- В 1997 году президент Мартти Ахтисаари впервые выступил на натовском саммите в Мадриде и Финляндия назначила своего представителя при штаб-квартире НАТО.
- К 1998 году всего 1070 финских военнослужащих прошли обучение на натовских курсах и в военных школах в рамках программы партнёрства. Финляндия признала, что в течение уже некоторого времени стала вводить в своих оборонительных силах стандарты НАТО. Было создано первое подразделение сил быстрого развертывания, оснащенное в соответствии с требованиями НАТО, для возможного участия под командование НАТО в операциях по поддержанию мира. В программу партии впервые был записан тезис о сотрудничестве с НАТО в области поддержания мира и урегулирования кризисов при подтверждении курса страны на военное неприсоединение второй аспект оборонной политики — опора на "независимую обороноспособность" — заменен опорой на "надежную обороноспособность", что, по мнению экспертов партии Левый союз Финляндии, входящей в правительство, открывает возможность подчинения командованию некой международной структуре типа Западноевропейского союза или НАТО.[46; с.28]
Осенью 1999 года на землю Финляндии, впервые после ухода советских войск в 1956 году ступили иностранные солдаты. В стране были проведены военные учения по рограмме партнерства с участием Швеции Дании и Норвегии. Руководство страны (президент, министр иностранных дел, министр обороны и командующий оборонительными силами) приняло приглашение на апрельскую юбилейную сессию НАТО в Вашингтоне.
- Наконец, в речи от 14 апреля 1999 года по вопросу о национальной безопасности президент Мартти Ахтисаари впервые озвучил то, о чем уже давно говорили финские военные: финская военная структура в основном уже «соответствует целям, поставленным НАТО».[44; с.29]
Имена основных приверженцев скорейшего вступления; страны в Североатлантический альянс хорошо известны. Самый активный из них — бывшая министр обороны в правительстве центристов в 1991-1995 гг., а ныне заместитель генерального секретаря ООН и его специальный представитель в Боснии и Герцеговине Элизабет Рен. Кстати сказать, в начале 1999 года она заявила, что летом оставит свой пост в ООН.[40; с.61] Из чего наблюдателями был сделан вывод, что, она намеревается баллотироваться в 2000 году на пост президента республики. Согласно опросам общественного мнения, из всех потенциальных претендентов на высшую государственную должность у нее сейчас наивысшие шансы на победу.
Рен проталкивает идею немедленного вступления Финляндии в НАТО. В одном из своих выступлений она, в частности, заявила:
"Настала пора действовать, а не рассуждать об открытых дверях", поскольку вне НАТО страна в области политики безопасности "останется подвешенной, и будет испытывать давление сверхдержав".[40; с.61] Ей же принадлежит и фраза о том, что Финляндия и НАТО уже находятся в одной постели, хотя и не связаны брачными узами.
Примечательно, что, делясь с журналистами воспоминаниями, Элизабет Рен упомянула, что, когда несколько лет назад речь зашла о замене устаревших российских МИГов, состоявших на вооружении финских ВВС с конца 70-х годов, новыми военными истребителями, именно она настояла на американских "Хорнетах", поскольку МИГи не отвечают стандартам НАТО.
В столь же пронатовском духе выдержаны высказывания Аннели Тайны, занимавшей пост министра обороны в первом правительстве Пааво Липпонена (1995-1999 гг.). Вопреки неоднократным одергиваниям со стороны премьер-министра она называла НАТО естественным оборонительным зонтом Европы. "Лично я думаю, — сказала она в январе 1999 года, — что в Европе не возникнет нового военного союза, и что НАТО будет играть весьма важную роль в развитии совместной обороны".[40; с.63] Ей же принадлежит и совсем свежая идея провести в Финляндии всенародный референдум по вопросу о присоединении к НАТО — как это было сделано перед вступлением страны в Европейский союз в 1995 году. Эта идея пока не получила развития.
И хотя, занимая министерский пост и подчиняясь дисциплине, Тайна не утверждала, что формальное членство в НАТО обязательно, она делала все для того, чтобы постепенно втягивать страну в орбиту альянса. Уже перед самыми парламентскими выборами в марте, т.е. перед тем, как сложить полномочия, Тайна заявила, что необходимо убрать законодательные ограничения, которые не допускают финнов к участию в международных операциях по установлению мира (закон допускает участие только в поддержании мира, но без применения оружия).
Примечательно, что на выборах избиратели Тайну прокатили и она не попала в новый состав парламента.
Высказывается в пользу НАТО, а также и проводит на практике соответствующую политику начальник отдела оборонной политики министерства обороны, специалист по НАТО контр-адмирал Юхани Каскеала. Ему принадлежат следующие слова: "НАТО — единственный естественный инструмент для проведения европейской оборонной политики", любая другая идея "безумна". Если Европейский союз станет на путь также и военной интеграции через НАТО, "Финляндия не останется в стороне".[44; с.30]
Впрочем, пронатовские высказывания — откровенные либо осторожные — делают и другие высокопоставленные политики. Речь, например, идет о бывшем министре по европейским делам Оле Норрбаке, заместителе председателя Национальной коалиционной партии Кирси Пихе, нынешнем министре обороны, председателе Шведской народной партии Ян-Эрике Энестаме. А командующий оборонительными силами Финляндии Густав Хэгглунд был первым, кто доложил, что "по основным параметрам" Финляндия готова к членству в военном союзе НАТО.[49; с.26]
Финские сторонники НАТО основывают свою позицию не на угрозе со стороны России (хотя делаются высказывания, что такая угроза может возникнуть, если в России не остановится падение), а в основном на трёх тезисах:
1. Вступление в НАТО было бы актом, подтверждающим подлинную независимость Финляндии в принятии политических решений, её освобождение от исторического давления Москвы.
