Рефераты. Теория государства и права (шпаргалки для госэкзамена)







































10. Понятие формы государственного устройства. Унитаризм. Федерация. Конфедерация.

 Под фор­мой гос-го уст­рой­ст­ва сле­ду­ет по­ни­мать по­ли­ти­ко-тер­ри­то­ри­аль­ное уст­рой­ст­во гос-ва, в том чис­ле по­ли­ти­ко-пра­во­вой ста­тус его со­став­ных час­тей и взаи­мо­от­но­ше­ния цен­тра и гос-ых ор­га­нов в ре­гио­нах гос-ва. При­ня­то раз­ли­чать две ос­нов­ные фор­мы гос-го уст­рой­ст­ва: уни­тар­ное гос-вен­ное уст­рой­ст­во и фе­де­ра­тив­ное гос-вен­ное уст­рой­ст­во. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

 Уни­тар­ное гос-во - это еди­ное гос-во, ко­то­рое под­раз­де­ля­ет­ся на ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы, которые не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационноправовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении — центра и местных представительных органов.

Федеративное государство (федерация) •— сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

К при­зна­кам уни­тар­но­го гос-ва от­но­сят­ся: 1. еди­ная конст-я и еди­ная пра­во­вая сис­те­ма; 2. еди­ная сис­те­ма выс­ших ор­га­нов гос-ой вла­сти и управ­ле­ния; 3. еди­ное гра­ж­дан­ст­во; 4. еди­ная су­деб­ная сис­те­ма и осу­ще­ст­в­ле­ние пра­во­су­дия на ба­зе еди­ных норм пра­ва; 5. де­ле­ние тер­ри­то­рии на ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы, не об­ла­даю­щие по­ли­ти­че­ской са­мо­стоя­тель­но­стью; 6.под­чи­не­ние ме­ст­ных ор­га­нов гос-ой вла­сти цен­траль­ным ор­га­нам гос-ой вла­сти. Фе­де­ра­тив­ная фор­ма гос-го уст­рой­ст­ва име­ет мень­шее рас­про­стра­не­ние в гос-вах ми­ра. К фе­де­ра­тив­ным гос-вам от­но­сят­ся, на­при­мер, та­кие гос-ва, как США, Ка­на­да, Швей­ца­рия, Гер­ма­ния, Ав­ст­рия, Ав­ст­ра­лия, Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Ве­не­су­эла, Мек­си­ка, Ма­лай­зия, Ин­дия и т.д. Для боль­шин­ст­ва фе­де­ра­тив­ных гос-в ми­ра ха­рак­тер­но то, что фе­де­ра­цию со­став­ля­ют гос-вен­ные об­ра­зо­ва­ния, как то шта­ты, зем­ли, кан­то­ны, про­вин­ции, ко­то­рые и яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми фе­де­ра­ции и на­де­ле­ны оп­ре­де­лен­ны­ми пол­но­мо­чия­ми. Боль­шин­ст­во фе­де­ра­тив­ных гос-в не об­ла­да­ют су­ве­ре­ни­те­том, хо­тя ино­гда он за­кре­п­лен в конст-ии фе­де­ра­ции. Фе­де­ра­тив­ные гос-ва, в от­ли­чие от уни­тар­ных гос-в, об­ла­да­ют сле­дую­щи­ми ха­рак­тер­ны­ми для них при­зна­ка­ми: 1. В от­ли­чие от уни­тар­но­го гос-ва, тер­ри­то­рия фе­де­ра­тив­но­го гос-ва не пред­став­ля­ет со­бой еди­но­го це­ло­го, а со­сто­ит из тер­ри­то­рий субъ­ек­тов. Субъ­ек­ты фе­де­ра­ции в боль­шин­ст­ве гос-в не яв­ля­ют­ся гос-ва­ми в соб­ст­вен­ном смыс­ле, т.к. не об­ла­да­ют су­ве­ре­ни­те­том, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет не­за­ви­си­мость гос-ой вла­сти как внут­ри гос-ва, так и во внеш­них сно­ше­ни­ях. 2. Как пра­ви­ло, субъ­ек­ты на­де­ля­ют­ся уч­ре­ди­тель­ной вла­стью в во­про­се при­ня­тия соб­ст­вен­ной конст-ии. Как пра­ви­ло, со­юз­ные конст-ии пред­пи­сы­ва­ют субъ­ек­там при­ни­мать конст-ии, не про­ти­во­ре­ча­щие по­ло­же­ни­ям со­юз­ной. 3. Субъ­ек­ты фе­де­ра­ции на­де­ля­ют­ся пра­вом при­ни­мать соб­ст­вен­ные за­ко­ны в пре­де­лах их ком­пе­тен­ции, ус­та­нов­лен­ной в фе­де­раль­ной конст-ии. Пра­во­вые ак­ты субъ­ек­тов дей­ст­ву­ют толь­ко на тер­ри­то­рии субъ­ек­та. 4. Субъ­ек­ты, как пра­ви­ло, име­ют соб­ст­вен­ную пра­во­вую и су­деб­ную сис­те­мы. 5. Субъ­ек­ты име­ют, как пра­ви­ло, двой­ное гра­ж­дан­ст­во, т.е. ка­ж­дый гра­ж­да­нин субъ­ек­та яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но и гра­ж­да­ни­ном сою­за. 6. Фе­де­ра­тив­но­му гос-ву, как пра­ви­ло, при­су­ща двух­па­лат­ная струк­ту­ра со­юз­но­го пар­ла­мен­та. Ниж­няя па­ла­та со­юз­но­го пар­ла­мен­та пред­став­ля­ет со­бой об­ще­со­юз­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва и из­би­ра­ет­ся по тер­ри­то­ри­аль­ным из­би­ра­тель­ным ок­ру­гам, а верх­няя пред­став­ля­ет субъ­ек­тов фе­де­ра­ции. 7.Субъ­ек­ты име­ют свои за­ко­но­да­тель­ные, ис­пол­ни­тель­ные и су­деб­ные ор­га­ны. Сре­ди фе­де­ра­тив­ных гос-в вы­де­ля­ет­ся Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой асим­мет­рич­ную фе­де­ра­цию, ко­то­рой при­сущ не­оди­на­ко­вый ста­тус субъ­ек­тов. Так, на­при­мер, рес­пуб­ли­ки име­ют соб­ст­вен­ную кон­сти­ту­цию, гра­ж­дан­ст­во, а край или об­ласть - нет.

Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: -конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; -конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета; -сохраняет гражданство тех гос-в, которые находятся во временном союзе; -гос-ва могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгос-ой кредитной политике на время существования союза. Как правило конфедеративные гос-ва не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

































11. Понятие политического (государственного) режима. Демократические и антидемократические политические режимы.

 С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Пол. режим и гос-вен­ный Пол. режим по сво­ему со­дер­жа­нию от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га. Так, на­при­мер, Пол. режим - по­ня­тие бо­лее ши­ро­кое, не­же­ли гос-вен­ный Пол. режим, и вклю­ча­ет в се­бя не толь­ко прие­мы и ме­то­ды по­ли­ти­че­ско­го вла­ст­во­ва­ния, но и прие­мы и ме­то­ды дея­тель­но­сти не­гос-ых полит-х ор­га­ни­за­ций (полит-х партий, сою­зов, клу­бов и т.п.). Гос-вен­ные по­ли­ти­че­ские ре­жи­мы мо­гут быть де­мо­кра­ти­че­ски­ми и ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ски­ми (то­та­ли­тар­ны­ми, ав­то­ри­тар­ны­ми, ра­си­ст­ски­ми). Де­мо­кра­тия - это на­ро­до­вла­стие, оно яв­ля­ет­ся ядром де­мо­кра­ти­че­ско­го гос-го ре­жи­ма. Для де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки: 1.Пре­дос­тав­ле­ние ши­ро­кой сво­бо­ды лич­но­сти, пред­при­яти­ям и ор­га­ни­за­ци­ям в сфе­ре эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти, ко­то­рая при де­мо­кра­ти­че­ском по­ли­ти­че­ском ре­жи­ме со­став­ля­ет ос­но­ву ма­те­ри­аль­но­го бла­го­сос­тоя­ния гра­ж­дан. 2.При­зна­ние рав­но­пра­вия гра­ж­дан. 3.Ре­аль­ная га­ран­ти­ро­ван­ность прав и сво­бод лич­но­сти и ре­аль­ная воз­мож­ность реа­ли­зо­вать дан­ные пра­ва и сво­бо­ды. 4.Воз­мож­ность ре­аль­но­го уча­стия гра­ж­дан в фор­ми­ро­ва­нии вла­ст­ных гос-ых ор­га­нов и в осу­ще­ст­в­ле­нии гос-ой вла­сти при по­мо­щи из­би­ра­тель­ной сис­те­мы и ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, воз­мож­ность кон­тро­ля за дея­тель­но­стью гос-ых ор­га­нов по­сред­ст­вом ак­тив­но­го уча­стия в об­ще­ст­вен­но-полит-х ор­га­ни­за­ци­ях. 5.На­ли­чие эф­фек­тив­ной и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной су­деб­ной за­щи­ты прав и сво­бод лич­но­сти от про­из­во­ла и без­за­ко­ния со сто­ро­ны ко­го бы то ни бы­ло. 6.Ре­аль­ное раз­де­ле­ние вла­стей на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. 7.Учет при осу­ще­ст­в­ле­нии гос-ой по­ли­ти­ки ин­те­ре­сов как боль­шин­ст­ва, так и мень­шин­ст­ва все­го на­се­ле­ния, а так­же ин­те­ре­сов со­ци­аль­ных сло­ев, со­ци­аль­ных групп и на­цио­наль­ных групп. 8.На­ли­чие ле­галь­ной оп­по­зи­ции су­ще­ст­вую­щей гос-ой вла­сти. 9.Плю­ра­лизм полит-х те­че­ний и идео­ло­гий, не про­ти­во­ре­ча­щих конст-ым по­ло­же­ни­ям, де­мо­кра­ти­че­ско­му за­ко­но­да­тель­ст­ву, об­ще­че­ло­ве­че­ским нор­мам мо­ра­ли. 10.На­це­лен­ность зак-ва и гос-ой по­ли­ти­ки на удов­ле­тво­ре­ние объ­ек­тив­ных по­треб­но­стей лич­но­сти и об­ще­ст­ва в це­лом. 11.При­зна­ние и осу­ще­ст­в­ле­ние на прак­ти­ке кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти.

