министров два раза в год - в апреле или мае и в ноябре. Повседневная работа
Комитета осуществляется представителями - делегатами министров иностранных
дел. Каждый министр назначает одного представителя - делегата, который чаще
всего является также и Постоянным представителем государства - члена Совета
Европы. Азербайджан на заседаниях КМ как правило представляет Постоянный
Представитель АР при СЕ в Страсбурге. Обычно представители - делегаты
министров собираются на пленарные заседения два раза в месяц. Принимаемые
ими решения равноценны решениям Комитета Министров. Процедура проведения
заседаний Министров и их представителей - делегатов регулируется Уставом
Совета Европы и внутренним регламентом Комитета и института представителей
- делегатов. При представителях - делегатах имеется Секретариат, группы
экспертов и группы ad hoc.
Деятельность Комитета Министров включает в себя следующее:
· проведение политического диалога;
· осуществление связей с Парламентской Ассамблеей Совета Европы;
· осуществление связей с Конгрессом местных и региональных властей стран
Европы;
· подготовка и заключение конвенций и соглашений;
· принятие рекомендаций государствам - членам;
· принятие бюджета;
· принятие и контроль за выполнением Межправительственной программы
деятельности;
· прием новых государств - членов;
· выработка программ сотрудничества и содействия странам Восточной и
Центральной Европы;
· контроль за выполнением Европейской конвенции о защите прав и свобод
человека;
· участие в организации и проведении специализированных конференций
министров.
Межправительственная программа действий.[1]
Межправительственная программа действий ежегодно принимается Комитетом
министров Совета Европы и представляет собой рабочую программу этой
организации, имеющую целью углубление равноправного сотрудничества между
государствами - членами Совета Европы. Эта программа далеко не закостенелый
документ. Напротив, она четко отражает политические изменения, новые
крупные начинания Совета Европы и фиксирует те или иные реалии сегодняшнего
времени.
Программа, отвечающая вызову времени, стоящим перед новой Европой.
В своем нынешнем виде программа объединяет следующие три политические
задачи:
· укрепление сплоченности и стабильности в рамках демократического
пространства, созданного между государствами - членами Совета Европы;
· поощрение действенной интеграции в Совет Европы государств Центральной и
Восточной Европы, недавно вступивших в эту организацию;
· придание Совету Европы большей открытости в отношении различных форм
углубленного сотрудничества с другими международными организациями,
местными и региональными властями, гражданским обществом.
Объектом особо пристального внимания Совета Европы являются такие
весьма актуальные проблемы общества, как положение национальных меньшинств,
борьба против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, роста
преступности и коррупции.
Три полюса взаимного притяжения в пространстве безопастности и демократии.
Для осуществления вышеизложенных задач в программе заложено свыше 56
крупных проектов, а также множество мероприятий и действий оперативного
характера или связанных с практической реализацией или содействием
европейским конвенциям, объединенным вокруг трех крупных задач:
- Демократическая сплоченность;
- Единение общества и высокое качество жизни;
- Культурные связи и плюрализм различных культур.
Понятия демократии, прав человека и примата права пронизывают всю
программу. Это отражает гуманистическую сущность Совета Европы и тот вклад,
который государства и общества, основанные на принципе примата
человеческого достоинства, могут внести в укрепление безопастности в
условиях демократии на всем европейском континенте. Эта сущность Совета
Европы проявляется в следующих сферах деятельности:
- демократия на основе плюрализма и права человека,
- СМИ и связь,
- демократия на местах и трансграничное сотрудничество,
- сотрудничество в области юриспруденции и правовое государство,
- социальные вопросы и проблемы общества,
- здравоохранение,
- охрана окружающей среды и благоустройство территорий,
- образование, культура и национальное наследие,
- спорт и дела молодежи.
Ресурсы.
