Рефераты. Внешняя политика Финляндии 1945-2000 гг.






Хотя Финляндия вступила в ЕС только в 1995 году, она энер­гично восприняла его политику, равно как и Европейский экономи­ческий и валютный союз. Она была одной из первых стран, воспри­нявших Маастрихтские критерии, и обязалась стать одним из членов-учредителей единой валюты.

Поддержка Финляндией евро наградила ее местом в совете управляющих Европейского центрального банка и председательст­вом в ЕС во второй половине 1999 года. Коалиционное правитель­ство страны полагает, что тесные связи с Брюсселем, кроме того, помогут ей успокоить тревогу России относительно более острого вопроса — расширения НАТО на Восток.[46; с.28]

После второй мировой войны Финляндия соблюдала нейтрали­тет и всячески старалась развивать деловые отношения с Москвой. В области политики безопасности это убедило все ее правительства избегать членства в НАТО и иметь не столь тесные оборонные связи с Западом. Тарья Халонен. министр иностранных дел, говорит, что данное правительство конкретизировало эту политику, тесно связав себя с Западноевропейским союзом. Г-жа Халонен, бывший профсоюзный юрист и министр социального обеспечения, отрицает, что ЗЕС нужно еще доказывать, что он эффективный оборонный орган, подчеркивая, что он является успешным орудием поддержания мира в Европе.[44;  с.26]

Можно также считать, что Финляндия является частью НАТО во всех отношениях, кроме формального. И действительно, ее вооруженные силы тесно сотруд­ничают с силами союза, и, возможно, ей придется сделать формаль­ный выбор на следующем этапе расширения союза, особенно если некоторые ее балтийские соседи захотят вступить в него.

“Расширение НАТО является важной проблемой для нас, особенно, поскольку оно играет на руку националистам в Москве, — заявил один из внешнеполитических аналитиков в Хельсинки. — Учитывая нашу протяженную границу с Россией, именно этого мы хотели бы избежать любой ценой”.[44; с.28]

Если ЗЕС служит удобным средством успокоить тревоги России по поводу НАТО, то другие региональные организации, такие, как Евро-арктический союз Баренцева моря и Совет государств Балтий­ского моря, представляются Финляндии полезными форумами для привлечения Москвы к развитию региона. Финское правительство надеется объединить эти проблемы, создав северное направление для развития ЕС и его отношений с Россией.

Инициатива, объявленная в 1997 году премьер-министром Пааво Липпоненом, стремится подчеркнуть взаимозависимость ЕС, России и региона Балтийского моря. Липпонен считает, что Финляндия может играть осевую роль в этом процессе, распространив его от проблем безопасности к проблемам социального благосостояния, энергетики и политики в области экологии.

В одной лишь области энергетики потребность ЕС в импортной энергии можно было бы удовлетворить, оказав России помощь в разра­ботке ее главных природных месторождений за Полярным крутом.

Липпонен и его министры считали эту сферу одним из способов еще больше интегрировать Россию в Северную Европу, а это, в свою очередь, также даст Финляндии и ее соседям в ЕС — Швеции и Дании возможность создать противовес южному, так называемому "средизем­номорскому клубу" стран ЕС. По их мнению, важность северной границы ЕС повысится со следующим этапом расширения, и Балтий­ский регион мог бы стать одним из важнейших регионов роста в Союзе.

Учитывая, что на ЕС приходится почти 40 проц. внешней торговли России — а Балтийское море является ее главным торговым путем, — финны хотят гарантировать, чтобы и впредь отношения оставались как можно более спокойными. Г-жа Халонен говорит, что Финляндия использует свое президентство в Союзе в следующем году, чтобы подчеркнуть важность этой северной границы. "Мы стараемся убедить комиссию, что это хорошая идея. Это дает Брюсселю возможность расширить связи с Россией, Норвегией и балтийскими государствами."[48; с.28]

Но она подчеркивает, что Финляндия будет занята не только проблемами, близкими к ее дому. Правительство планирует исполь­зовать свое президентство для продвижения в решении четырех ключевых проблем: институционная реформа, состав комиссии, голосование в институтах ЕС и трудная проблема принятия решений квалифицированным большинством.

Однако премьер-министр Липпонен дает понять, что он хотел бы, чтобы некоторые реформы комиссии были приняты до следую­щей волны расширения ЕС. В то же время он намерен гарантировать, чтобы введение единой валюты прошло успешно. Тем самым фин­ское правительство рассчитывает проявить себя, в отличие от своих соседей -"евроскептиков", одним из поборников ЕВС.

Согласно стратегии, разработанной в министерстве иностран­ных дел Финляндии, она должна дать два благих результата: укрепить связи Финляндии с Брюсселем и отвлечь внимание в сторону — по крайней мере, на время — от решения ею проблем, связанных с обеспечением ее будущих интересов безопасности в регионе.


3.2. Отношения Финляндии с НАТО.

