Рефераты. Внешняя политика Финляндии 1945-2000 гг.






-  В 1997 году президент Мартти Ахтисаари впервые выступил на натовском саммите в Мадриде и Финляндия назначила своего предста­вителя при штаб-квартире НАТО.

       -  К  1998 году всего 1070 финских военнослужащих прошли обучение на натовских курсах и в военных школах в рамках программы партнёрства. Финляндия признала, что в течение уже некоторого времени стала вводить в своих оборонительных силах стандарты НАТО. Было создано первое подразделение сил быстрого развертывания, оснащенное в соот­ветствии с требованиями НАТО, для возможного участия под командо­вание  НАТО в операциях по поддержанию мира. В программу партии впервые был записан тезис о сотрудничестве с НАТО в области поддержания мира и урегулирования кризисов при подтверждении курса страны на военное неприсоединение второй аспект оборонной политики — опора на "независимую обороноспо­собность" — заменен опорой на "надежную обороноспособность", что, по мнению экспертов партии Левый союз Финляндии, входящей в правительство, открывает возможность подчинения командованию некой международной структуре типа Западноевропейского союза или НАТО.[46; с.28]

Осенью 1999 года на землю  Финляндии, впервые  после ухода советских войск в 1956 году ступили иностранные солдаты. В стране были проведены военные учения по рограмме партнерства с участием Швеции Дании и Норвегии. Руководство страны (президент, министр иностранных дел, министр обороны и командующий оборонительными силами) приняло приглашение на апрельскую юбилейную сессию НАТО в Вашингтоне.

- Наконец, в речи от 14 апреля 1999 года по вопросу о национальной безопасности президент Мартти Ахтисаари впервые озвучил то, о чем уже давно говорили финские военные: финская военная структура в основном уже «соответствует целям, поставленным НАТО».[44; с.29]

Имена основных приверженцев скорейшего вступления; страны в Североатлантический альянс хорошо известны. Самый активный из них — бывшая министр обороны в правительстве центристов в 1991-1995 гг., а ныне заместитель генерального секретаря ООН и его специальный пред­ставитель в Боснии и Герцеговине Элизабет Рен. Кстати сказать, в начале 1999 года она заявила, что летом оставит свой пост в ООН.[40; с.61] Из чего наблюдателями был сделан вывод, что, она намеревается баллотироваться в 2000 году на пост президента республики. Согласно опросам обществен­ного мнения, из всех потенциальных претендентов на высшую государст­венную должность у нее сейчас наивысшие шансы на победу.

      Рен проталкивает идею немедленного вступления Финляндии в НАТО. В одном из своих выступлений она, в частности, заявила:

"Настала пора действовать, а не рассуждать об открытых дверях", поскольку вне НАТО страна в области политики безопасности "останет­ся подвешенной, и будет испытывать давление сверхдержав".[40; с.61] Ей же принадлежит и фраза о том, что Финляндия и НАТО уже находятся в одной постели, хотя и не связаны брачными узами.

Примечательно, что, делясь с журналистами воспоминаниями, Эли­забет Рен упомянула, что, когда несколько лет назад речь зашла о замене устаревших российских МИГов, состоявших на вооружении финских ВВС с конца 70-х годов, новыми военными истребителями, именно она настояла на американских "Хорнетах", поскольку МИГи не отвечают стандартам НАТО.

В столь же пронатовском духе выдержаны высказывания Аннели Тайны, занимавшей пост министра обороны в первом правительстве Пааво Липпонена (1995-1999 гг.). Вопреки неоднократным одергиваниям со стороны премьер-министра она называла НАТО естественным оборонительным зонтом Европы. "Лично я думаю, — сказала она в январе 1999 года, — что в Европе не возникнет нового военного союза, и что НАТО будет играть весьма важную роль в развитии совмест­ной обороны".[40; с.63] Ей же принадлежит и совсем свежая идея провести в Финляндии всенародный референдум по вопросу о присоединении к НАТО — как это было сделано перед вступлением страны в Европейский союз в 1995 году. Эта идея пока не получила развития.

И хотя, занимая министерский пост и подчиняясь дисциплине, Тайна не утверждала, что формальное членство в НАТО обязательно, она делала все для того, чтобы постепенно втягивать страну в орбиту альянса. Уже перед самыми парламентскими выборами в марте, т.е. перед тем, как сложить полномочия, Тайна заявила, что необходимо убрать законодатель­ные ограничения, которые не допускают финнов к участию в международ­ных операциях по установлению мира (закон допускает участие только в поддержании мира, но без применения оружия).

     Примечательно, что на выборах избиратели Тайну прокатили и она не попала в новый состав парламента.

Высказывается в пользу НАТО, а также и проводит на практике соответствующую политику начальник отдела оборонной политики ми­нистерства обороны, специалист по НАТО контр-адмирал Юхани Каскеала. Ему принадлежат следующие слова: "НАТО — единственный естественный инструмент для проведения европейской оборонной по­литики", любая другая идея "безумна". Если Европейский союз станет на путь также и военной интеграции через НАТО, "Финляндия не останется в стороне".[44; с.30]

Впрочем, пронатовские высказывания — откровенные либо осто­рожные — делают и другие высокопоставленные политики. Речь, напри­мер, идет о бывшем министре по европейским делам Оле Норрбаке, заместителе председателя Национальной коалиционной партии Кирси Пихе, нынешнем министре обороны, председателе Шведской народной партии Ян-Эрике Энестаме. А командующий оборонительными силами Финляндии Густав Хэгглунд был первым, кто доложил, что "по основ­ным параметрам" Финляндия готова к членству в военном союзе НАТО.[49; с.26]

Финские сторонники НАТО основывают свою позицию не на угрозе со стороны России (хотя делаются высказывания,  что такая угроза может возникнуть, если в России не остановится падение), а в основном на трёх тезисах:

1. Вступление в НАТО было бы актом, подтверждающим подлин­ную независимость Финляндии в принятии политических решений, её освобождение от исторического давления Москвы.

