Рефераты. Теория государства и права (шпаргалки для госэкзамена)






4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства — крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно.

Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.





























4. Предмет теории государства и права.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.

Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение).

Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права.

 Пред­ме­том тео­рии гос-ва и пра­ва яв­ля­ют­ся ос­нов­ные об­щие за­коно­мер­но­сти воз­ник­но­ве­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ни­я и раз­ви­тия гос-ва к пра­ва. Дан­ная нау­ка изу­ча­ет при­чи­ны про­ис­хо­ж­де­ния гос-ва и пра­ва, их фор­мы и ти­по­ло­гию, ос­нов­ные за­ко­но­мер­но­сти по­строе­ния сис­те­мы ор­га­нов гос-ва и сис­те­мы пра­ва, их функ­циональ­ное воз­дей­ст­вие на об­ще­ст­вен­ную жизнь. Осо­бен­но­сти пред­ме­та тео­рии гос-ва и пра­ва как нау­ки вы­ра­жа­ют­ся в сле­дую­щем: 1. ТГиП изу­ча­ет гос-ую и пра­во­вую над­строй­ку в це­лом. Она обоб­ща­ет опыт гос-го и пра­во­во­го строи­тель­ст­ва в об­ще­ст­ве на всех эта­пах его раз­ви­тия. 2.Со­дер­жа­ние пред­ме­та тео­рии гос-ва и пра­ва со­став­ля­ют не лю­бые, а ос­нов­ные об­щие за­ко­но­мер­но­сти гос-ва и пра­ва, в ко­то­рых про­яв­ля­ет­ся их сущ­ность и со­ци­аль­ное зна­че­ние для всей об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. 3.Пред­мет тео­рии со­став­ля­ют гос-во и пра­во в их един­ст­ве. По­че­му и гос-во, и пра­во изу­ча­ют­ся в рам­ках од­ной нау­ки? По­то­му, что они яв­ля­ют­ся ор­га­ни­че­ски взаи­мо­свя­зан­ны­ми ме­ж­ду со­бой час­тя­ми над­строй­ки об­ще­ст­ва и су­ще­ст­во­вать изо­ли­ро­ван­но не мо­гут. Гос-во из­да­ет и ох­ра­ня­ет нор­мы пра­ва, без его пра­во­твор­че­ской и вла­ст­ной дея­тель­но­сти они не мо­гут при­об­ре­сти офи­ци­аль­ную фор­му ре­гу­ля­то­ра об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. С дру­гой сто­ро­ны, в нор­мах пра­ва гос-во по­лу­ча­ет свое юри­ди­че­ское оформ­ле­ние, его дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ет­ся толь­ко на ос­но­ве пра­во­вых норм, за­ко­нов, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют фор­му гос-го прав­ле­ния, струк­ту­ру гос-ва, си­сте­му его ор­га­нов, их за­да­чи, ком­пе­тен­цию, фор­мы и ме­то­ды гос-ой дея­тель­но­сти. Ис­хо­дя из осо­бен­но­стей пред­ме­та дан­ной нау­ки мож­но сде­лать вы­вод о том, что  ТГиП яв­ля­ет­ся: –об­ще­ст­вен­ной нау­кой, так как изу­ча­ет та­кие об­ще­ст­вен­ные яв­ле­ния, как гос-во и пра­во; -юр-й нау­кой, изу­чаю­щей толь­ко гос-ую и пра­во­вую сто­ро­ны об­ще­ст­вен­ной жиз­ни; –об­ще­тео­ре­ти­че­ской нау­кой, по­сколь­ку вы­яв­ля­ет и объ­яс­ня­ет об­щие за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия гос-ва и пра­ва. Как и лю­бая нау­ка,  ТГиП вы­пол­ня­ет оп­ре­де­лен­ные функ­ции, ха­рак­те­ри­зую­щие ее тео­ре­ти­че­ское и прак­ти­че­ское зна­чи­мые дня про­грес­сив­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. 1.По­зна­ва­тель­ная функ­ция вы­ра­жа­ет­ся в объ­яс­не­нии яв­ле­ний и про­цес­сов гос-ой и пра­во­вой жиз­ни об­ще­ст­ва.  ТГиП не толь­ко изу­ча­ет в обоб­щен­ном ви­де гос-вен­но-пра­во­вую над­строй­ку, но и объ­яс­ня­ет объ­ек­тив­ные про­цес­сы ее раз­ви­тия, вы­яв­ля­ет, ка­кие за­ко­но­мер­но­сти ле­жат в ос­но­ве этих про­цес­сов, оп­ре­де­ля­ет их сущ­ность и со­дер­жа­ние. 2.