Рефераты. Теория государства и права (шпаргалки для госэкзамена)






Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер-жек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.

8. Форма государства:понятие и составляющие элементы.

 Форма гос-ва - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму гос-го устройства и Пол. режим. Если категория “сущность гос-ва” отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в гос-ве, то категория “форма гос-ва” — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем гос-венно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с гос-вом в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
Форма гос-ва — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Элементами формы гос-ва выступают: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ой власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма гос-го устройства (отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными территориальными единицами; по форме гос-го устройства гос-ва делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные); 3) политический (гос-венный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления гос-ой власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов гос-го властвования различают демократический и антидемократический политические (гос-венные) режимы).  Вопрос о структурных элементах формы гос-ва носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы гос-ва сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юр-й науке. Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы гос-го устройства составляют форму гос-ва. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке. Согласно третьей точке зрения, форма гос-ва состоит из 3-х элементов, а именно – формы правления, формы гос-го устройства и политического режима – наиболее широко распространена в отечественной науке. Форма гос-ва зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип гос-ва. Так феодальному типу гос-ва соответствовала как правило, монархическая форма правления, а буржуазному республиканская. Форма гос-ва во многом зависит от соотношения полит-х сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конст-я – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На форму гос-ва влияют национальный состав. Исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории гос-ва обычно являются унитарными.

9. Понятие формы правления. Монархия и республика.

форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

 Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха — источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом. Для кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии ха­рак­тер­но ог­ра­ни­че­ние пол­но­мо­чий гла­вы гос-ва и на­ли­чие конст-ии. Кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия, в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни ог­ра­ни­че­ния пол­но­мо­чий мо­нар­ха, де­лит­ся на дуа­ли­сти­че­скую и пар­ла­мен­тар­ную. В дуа­ли­сти­че­ской мо­нар­хии власть при­над­ле­жит мо­нар­ху и пар­ла­мен­ту. В за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти пол­но­мо­чия мо­нар­ха силь­но ог­ра­ни­че­ны, но за­то дос­та­точ­но ши­ро­ки в об­лас­ти осу­ще­ст­в­ле­ния ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. В на­стоя­щее вре­мя в чис­том ви­де та­кая фор­ма прав­ле­ния не встре­ча­ет­ся. Наи­бо­лее сей­час рас­про­стра­нен­ной фор­мой мо­нар­хи­че­ско­го гос-ва яв­ля­ет­ся пар­ла­мен­тар­ная мо­нар­хия, она име­ет ме­сто в ря­де ин­ду­ст­ри­аль­но раз­ви­тых стран: Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния, Шве­ция, Нор­ве­гия, Да­ния, Ни­дер­лан­ды, Бель­гия. В пар­ла­мен­тар­ной мо­нар­хии власть мо­нар­ха в об­лас­ти зак-ва прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ет и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ог­ра­ни­че­на и в об­лас­ти ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Рес­пуб­ли­кан­ская фор­ма прав­ле­ния - са­мая рас­про­стра­нен­ная в со­вре­мен­ных гос-вах.

Республика — это форма правления, в которой высшая . государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). Гла­ва гос-ва вы­пол­ня­ет глав­ным об­ра­зом пред­ста­ви­тель­ские функ­ции, хо­тя по конст-ии его пол­но­мо­чия мо­гут быть ши­ро­ки­ми, од­на­ко прав-во за­ни­ма­ет ос­нов­ное ме­сто в гос-ом ме­ха­низ­ме и осу­ще­ст­в­ля­ет управ­ле­ние стра­ной.

Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Ха­рак­тер­ная чер­та пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки - же­ст­кое раз­де­ле­ние вла­стей на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. Ос­нов­ным при­зна­ком это­го раз­де­ле­ния яв­ля­ет­ся боль­шая са­мо­стоя­тель­ность гос-ых ор­га­нов по от­но­ше­нию друг к дру­гу.

 Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

При та­кой сме­шан­ной фор­ме пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся вне­пар­ла­мент­ским пу­тем и об­ла­да­ет ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми. Он фор­ми­ру­ет прав-во без уча­стия пар­ла­мен­та, но воз­глав­ля­ет его пре­мьер-ми­нистр. Од­на­ко, пре­зи­дент в этом слу­чае об­ла­да­ет пол­но­мо­чия­ми на­прав­лять дея­тель­ность пра­ви­тель­ст­ва. При­ме­ры: Рос­сия, Фин­лян­дия, Пор­ту­га­лия. Нель­зя так­же об­де­лить на­шим влия­ни­ем и су­пер­пре­зи­дент­ские рес­пуб­ли­ки, где гла­ва гос-ва име­ет ши­ро­чай­шие пол­но­мо­чия. При­ме­ром та­кой рес­пуб­ли­ки яв­ля­ет­ся ряд гос-в в Ла­тин­ской Аме­ре­ке

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.