1 Понятие, основные свойства и классификация юридической науки. Методология ТГП.
ТГП как и любая наука, отражающая сферу человеческой деятельности, ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности, в первую очередь о гос-ве и праве, этих специфичиских социальных явлениях, занимающих важное место в жизни общества. Наука о гос-ве и праве – это сумма и система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования гос-венно-правовых явлений. Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.
Особенностями предмета ТГП являются: 1) изучение государственной и правовой надстройки в целом; 2) содержанием предмета являются основные и общие закономерности государства и права; 3) предмет ТГП составляют государство и право в единстве, поскольку они органически взаимосвязаны в качестве правовой надстройки.
Функции ТГП: 1) познавательная – для прогрессивных общественных преобразований; 2)эвристическая – поскольку изучает тенденции закономерностей и выявляет новые закономерности; 3) прогностическая – прогнозирует научные гипотезы развития ТГП.
Методология – это совокупность принципов, логических приемов и специальных способов исследования.
Важнейшими принципами общетеоретического исследования государства и права являются:
1) историзм –исследование явлений в их историческом развитии;
2) объективность – истинное отражение государственно-правовой действительности;
3) конкретность – точный учет всех условий, в которых находится объект познания;
4) плюрализм – многоаспектность в исследовании государства и права.
Для познания и объяснения закономерностей теория широко использует логические приемы.
· Анализ
· Синтез
· Индукция (от частного к общему)
· Дедукция (от общего к частному)
· Гипотеза (научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретическое обоснование)
· Специальные способы исследования – метод сравнительного правоведения
· Социологические исследования
· Математические и статистические приемы.
2. ТГП в системе общественных и юридических наук.
ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами. Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире. ТГиП в системе юридических наук. Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук. 1. ТГиП как общетеоретическая отрасль юр-й науки. 2. Историко-правовые науки, к которым относятся история гос-ва и права России, зарубежных стран, история полит-х и правовых учений. 3. Специальные отраслевые юридические науки: гос-венное (конституционное) право, административное право, трудовое право, гражданское право, экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и др. 4. Юридические науки, тесно связанные со специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, организация самоуправления, право социального обеспечения, криминология и др. 5. Технико-прикладные юридические науки, широко пользующиеся данными других наук, в том числе математики, статистики, химии, медицины, психологии, кибернетики. Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология. 6. Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частное право. Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории гос-ва и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития гос-ва и права, более или менее ограниченные сферы их функционирования и их отдельные структурные части. Например, история ГИП изучает политическое устройство и право, гос-венные институты и законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. Специальные отраслевые науки изучают отдельные составные части системы российского права, его различные отрасли, каждая из которых представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных общественных отношений. Например, предмет науки административного права составляют нормы, регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе формирования и исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-го управления. Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголовного права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость деяний, представляющих общественную опасность для данной социальной системы, и основанные на них уголовно-правовые отношения. Международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическую деятельность гос-в, отношения между ними и другими участниками (субъектами) международного общения. Поскольку все виды правовых наук, за исключением теории гос-ва и права, изучают отдельные части, стороны, структурные элементы единой системы гос-ва и права, в литературе предлагается называть их частными или структурными юридическими науками. Их задача — вычленение из всей системы гос-венно-правовой действительности отдельных сторон или сфер со свойственными им специфическими закономерностями развития и изучение их в относительной самостоятельности по отношению к гос-ву и праву в целом. Поэтому ни одна из частных, структурных юридических наук в отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение гос-ва и права как единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения, развития и функционирования. Именно необходимостью реализации этой задачи определяется существование и назначение такой отдельной самостоятельной юр-й науки, как ТГиП. Все отраслевые юридические науки — гос-венное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. — руководствуются разработанными теорией гос-ва и права положениями о сущности, типе, формах и функциях гос-ва и права, общими понятиями гос-ва, органа гос-ва, гос-го механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юр-й обязанности и т.д. В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о гос-ве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения — один из важнейших источников существования и развития теории гос-ва и права. Тесно соотносится ТГиП с международным правом и другими науками о гос-ве и праве.
3. Понятие и признаки государства. Сущность государства.
Государство – продукт общественного развития. Оно возникло из необходимости управления обществом и стало основной управляющей системой, дало обществу условия, возможности развития производительных сил, общественных отношений, развитие нравственности, культуры, международных отношений.
Государство – исторически развивающееся явление, с развитием общества меняется государство, меняются его цели, назначение, управляющие структуры и органы. Поэтому в разные времена государству давались разные определения. В настоящее время более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков государства:
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства.Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.
2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
3. Государственный суверенитет. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти внутри страны обозйачает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34