2. Оно стало бы признаком психологического освобождения нации от выработавшейся на протяжении привычки оглядываться на Москву интеграцию в европейские структуры.
А насколько НАТО хочет видеть Финляндию среди своих членов? Из печати известно, что первые неофициальные предложения вступить в эту организацию были ей сделаны в 1994 году, когда только начал прорабатываться вопрос о расширении альянса на Восток. Один из выдвигавшихся аргументов состоял в том, что в таком случае отпадет необходимость приема "менее готовых" трех стран Балтии — натовский зонтик будет обеспечен им через Финляндию.
В 1998 году председатель военного комитета НАТО Клаус Науман, находясь в Финляндии, подчеркнул, что двери в НАТО остаются для неё открытыми, но сказал: ”Сотрудничество с Финляндией может продолжаться даже без членства. “Партнерство во имя мира до сих пор работало хорошо”.[44; с.30]
Натовская агрессия против Югославии при умелой пропаганде, когда акцент делается на зверствах сербов и подчеркивается "гуманитарный характер" сотрудничества с НАТО в оказании помощи беженцам, проявила в Финляндии две противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, общественное мнение примяло официальные аргументы в пользу "неизбежности" ударов по Югославии, в то же время, как уже говорилось выше, оно резко охладело к идее членства страны в НАТО. С другой – идеологическая поддержка натовской акции со стороны официальных институтов еще больше втянула её в натовский лагерь. Представляется, что именно операция в Югославии и послужила основанием для того, чтобы впервые в истории в правительственную программу был включен тезис о сотрудничестве с НАТО.
По мнению автора на настоящий момент все же имеется только одно обстоятельство, которое может подтолкнуть Финляндию к отказу от политики военного неприсоединения. Это - официальное признание НАТО Европейским союзом качестве своего оборонного зонтика. Если этого не произойдет, страна и впредь будет постепенно и поэтапно укреплять свои связи с военным альянсом, официально оставаясь за его рамками. Газета "Хельсингин саномат" в этой связи пишет: "Финляндия уже продвинута далеко вперед в соответствии с новыми идеями НАТО, и мы, согласно оценкам наших собственных военных экспертов, располагаем армией, совместимой НАТО, причем организационно даже несколько более адаптированной в этом отношении, чем армии некоторых других стран, состоящих в НАТО. Нам не хватает только политического решения". И далее: "На данном этапе Финляндия ничем не отличается от членов НАТО, кроме того мы сами себе разрешили участвовать только в преодолении кризисов, но не в совместных оборонительных действиях в зоне НАТО. У Финляндии нет гарантий безопасности, которые предоставляет статья пятая договора с НАТО, как и нет обязательств участвовать в обороне других стран".[67]
3.3. Углубление европейской интеграции. Политика нейтралитета Финляндии.
Вступление в Европейский союз 1 января 1995 г. Финляндии, заявляющей о своей приверженности политике нейтралитета, изменяет параметры, на основе которых происходит становление общей внешней политики и политики безопасности, а в конечном счете и общей ой системы обороны.
Постоянный нейтралитет Финляндии, - это прямое следствие второй мировой войны. Подвергшись в начале этого конфликта нападению со стороны СССР, который отрезал у нее часть территории, Финляндия потом связала свою судьбу с судьбой "третьего рейха". Находясь после войны в лагере побежденных государств, она была вынуждена подписать в 1947 г. парижский мирный договор. Этот договор, где ставится целью постепенное восстановление суверенитета страны, запрещает ей любой альянс, направленный против кого-либо из победителей, и ограничивает численность военнослужащих и технические мощности финляндской армии. Поскольку Финляндия хотела заставить забыть о своём участии в войне на стороне Германии и поскольку соотношение сил в тот момент исключало какое бы то ни было присоединение страны к Западу, а скандинавский выбор казался весьма маловероятным, она быстро сделала для себя очевидный вывод: чтобы прийти к восстановлению своего суверенитета, нужно занять примирительную позицию по отношению к Москве.
Таким образом, подписанный 6 апреля 1948 г. двумя государствами договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи должен был, в условиях начала "холодной войны", определить финляндско-советские отношения на будущее и, как следствие, финляндский нейтралитет. Для СССР этот договор имел двойной интерес: предотвратить присоединение Финляндии к Западу и гарантировать советскую безопасность на западном фланге. Хотя этот договор, не включающий обязательства автоматической помощи, не представляет собой военного пакта, он содержит статью, которая обязывает Финляндию предотвращать любое нападение на СССР, со стороны Германии или ее союзников, через финляндскую территорию. Эта страна должна будет также принять в случае необходимости советскую помощь. В этом контексте о финляндском нейтралитете нельзя говорить вполне определенно: он основывается только на обязательстве не заключать никакого военного союза и на желании, о котором заявлено в преамбуле договора, “оставаться вне столкновений интересов великих держав”.[37; с.95]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11