Эв­ри­сти­че­ская функ­ция.  ТГиП не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся по­зна­ни­ем и объ­яс­не­ни­ем ос­нов­ных за­ко­но­мер­но­стей гос-вен­но-пра­во­вой дей­ст­ви­тель­но­сти. Про­ни­кая вглубь по­знан­ных за­ко­но­мер­но­стей, уяс­няя их тен­ден­ции и взаи­мо­свя­зи с дру­ги­ми об­ще­ст­вен­ны­ми яв­ле­ния­ми, она от­кры­ва­ет но­вые за­ко­но­мер­но­сти гос-вен­но-пра­во­вой жиз­ни об­ще­ст­ва. 3.Про­гно­сти­че­ская функ­ция.  ТГиП не толь­ко ус­та­нав­ли­ва­ет ре­аль­ность но­вых за­ко­но­мер­но­стей, но и оп­ре­де­ля­ет ус­той­чи­вые тен­ден­ции к раз­ви­тии изу­чае­мых ею яв­ле­ний. Она кон­ст­руи­ру­ет на­уч­ные ги­по­те­зы даль­ней­ше­го раз­ви­тия гос-ва и пра­ва на ос­но­ве аде­к­ват­но­го от­ра­же­ния их объ­ек­тив­ных за­ко­но­мер­но­стей. Ис­тин­ность вы­дви­гае­мых ею ги­по­тез про­ве­ря­ет­ся прак­ти­кой.  ТГиП вы­пол­ня­ет ука­зан­ные функ­ции при­ме­ни­тель­но к пред­ме­ту ис­сле­до­ва­ния, опи­ра­ясь как на соб­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты, так и на дан­ные дру­гих юри­ди­че­ских на­ук. Осо­бен­ность функ­ций тео­рии гос-ва и пра­ва со­сто­ит в том, что они осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в фор­ме об­ще­тео­ре­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, ко­то­рое ло­ги­че­ским пу­тем вы­яв­ля­ет при­чин­ные и функ­цио­наль­ные свя­зи гос-вен­но-пра­во­вых яв­ле­ний, оп­ре­де­ля­ет об­щие за­ко­но­мер­но­сти их раз­ви­тия в ос­во­бо­ж­ден­ном от ис­то­ри­че­ских слу­чай­но­стей и от­кло­не­ний ви­де.































5. Теории происхождения государства, их основные характер-ки

Существует множество теорий происхождения гос-ва и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов Марксистская: наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Разделение человечества на 2 класса - имущие и неимущие. Классы – большие группы людей, которые отличаются друг от друга по 4 критериям: занимают разное место на ступенях общественного производства, по разному относятся к средствам производства, разное отношение к распределению продуктов производства, разное отношение к потреблению (количество и качество). Гос-во будет существовать, пока существуют эти классы, если они исчезнут, то исчезнет потребность в гос-ве. Ф. Энгельс: гос-во - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: гос-во- машина для поддержания господства одного класса над другим. После этого “обобществление” собственности. Отпадает необходимость в гос-ве. Гос-во будет заменяться общественным самоуправлением трудящихся. Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься общественным самоуправлением. Теологическая: гос-во - порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная связь между гос. и церковной властью. Концепцией утверждается сведение отдельного человека до “винтика” в гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить. Представитель – Фома Аквинский. Органическая (Ч. Спенсер): все органы гос-ва связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновения гос-венности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с чел. организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в группе, жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то. Патриархальная (Аристотель): Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.