Рефераты. Теория государства и права (шпаргалки для госэкзамена)






4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

28.Структура правовой нормы. Гипотеза, диспозиция и санкция:понятие и характеристика.

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Пра­во­вая нор­ма име­ет свою внут­рен­нюю струк­ту­ру, ко­то­рая на­счи­ты­ва­ет 3 эле­мен­та: ги­по­те­зу, дис­по­зи­цию и санк­цию. Ги­по­те­за (пред­по­ло­же­ние) ука­зы­ва­ет на та­кие жиз­нен­ные об­стоя­тель­ст­ва, при ко­то­рых субъ­ек­ты долж­ны ис­пол­нять ус­та­нов­лен­ные пра­ви­ла. Ими мо­гут быть: дос­ти­же­ние оп­ре­де­лен­но­го воз­рас­та для по­лу­че­ния пен­сии или пе­ри­од, на ко­то­рый вве­де­но чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние в оп­ре­де­лен­ной ме­ст­но­сти стра­ны и т.д.

В зависимости от строения  гипотезы подразделяются на простые и сложные. Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух и более условий, то она называется сложной. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза, она так же предусматривает два и более условия осуществления правовой нормы, но для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленный в ней условий.

Другим основанием классификации гипотез служит форма их выражения.  По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казуистические. Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на общих, родовых признаках.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Дис­по­зи­ция (рас­по­ря­же­ние) - это та­кая часть нор­мы, ко­то­рая фор­му­ли­ру­ет са­мо пра­ви­ло по­ве­де­ния, оп­ре­де­ляя пра­ва и обя­зан­но­сти субъ­ек­тов пра­во­от­но­ше­ния. На­при­мер, пра­во на по­лу­че­ние пен­сии, обя­зан­ность яв­лять­ся по по­ве­ст­ке в суд, воз­дер­жать­ся от ка­ких-ли­бо по­ступ­ков и т.д.

Диспозиция – это стержень правовой нормы. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, позволяющий ей , при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве регулятора отношений между людьми, необходимой юридической предпосылкой правовых отношений.

В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Санк­ция (взы­ска­ние) - это та­кая часть нор­мы, ко­то­рая ука­зы­ва­ет на при­ну­ди­тель­ные ме­ры воз­дей­ст­вия, ко­то­рые долж­ны быть при­ме­не­ны к на­ру­ши­те­лям дан­но­го пра­ви­ла по­ве­де­ния. Смысл санк­ции - пре­ду­пре­дить воз­мож­ные на­ру­ше­ния ус­та­нов­лен­но­го пра­ви­ла по­ве­де­ния или вос­ста­но­вить спра­вед­ли­вость, ко­гда на­ру­ше­ние уже со­вер­ши­лось.

 В санкции отражены нежелательные последствия материального, физического, психического и.т.п. характера. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя. Санкции различаются по их отраслевой принадлежности (уголовно-правовые санкции, адм.-прав. Санкции, дисциплинарно-правов. Санкции, гражданско-правовые санкции. По Характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и Штрафные (карательные).

В зависимости от степени определенности санкции делятся на : абсолютно-определенные санкции (точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения) и относительно-определенные (устанавливают высший и нижний пределы мер воздействия). Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух и более вариантов меры государственного воздействия какой-то один-наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам. Санкции могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

 Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юр-й науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).








































29. Правовые нормы в системе социальных норм. Понятие социальных норм, их основные виды.

Нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловлена природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело,— наиболее существенная черта его социального мира. В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: а) справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном; б) типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений; в) формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

