Рефераты. Отношения Совета Европы и Азербайджана в рамках международного права






разрушенные города и села этого региона и сотни тысяч беженцев, ютящихся в

палаточных лагерях на территории Азербайджана.

| Азербайджан принят в Совет Европы |

Принесет ли это нашей стране больше безопасности и стабильности,

придаст ли дополнительные стимулы для демократического развития, торжества

права и законности - покажет время. Однако укрепление позиции Азербайджана

как неотъемлемой составной части общеевропейского политико-культурного

пространства - факт, несомненно, отрадный. Для начала немного истории.

Совет Европы (не следует путать с Европейским Союзом, который объединяет

экономически развитые страны континента). Совет Европы изначально был

создан для того, чтобы на государственном уровне обеспечить защиту прав

человека, демократии и власти закона, способствовать осознанию целостности

Европы на основе общих ценностей и культуры. Руководящий орган Совета

Европы - комитет министров. Он состоит из министров иностранных дел или их

представителей в Страсбурге (в настоящее время работает под

председательством Италии). Местом публичных дискуссий и политического

диалога является Парламентская ассамблея, в которой каждая из входящих в

организацию стран имеет собственную квоту. Существует конгресс местных и

региональных администраций, состоящий из палаты местных администраций и

палаты регионов. Секретариат Совета Европы, насчитывающий, более 1200

человек, возглавляется генеральным секретарем.1

Путь Азербайджана в эту организацию, как и некоторых других

постсоветских стран, отнюдь не был гладким. В стране была принята новая,

отвечающая по многим своим параметрам европейским стандартам, Конституция.

Отменена смертная казнь, ликвидирована цензура в СМИ, начата реформа

судебной системы. Усовершенствовано, хоть и не без замечаний,

законодательство и достигнут некоторый прогресс в проведении выборов на

многопартийной основе. Азербайджанскими властями неоднократно проводились

амнистии (эта мера применена в отношении 9 тыс. чел.) и предприняты

некоторые меры по улучшению условий содержания заключенных. Однако Совет

Европы продолжает настаивать на требовании в отношении пересмотра дел и

освобождения лиц, в делах которых усматриваются политические аспекты.

Некоторые претензии имеются в отношении уровня демократичности, честности и

справедливости проведенных парламентских и более ранних муниципальных

выборов.

С мая сего года начался полугодовой период председательствования

Италии в Совете Европы. Накануне этого события Ламберто Дини, который

отныне будет возглавлять Комитет министров иностранных дел СЕ. При этом

глава дипломатического ведомства подчеркнул, что предстоящее полугодие

странам-участницам СЕ следует ставить перед собой реально выполнимые,

конкретные задачи в рамках общей стратегии защиты прав человека. В качестве

одной из таких приоритетных целей Дини назвал формирование "европейского

пространства без смертной казни", что полностью вписывается в концепцию

деятельности СЕ, который в этом году отметил свое 50-летие. Еще одной

важной задачей будет создание благоприятных условий для очередного

расширения Совета за счет принятия в него новых членов. В числе наиболее

вероятных претендентов на скорое вступление сейчас называются Монако, а

также Босния и Герцеговина. По словам Дини, в рамках своего

председательствования Италия намерена придать новый импульс международному

измерению деятельности СЕ, развивая и укрепляя его традиционную роль в деле

расширения диалога и сотрудничества европейских демократий в политической,

правовой, культурной и социальной областях. Естественно, под усилением

международного измерения деятельности СЕ подразумевается не только

проведение всех этих форумов, но и более активное участие организации в

решении серьезных европейских проблем, связанных с обеспечением основных

прав человека и консолидацией демократических институтов. Судя по ряду

высказываний Дини, Италия на посту председателя СЕ намерена активизировать

рассмотрение проблем, из которых невозможно решить без непосредственного

участия всех стран. Не следует забывать также, что вышеуказанная резолюция

ПАСЕ носит сугубо рекомендательный характер. Повторим, что в ближайшее

время этот орган будет возглавлять Дини, прагматичный и осторожный политик,

не склонный к эмоциональному восприятию столь жгучих вопросов. Подобный

конструктивный подход Дини (который, кстати, занимал пост министра

иностранных дел в четырех последних правительствах Италии начиная с 1996

года) в целом характерен для итальянской дипломатии. Сейчес Совет Европы

продвигается все дальше и дальше на Восток: в апреле прошлого года в его

ряды была принята Грузия, а сейчас пришла очередь Армении и Азербайджана.

На заседании Комитета министров Совета Европы 8-9 ноября было принято

решение принять в члены Совета Европы эти две кавказские республики.