    Хотя вопрос о присоединении страны к НАТО не включен в официальную программу нового правительства, приступившего 15 апреля 1999 года к исполнению своих обязанностей, а руководство Финляндии  при всяком удобном случае подтверждает свою приверженность политике неучастия в военных союзах,  дискуссия на тему о том, а не стоит ли стране пересмотреть такой подход, не прекращается. Да и сама офици­альная линия претерпела начиная с 1994 года столь существенные изменения, что прежний министр обороны Аннели Тайна (в первом правительстве Пааво Липпонена) позволила себе, высказываясь об отношениях страны с НАТО,  заметить: "Мы уже помолвлены но день свадьбы еще не назначен".[49; с.22]

      В настоящее время эта линия строится на четырех основных тезисах:

-                    Сохранение нынешнего курса на военное неприсоединение как наиболее целесообразного в существующих международных условиях. 

-                    Право пересмотреть этот курс, если того потребуют изменившиеся условия

-        Сохранение "открытости" НАТО. т.е. ее согласия рассмотреть возможность приема в свои ряды любого государства выразившего такое желание. В действительности этот тезис не только резервирует за Фин­ляндией право вступить в НАТО,  когда она этого пожелает, но и означает поддержку трех стран Балтии, уже заявивших о своем стремлении в НАТО.

-          Тесное сотрудничество с международными организациями и структурами, в том числе с НАТО, в интересах поддержания междуна­родного мира, включая самое активное участие в программе "Партне­рство во имя мирами через нее - в операциях НАТО по поддержанию мира и урегулированию кризисов.

 Впрочем, из этого было бы абсолютно неверно делать вывод, будто Финляндия вот-вот последует примеру трех восточноевропейских стран и формально запросится в НАТО. Можно с большой долей уверенности предсказать, что до 2003 года, т.е. до окончания срока полномочий нынешнего правительства этот вопрос даже не будет рассматриваться.

 После парламентских выбopoв в марте 1999 года у власти  в стране сохранился, по существу, прежний коалиционный кабинет во главе с социал-демократом Пааво Липпоненом, который с 1994 года последовательно проводит линию на неприсоединение к военным блокам как наилучшим образом обеспечивающую национальную безопасность и гибкость во внешней политике. Еще в период формирования нового правительства в начале апреля премьер-министр Пааво Липпонен заявил, что внешнеполитическая линия страны и политика в области безопасности останутся "прежними по всем параметрам" и в них "не произойдет никаких изменений".[28; с.34] Дополнительным свидетельством того, что Финляндия вдруг "не передумает" и не пересмотрит своего отрицательного отношения к членству в Североатлантическом альянсе, являются настроения в обществе. И до агрессии НАТО в Югославии большинство финнов из года в год выступали против вступления в этот военный союз, а после ее начала ряд противников, согласно опросам общественного мнения, достигли 78 процентов. [19; с.5]

Примечательно, что 171 депутат из 200 в новом составе парламента страны также высказался против членства в НАТО (12 - "за", еще 12 - не определились, а пятеро - при опросе отказались дать ответ). Не менее примечательно и то, что еще в ходе предвыборной кампании, т.е. до событий в Югославии, из 2000 претендентов на места в парламенте от различных политических партий и течений 75 процентов занимали отри­цательную позицию в вопросе членства страны в НАТО.[49; с.23]

Тем не менее, в Финляндии действует внушительное пронатовское лобби, а официальные узы с НАТО из года в год укрепляются. Динамика развивалась следующим образом:

- Первые контакты с   НАТО возникли весной 1992 года, причём по инициативе Финской стороны. Чиновники из МИД запросили тогда на чисто рабочем уровне помощника генерального секретаря НАТО, не может ли Финляндия поприсутствовать как гость Норвегии на намечавшейся в Осло натовской встрече на уровне министров иностранных дел. Помощник отнесся к этой идее прохладно, но, когда о ней прознал сам генеральный секретарь Манфред Вернер, он "рекомендовал" Норвегии. Пригласить Финляндию к  наблюдателя. Последовал телефон­ный звонок в финляндское посольство в Осло, и. таким образом, на основе устного согласия Норвегии финны впервые приняли участие в натовском Форуме.

-В том же году президент Финляндии Мауно Койвисто встретился с генеральным секретарем альянса, после чего заявил, что вступление в нато не представляется своевременным.

- В 1994 Финляндия присоединилась к натовской программе "Партнерство во имя мира" и направила в штаб квартиру альянса своего представителя для координации действий в рамках программы с другими европейскими странами. Тогда же финские министры обороны и иностранных дел впервые приняли участие в натовском форуме, обсуждав­шем вопросы партнерства, первые финские офицеры прошли обучение на натовских курсах в Германии и Италии.

- Вступив в 1995 году в Европейский Союз; Финляндия подтвердила, что останется за рамками альянса, но будет участвовать в мероприятиях по программе партнерства.  Для этого она выделила меха­низированный и саперный батальоны и три минных тральщика. Тогда же финские военные впервые приняли участие в военных в Дании, проведенных под эгидой НATO. Финляндия направила первую группу своих миротворцев в Боснию под натовское командование.

- На следующий год в Финляндии впервые побывал секретарь НАТО, а представители альянса ознакомились с работой министерств иностранных дел и обороны и главного штаба  оборонительных сил страны. Финляндия участвовала в переговорах альянса в Брюсселе по вопросу об углублении связей и о расширении НАТО. Финляндия поддержала курс на расширение, но вновь подтвердила, что сама она останется за рамками союза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.