Со­ци­аль­ные нор­мы – это пра­ви­ла, ре­гу­ли­рую­щие по­ве­де­ние лю­дей и дея­тель­ность ор­га­ни­за­ций в их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях. По­треб­ность в со­ци­аль­ных нор­мах воз­ник­ла на са­мых ран­них сту­пе­нях раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва в свя­зи с не­об­хо­ди­мо­стью уре­гу­ли­ро­вать по­ве­де­ние лю­дей об­щи­ми пра­ви­ла­ми. При по­мо­щи со­ци­аль­ных норм дос­ти­га­ет­ся наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­ное взаи­мо­дей­ст­вие лю­дей; ре­ша­ют­ся за­да­чи, ко­то­рые не под си­лу от­дель­но­му че­ло­ве­ку. Со­ци­аль­ные нор­мы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ря­дом при­зна­ков: 1. Со­ци­аль­ные нор­мы яв­ля­ют­ся пра­ви­ла­ми по­ве­де­ния лю­дей. Они ука­зы­ва­ют, ка­ки­ми долж­ны или мо­гут быть че­ло­ве­че­ские по­ступ­ки по мне­нию оп­ре­де­лен­ных кол­лек­ти­вов лю­дей, раз­лич­ных ор­га­ни­за­ций или гос-ва. Это об­раз­цы, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми лю­ди со­об­ра­зу­ют свое по­ве­де­ние. 2. Со­ци­аль­ные нор­мы – это пра­ви­ла по­ве­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра ( в от­ли­чие от ин­ди­ви­ду­аль­ных пра­вил ). 3. Со­ци­аль­ные нор­мы – это не толь­ко об­щие, но и обя­за­тель­ные пра­ви­ла по­ве­де­ния лю­дей в об­ще­ст­ве. Бла­го­да­ря ука­зан­ным при­зна­кам со­ци­аль­ные нор­мы ста­но­вят­ся важ­ным ре­гу­ля­то­ром об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, ак­тив­но воз­дей­ст­ву­ют на по­ве­де­ние лю­дей и оп­ре­де­ля­ют его на­прав­ле­ние в раз­лич­ных жиз­нен­ных си­туа­ци­ях. Все со­ци­аль­ные нор­мы, дей­ст­вую­щие в со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве, под­раз­де­ля­ют­ся по двум ос­но­ва­ни­ям: 1. по спо­со­бу их ус­та­нов­ле­ния (соз­да­ния); 2. по сред­ст­вам ох­ра­ны их от на­ру­ше­ний. На ос­но­ве это­го вы­де­ля­ют­ся сле­дую­щие ви­ды со­ци­аль­ных норм: 1. Нор­мы пра­ва – пра­ви­ла по­ве­де­ния, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся и ох­ра­ня­ют­ся гос-вом. 2. Нор­мы мо­ра­ли (нрав­ст­вен­но­сти) – пра­ви­ла по­ве­де­ния, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в об­ще­ст­ве в со­от­вет­ст­вии с мо­раль­ны­ми пред­став­ле­ния­ми- лю­дей о до­б­ре и зле, спра­вед­ли­во­сти и не­спра­вед­ли­во­сти, дол­ге, дос­то­ин­ст­ве и ох­ра­ня­ют­ся си­лой об­ще­ст­вен­но­го мне­ния или внут­рен­ним убе­ж­де­ни­ем. 3. Нор­мы об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций пред­став­ля­ют со­бой пра­ви­ла :по­ве­де­ния, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся са­ми­ми об­ще­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми и ох­ра­ня­ют­ся с по­мо­щью мер об­ще­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия, пре­ду­смот­рен­ных ус­та­ва­ми этих ор­га­ни­за­ций. 4. Нор­мы обы­ча­ев – это пра­ви­ла по­ве­де­ния, сло­жив­шие­ся в оп­ре­де­лен­ной об­ще­ст­вен­ной сре­де и в ре­зуль­та­те их мно­го­крат­но­го по­вто­ре­ния во­шед­шие в при­выч­ку лю­дей. Осо­бен­ность этих норм по­ве­де­ния со­сто­ит в том, что они ис­пол­ня­ют­ся в ста при­выч­ки, став­шей ес­те­ст­вен­ной жиз­нен­ной по­треб­но­стью че­ло­ве­ка. 5. Нор­мы тра­ди­ций вы­сту­па­ют в ви­де наи­бо­лее обоб­щен­ных и ста­биль­ных пра­вил по­ве­де­ния, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в свя­зи с под­дер­жа­ни­ем вы­ве­рен­ных вре­ме­нем про­грес­сив­ных ус­то­ев оп­ре­де­лен­ной сфе­ры жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка (на­при­мер, се­мей­ные, про­фес­сио­наль­ные, во­ен­ные, на­цио­наль­ные и дру­гие тра­ди­ции). 6. Нор­мы ри­туа­лов пред­став­ля­ют со­бой та­кую раз­но­вид­ность со­ци­аль­ных норм, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет пра­ви­ла по­ве­де­ния лю­дей при со­вер­ше­нии об­ря­дов и ох­ра­ня­ет­ся ме­ра­ми мо­раль­но­го воз­дей­ст­вия. Де­ле­ние со­ци­аль­ных норм про­во­дит­ся не толь­ко по спо­со­бу их ус­та­нов­ле­ния и ох­ра­ны от на­ру­ше­ний, но и по со­дер­жа­нию. По это­му при­зна­ку вы­де­ля­ют­ся по­ли­ти­че­ские, тех­ни­че­ские, тру­до­вые, се­мей­ные нор­мы, нор­мы куль­ту­ры, ре­ли­гии и дру­гие. Все со­ци­аль­ные нор­мы в их со­во­куп­но­сти и взаи­мо­свя­зи на­зы­ва­ют­ся пра­ви­ла­ми че­ло­ве­че­ско­го об­ще­жи­тия. Тех­ни­че­ские нор­мы – это пра­ви­ла наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­но­го об­ра­ще­ния лю­дей с пред­ме­та­ми при­ро­ды, ору­дия­ми тру­да, раз­лич­ны­ми тех­ни­че­ски­ми сред­ст­ва­ми Наи­бо­лее важ­ные для об­ще­ст­ва тех­ни­че­ские нор­мы об­ле­га­ют­ся в пра­во­вую фор­му. За­кре­п­ле­ние тех­ни­че­ских пра­вил в пра­во­вых нор­мах при­да­ет им юри­ди­че­ское зна­че­ние. В си­лу это­го они ста­но­вят­ся не толь­ко це­ле­со­об­раз­ны­ми, но и обя­за­тель­ны­ми пра­ви­ла­ми, ко­то­рые ох­ра­ня­ют­ся гос-вом от на­ру­ше­ний. Так, уго­лов­ное зак-во мно­гих стран пре­ду­смат­ри­ва­ет отв-ть за на­ру­ше­ние да­вил во­ж­де­ния и экс­плуа­та­ции транс­пор­та, за на­ру­ше­ние пра­вил безо­пас­но­сти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.