К демократическим режимам можно отнести президентский и парламентский, либерально-демократический и гуманистический режимы. Де­мо­кра­ти­че­ские ре­жи­мы в раз­лич­ных стра­нах име­ют свои раз­но­вид­но­сти, ко­то­рые за­ви­сят от осо­бен­но­стей по­ли­ти­че­ской сис­те­мы, от рас­ста­нов­ки полит-х сил в об­ще­ст­ве и в гос-ом ме­ха­низ­ме и т.д.

К антидемократическим режимам относятся деспотические и тиранические режимы. Деспот приходит к власти законными спосабами, а тиран – с помощью захвата. Так же сюда можно отнести конституционно-авторитарный режим, при котором ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции.

Для ан­ти­де­мо­кра­ти­че­ских ре­жи­мов ха­рак­тер­ны сле­дую­щие при­зна­ки: 1.Ущем­ле­ние прав и сво­бод лич­но­сти, вос­при­пят­ст­во­ва­ние со сто­ро­ны вла­ст­ных струк­тур ее сво­бод­но­му раз­ви­тию. 2.Огос-вле­ние всех об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций. 3.Фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция субъ­ек­тив­ных прав и сво­бод лич­но­сти, не­смот­ря на их за­кре­п­ле­ние в конст-ии. 4.При­мат гос-ва над пра­вом, что яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем про­из­во­ла со сто­ро­ны гос-ых ор­га­нов, а так­же след­ст­ви­ем на­ру­ше­ния за­кон­но­сти и след­ст­ви­ем ли­к­ви­да­ции пра­во­вых на­чал в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. 5.Все­объ­ем­лю­щая ми­ли­та­ри­за­ция об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и на­ли­чие во­ен­но-бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та, под­чи­няю­ще­го все дру­гие сфе­ры об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. 6.От­сут­ст­вие ле­галь­ной оп­по­зи­ции су­ще­ст­вую­щей вла­сти. 7.Ли­к­ви­да­ция пар­ла­мен­та­риз­ма или пре­вра­ще­ние пред­ста­ви­тель­ных уч­ре­ж­де­ний в при­да­ток вла­сти од­но­го че­ло­ве­ка или уз­кой со­ци­аль­ной груп­пы. 8.Фак­ти­че­ская ли­к­ви­да­ция полит-х партий и об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций, кро­ме пра­вя­щей по­ли­ти­че­ской пар­тии. 9.Кон­цен­тра­ция вла­сти в ру­ках гла­вы гос-ва или пра­ви­тель­ст­ва. 10.От­каз от прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­сти и за­кон­но­сти. 11.Ши­ро­кое при­ме­не­ние полит-х ре­прес­сий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.