле­ние аг­рес­сив­ных войн с це­лью за­хва­та чу­жих тер­ри­то­рий и ог­раб­ле­ния на­ро­да дру­гих стран. - Обо­ро­на от на­па­де­ния из­вне. - Осу­ще­ст­в­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми гос-ва­ми. Бур­жу­аз­ное гос-во. С раз­ви­ти­ем про­из­вод­ст­вен­ных от­но­ше­ний фео­даль­ное гос-во ус­ту­пи­ло свое ме­сто бур­жу­аз­но­му, ко­то­рое пред­став­ля­ло со­бой по­ли­ти­че­скую ор­га­ни­за­цию бур­жуа­зии и за­кре­п­ля­ла власть и ин­те­ре­сы соб­ст­вен­ни­ков на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва. Внут­рен­ние функ­ции до­мо­но­по­ли­сти­че­ско­го пе­рио­да раз­ви­тия: - Ох­ра­на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва. - По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния не­иму­щих сло­ев об­ще­ст­ва. - Управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ст­ва. В на­стоя­щее вре­мя ин­ду­ст­ри­аль­но раз­ви­тые гос-ва рас­по­ла­га­ют бо­лее ши­ро­ким спек­тром ос­нов­ных функ­ций, не­же­ли гос-ва ран­не­го ка­пи­та­лиз­ма: - Ох­ра­на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти. - Управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ст­ва. + - Эко­но­ми­че­ское пла­ни­ро­ва­ние. - Эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние. - Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние. - Ох­ра­на ок­ру­жаю­щей Сре­ды и др. Внеш­ние функ­ции бур­жу­аз­но­го гос-ва так­же раз­ли­ча­ют­ся на эта­пах раз­ви­тия. Так, на­при­мер, для бур­жу­аз­но­го гос-ва до­мо­но­по­ли­сти­че­ско­го эта­па свой­ст­вен­ны функ­ции: - Раз­вя­зы­ва­ние войн с це­лью за­хва­та тер­ри­то­рий и рас­ши­ре­ния по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го влия­ния. - По­дав­ле­ние на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния. - Обо­ро­на от на­па­де­ния из­вне. - Осу­ще­ст­в­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми стра­на­ми. Из этих функ­ций в на­ше вре­мя уш­ли в про­шлое: - Раз­вя­зы­ва­ние войн. - По­дав­ле­ние на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ных дви­же­ний. К ос­тав­шим­ся внеш­не­по­ли­ти­че­ским функ­ци­ям ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го гос-ва в на­ше вре­мя при­ба­ви­лись сле­дую­щие: - Борь­ба с ме­ж­ду­на­род­ным тер­ро­риз­мом. - Ли­к­ви­да­ция воо­ру­жен­ных кон­флик­тов ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра. - Ли­к­ви­да­ция эко­ло­ги­че­ских ка­та­ст­роф ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра. - Ли­к­ви­да­ция по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий и т.д

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых — к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне-главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

13.Классификация функций государства:понятие и виды. Внутренние и внешние функции г-ва, их вз-вие.

 Научное познание гос-ва любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, пред­ставляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно гос-ва как особой орга­низации публичной власти, но и общества в целом. В связи с тем, что гос-во выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их науч­ная классификация. Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой класси­фикации. Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта гос-го воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые гос-во воздействует в_процессе своей деятель­ности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее однородных, близ­ких друг к другу видов гос-ой деятельности. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции гос-ва, разрешению каких задач они служат — внутри­полит-х или внешнеполит-х — они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции гос-ва — это, например, экономическая, экологическая, функция разви­тия культуры, науки и образования. К внешним функциям отно­сятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. Среди внутренних и внешних функций гос-ва различа­ются функции основные и неосновные. Основные функции — это наиболее общие важнейшие направ­ления деятельности гос-ва по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям гос-ва присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность гос-ва, его социальное назна­чение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности гос-ва, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, рабо­ты транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны, экономическая, социальная деятельность гос-ва, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др. 'Во-вторых, в отличие от многочисленных гос-ых функций, осуществляемых, как правило, специально предназна­ченными для этого органами (например, здравоохранение, соци­альное обеспечение, высшее образование, финансовая деятель­ность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности гос-ва в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями гос-го аппарата. В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий гос-ва на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством обще­ственных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни. Сообразно с этим основные функции гос-ва охватыва­ют, группируют по наиболее важным направлениям гос-го воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Пос­ледние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности гос-ва по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. От основных и неосновных функций гос-ва следует от­граничивать функции органов гос-ва, т.е. реализацию ком­петенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответст­вии с их местом и назначением в гос-ом механизме политической системе общества. По степени действия существуют временные и постоянные функции. Внутренние ф-ии1. Охранительная функция: Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая функция: Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.” В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )     4. Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их. 5. Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.  Внешние функции. 1. Функция защиты из вне: Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.” Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. 2. Функция сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью: В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.  4. Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.