Осталась лишь одна формальность - назначить дату принятия. В отношении к

СРЮ также произошли существенные перемены. Новый югославский Президент

Воислав Коштуница был приглашен на заседание Комитета министров Совета

Европы, на котором он получил полную поддержку и гарантии интеграции новой

Югославии в политическую жизнь Европы. Генеральный секретарь Совета Европы

Вальтер Швимлер высказался за придание югославской парламентской делегации

статуса "специального приглашенного", что позволило бы ей принимать участие

в работе Парламентской Ассамблеи Совета Европы и ее комиссиях. Очень

вероятно, что статус "специального приглашенного" будет присвоен Югославии

уже на ближайшей, зимней сессии Парламентской Ассамблеи в январе 2001 г.

Таким образом, число членов Совета Европы в скором времени может возрасти c

41 до 44. Остаются еще два государства, которые претендуют на членство в

Совете Европы. Это Босния и Герцеговина, имеющая статус "специального

приглашенного", и Беларусь, потерявшая этот статус в январе 1997 г. Глядя

на процесс демократического развития в этих двух странах, нетрудно

предположить, что в лучшем случае РБ ожидает судьба последней республики,

присоединившейся к семье европейских народов. Окруженная государствами -

членами Совета Европы, Беларусь все меньше и меньше вписывается в

общеевропейскую динамику политической жизни.1

§ 2 ПРИЕМ В СОВЕТ ЕВРОПЫ

Значение приема Азербайджана в Совет Европы трудно переоценить. Для

республики и ее граждан открываются большие перспективы во многих областях

европейского сотрудничества. Следует оценить это событие, как значительный

успех азербайджанской дипломатии и всего руководства республики. После

прошедших в Азербайджане парламентских выборов в Страсбурге состоялось

заседание Комитета министров Совета Европы на уровне послов, где обсуждался

вопрос вступления Азербайджана и Армении в СЕ. Был заслушан доклад

руководителя международной миссии наблюдателей от Парламентской ассамблеи

СЕ Андреаса Гросса и члена делегации из Венгрии Андраша Барсоли, вылетевших

в Страсбург из Баку, которые поделились далеко не приятными впечатлениями о

состоявшемся голосовании. Мнения "за" и "против" принятия Азербайджана и

Армении разделились. Те же, кому Армения ближе, говорили о попрании

демократии на выборах в ММ. Тем более, что поводов для этого было

достаточно. Осторожная критика Азербайджана звучала в выступлениях послов

Германии и Великобритании, а представитель Голландии Хендрик Вагенмаркес

был против принятия Азербайджана, полагая, что республике надо еще решить

проблемы с демократией, политзаключенными, отношением к оппозиции. Имело

значение и то, председательства в КМ Италии хотелось записать в свой

внешнеполитический актив услугу Азербайджану. Того же хотелось и Латвии,

ставшей председателем КМ с окончанием этой сессии. Посол этой страны так и

сказал азербайджанским представителям: "Если даже вас не примут сейчас, я

сделаю все, чтобы Азербайджан стал членом СЕ". В поддержку Азербайджана

выступили Россия, Турция, Италия, Франция и Грузия. Великобритания,

Нидерланды и Германия были против. Мнения остальных были невнятны.В

результате 8 ноября было принято предложение о приеме Азербайджана и

Армении в СЕ, но с предъявлением Азербайджану пяти, а Армении - трех

условий. Этот альтернативный между "принятием" и "непринятием" план

предложила Германия. Из неофициальных источников стало известно, что пять

требований к Азербайджану включают в себя необходимость мирного решения

карабахского конфликта, исправление недостатков, обнаруженных на

парламентских выборах, демократизацию и соблюдение прав человека, изменение

законодательства (что имеется ввиду пока не ясно) и возможность мониторинга

Советом Европы ситуации в Азербайджане. Два условия, предъявленные к

Армении, схожи с требованиями к Азербайджану - мирное решение карабахского

конфликта и возможность мониторинга ситуации в стране. Последний пункт

связан с изменением законодательства, касающегося дискриминации по

национальному и религиозному признаку и демократизация. Азербайджан обязали

в течение месяца - ко дню торжественной церемонии принятия страны в СЕ -

представить доклад, отвечающий на критику международной группы наблюдателей

в связи с допущенных ими нарушениями парламентских выборов и исправлением

выявленных фальсификаций. Так, если к указанному времени все, по мнению СЕ,

в Азербайджане будет нормально, завершится дипломатическая борьба, начатая

с 1996 года, когда страна получила статус специально приглашенного гостя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.