     2. Оно стало бы признаком психологического освобождения нации от выработавшейся на протяжении  привычки оглядываться на Москву интеграцию в европейские структуры.

А насколько НАТО хочет видеть Финляндию среди своих членов? Из печати известно, что первые неофициальные предложения вступить в эту организацию были ей сделаны в 1994 году, когда только начал прорабатываться вопрос о расширении альянса на Восток. Один из выдвигавшихся аргументов состоял в том, что в таком случае отпадет необходимость приема "менее готовых" трех стран Балтии — натовский зонтик будет обеспечен им через Финляндию.

В 1998 году  председатель военного комитета НАТО Клаус Науман, находясь в Финляндии, подчеркнул, что двери в НАТО остаются для неё открытыми, но сказал: ”Сотрудничество с Финляндией может продол­жаться даже без членства. “Партнерство во имя мира до сих пор работало хорошо”.[44; с.30]

 Натовская агрессия против Югославии при умелой пропаганде, когда акцент делается на зверствах сербов и подчеркивается "гуманитарный характер" сотрудничества с НАТО в оказании помощи беженцам,  проявила в Финляндии две противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, общественное мнение примяло официальные аргументы в пользу "неизбежности" ударов по Югославии, в то же время, как уже говорилось выше, оно резко охладело к идее членства страны в НАТО. С другой – идеологическая поддержка натовской акции со стороны официальных институтов еще больше втянула её в натовский лагерь. Представляется, что именно операция в Югославии и послужила основанием для того, чтобы впервые в истории в правительственную программу был включен тезис о сотрудничестве с НАТО.

По мнению автора на настоящий момент все же имеется только одно обстоятельство, которое может подтолкнуть Финляндию к отказу от политики военного неприсоединения. Это - официальное признание НАТО Европейским союзом качестве своего оборонного зонтика. Если этого не произойдет, страна и впредь будет постепенно и поэтапно укреплять свои связи  с военным альянсом,  официально оставаясь за его рамками.  Газета "Хельсингин саномат" в этой связи пишет: "Финляндия уже продвинута далеко вперед в соответствии с новыми идеями НАТО, и мы, согласно оценкам наших собственных военных экспертов, располагаем армией, совместимой НАТО, причем организационно даже несколько более адаптированной в этом отноше­нии, чем армии некоторых других стран, состоящих в НАТО. Нам не хватает только политического решения". И далее: "На данном этапе Финляндия ничем не отличается от членов НАТО, кроме того мы  сами себе разрешили участвовать только в преодолении кризисов, но не в совместных оборонительных действиях в зоне НАТО. У Финляндии нет гарантий безопасности, которые предоставляет статья пятая догово­ра с НАТО, как и нет обязательств участвовать в обороне других стран".[67]

3.3. Углубление европейской интеграции. Политика нейтралитета Финляндии.

     Вступление в Европейский союз 1 января 1995 г.  Финляндии, заявляющей о своей приверженности политике нейтралитета, изменяет параметры, на основе которых происходит становление общей внешней пол­итики и политики безопасности, а в конечном счете и общей ой системы обороны.

Постоянный нейтралитет Финляндии, - это прямое следствие второй мировой войны. Подверг­шись в начале этого конфликта нападению со стороны СССР, который отрезал у нее часть территории, Финляндия потом свя­зала свою судьбу с судьбой "третьего рейха". Находясь после войны в лагере побежденных государств, она была вынуждена подписать в 1947 г. парижский мирный договор. Этот договор, где ставится целью постепенное восстановление суверенитета страны, запре­щает ей любой альянс, направленный против кого-либо из побе­дителей, и ограничивает численность военнослужащих и техни­ческие мощности финляндской армии. Поскольку Финляндия хотела заставить забыть о своём участии в войне на стороне Герма­нии и поскольку соотношение сил в тот момент исключало ка­кое бы то ни было присоединение страны к Западу, а сканди­навский выбор казался весьма маловероятным, она быстро сделала для себя очевидный вывод: чтобы прийти к восстановле­нию своего суверенитета, нужно занять примирительную пози­цию по отношению к Москве.

Таким образом, подписанный 6 апреля 1948 г. двумя госу­дарствами договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи должен был, в условиях начала "холодной войны", определить финляндско-советские отношения на будущее и, как следствие, финляндский нейтралитет. Для СССР этот договор имел двой­ной интерес: предотвратить присоединение Финляндии к Западу и гарантировать советскую безопасность на западном фланге. Хотя этот договор, не включающий обязательства автоматиче­ской помощи, не представляет собой военного пакта, он содер­жит статью, которая обязывает Финляндию предотвращать лю­бое нападение на СССР, со стороны Германии или ее союзников, через финляндскую территорию. Эта страна должна будет также принять в случае необходимости советскую помощь. В этом контексте о финляндском нейтралитете нельзя говорить вполне определенно: он основывается только на обязательстве не заключать никакого военного союза и на желании, о котором заявлено в преамбуле договора, “оставаться вне столкновений интересов великих держав”.[37; с.95]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.