Человеческие ресурсы: к коллективу сотрудников Совета Европы , которые
призваны вносить свой вклад в реализацию программы как таковой, добавляются
в усиление на разовой основе и для выполнения конкретных задач эксперты,
назначаемые государствами - членами Совета Европы. В особых случаях
выделяются также советники и консультанты по программе. Таким образом
ежегодно тысячи людей работают на выполнение программы. С технической точки
зрения программа закладывается в бюджет Совета Европы: в 2000 году для ее
осуществления были выделены средства общей суммой в 37 697 760 ЕВРО, то
есть немногим более 10% от всего бюджета. Однако эта сумма покрывает только
прямые расходы, связанные с выполнением конкретных дел (заседания
экспертов, организация симпозиумов и конференций, проведение исследований,
выделение субсидий),исключая при этом расходы на оплату деятельности
персонала и служб, обеспечивающих всю эту работу (командировки,
переводческая работа на заседаниях, письменный перевод и рассылка
документов и т.д.). К упомянутой сумме добавляются финансовые инвестиции
(прямые и непрямые) специализированных министерств, административно
-территориальных образований, в случае необходимости - частных партнеров.
Соответственно, средства, поступающие таким образом на реализацию
программы, выходят за рамки общей суммы, выделяемой на эти цели Советом
Европы единым пакетом в рамках обычного бюджета.1
Согласованное программирование.
Стремление государств-членов Совета Европы совместно действовать в рамках
Межправительственной программы деятельности по осуществлению конкретных
задач формируется и получает четкие очертания в Комитете Министров Совета
Европы, который обеспечивает политическое руководство межправительственным
сотрудничеством. Комитет Министров в своей деятельности получает
направляющие импульсы от:
- Парламентской Ассамблеи, которая адресует ему свои рекомендации;
- Конференции специализированных министров государств - членов Совета
Европы, которые в пределах своей компетенции обсуждают насущные
проблемы в той или иной сфере, добиваются политического консенсуса по
главным направлениям и могут рекоменодовать или прорабатывать те или иные
решения европейского масштаба;
- комитетов, получивших название руководящих комитетов, в которых работают
представители специализированных министерств государств - членов Совета
Европы. Эти комитеты на регулярной основе направляют в Комитет Министров
свои предложения.
Упомянутые комитеты находятся в прямом подчинении у Комитета Министров и
обладают компетенцией, необходимой для работы по целому направлению (как,
например, СМИ или вопросы демократии на местах ) или по одному из его
составляющих (это касается, например, социальной сферы, когда разные
комитеты занимаются соответственно вопросами миграции населения, занятости,
социальной политики и т.д.). В свою очередь, Генеральный секретарь в рамках
политической и бюджетной линии, определенной Комитетом Министров и на базе
специальных предложений, поступивших к нему из руководящих комитетов, в
течение года разбатывает проект межправительственной программы, в которой
он отмечает те направления деятельности и те цели, которые ему
представляются важнейшими. После принципиального согласия с проектом
Комитета Министров, проект постепенно, этап за этапом, дорабатывается и
детализируется в тесном взаимодействии с руководящими комитетами и
компетентными в этой области группами экспертовКомитета Министров.
Окончательное утверждение проекта происходит во время принятия бюджета
(ноябрь - декабрь).
Осуществление программы.1
Реализация программы поручается через Генерального секретаря
руководящим комитетам и комитетам ad hoc, создаваемым при необходимости.
Эти комитеты фиксируют модальности осуществления на практике
запланированных шагов: создание экспертных комитетов, проведение
исследований и разработок, подготовка кадров, запуск проектов и т.д. К этим
оперативным действиям добавляются мероприятия, связанные с
функционированием или поощрением соблюдения европейских конвенций. Речь
идет о настоящей работе по “наблюдению и контролю за соблюдением”
конвенций, в результате которой между заинтересованными государствами могут
быть достигнуты соглашения по административным вопросам или выдвинуты
предложения о пересмотре действующих конвенций в случае, если они
представляются спорными или имеющими пробелы. Программа 2000 года
свидетельствует о предпринятых усилиях по внедрению нововведений как с
точки зрения ее содержания, так и методики работы и структур
межправительственного сотрудничества. Действительно, что касается
содержания, программа отражает сбалансированное соотношение стремления
поддерживать и развивать деятельность, в которой Совет Европы играет
признанную роль, и настроя на расширение ее рамок за счет новых видов
работы, отвечающих новым проблемам современного общества и предвосхищающим
будущие проблемы: размышления о перспективах благоустройства территорий,
долговременного развития и т.д. В оперативном плане вместе с классическими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11