Рефераты. Отношения Совета Европы и Азербайджана в рамках международного права






комиссиях этого авторитетного парламентского форума. Так что наши позиции

на парламентском направлении деятельности Совета Европы весьма продвинуты.

В европейское сотрудничество под эгидой СЕ активно вовлечены высшие

судебные инстанции Азербайджанская Республика. Главное государственно-

правовое управление и Комиссия по правам человека при Президенте.2

В целом, наверное, нет такого министерства или ведомства, которое не

имело бы с Советом Европы налаженных партнерских связей. Большую помощь

Совет Европы оказывает Азербайджану в осуществлении государственных и

правовых реформ, экспертизе законопроектов. Существует соответствующая,

ежегодно обновляемая программа конкретных мероприятий за счет средств

Совета Европы и Комиссии Европейского союза. На их реализацию было выделено

около 2,4 млн. долларов а, в будущем году планируется еще больше..

Практически ежемесячно проводятся различные семинары, круглые столы,

стажировки и ознакомительные поездки за рубеж, помогающие осваивать

европейский опыт плюралистической демократии и верховенства закона. На

территории Азербайджана создаются информационные центры Совета Европы.

Однако предстоит решить еще более масштабные задачи. Многообещающие

перспективы открываются и в связи с довольно благоприятной реакцией

руководства СЕ в ходе саммита в Страсбурге предложение организовать под

эгидой СЕ общеевропейскую программу подготовки кадров для Европы ХХI века.

Прежде всего это Европейская конвенция о правах человека (ЕКПЧ), которую

Азербайджан подписал для вступления в СЕ, обязуясь ратифицировать. В

подготовленном Комиссией Парламентской ассамблеи Совета Европы по

мониторингу проекте доклада о выполнении Азербайджаном обязательств по

членству в СЕ затяжка с ратификацией ЕКПЧ, пусть и по объективным причинам,

являлась главным упреком в наш адрес. Но дело было не только в невыполнении

Азербайджаном ключевого, по существу, вытекающего из устава организации

условия членства в СЕ. Теперь страница ожидания перевернута. Участие

Азербайджана в ЕКПЧ значительно расширит возможности защищать свои права.1

В тех случаях, когда их права действительно нарушаются, а судебные

органы отказываются признать это, граждане смогут обращаться в Европейский

суд, решения которого носят обязательный характер. Нередко можно услышать

опасения, будто после ратификации ЕКПЧ Европейский суд будет завален

жалобами из Азербайджана, а государственный бюджет затрещит по швам от

выплат потерпевшим. Опыт других "молодых демократий" такой гипотезы не

подтверждает. Существует сложная процедура отбора исков на предмет их

приемлемости и стадия полюбовного урегулирования. В результате до суда в

среднем доходит лишь каждая десятая жалоба, из которых удовлетворяется

меньше половины. В 1997 году Европейским судом было принято к рассмотрению

119 дел и только 53 из них были решены в пользу истца. Да и выплата по

искам не является астрономической. Так, "стандартное" возмещение морального

ущерба, предписываемое судом, равняется 20 тыс. долларов. Но все эти

издержки несоизмеримы с выигрышем – создан реальный рычаг модернизации и

улучшения системы правосудия, эффективное средство воспитания и ограничения

всевластия бюрократии. В ходе ратификации ЕКПЧ некоторыми поднимался вопрос

о ее соотношении с Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека

1995 года. Никаких противоречий, тем более несовместимости между ними нет.1

Конструкция конвенции СНГ, которая пока, к сожалению, не вступила в

силу, полностью вписывается в "архитектуру" ЕКПЧ. В тандеме с ЕКПЧ работает

и Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или

унижающего достоинство обращения или наказания. Она учреждает механизм по

контролю за условиями содержания заключенных, участники которого посещают

места лишения свободы. Однако появление дополнительного инструмента

международного мониторинга в этой области, безусловно, ускорит темпы

модернизации нашей пенитенциарной системы. Ее проблемы эксперты СЕ

связывают не столько с обветшалой материальной базой, сколько с

переполненностью тюрем. Поэтому выход здесь видится в акценте на такие

аспекты уголовноправовой реформы, как диверсификация наказаний и отказ от

практики лишения свободы за малосущественные и не представляющие большой

общественной опасности правонарушения. Естественно, соблюдение двух

вышеупомянутых договорно-правовых актов СЕ предполагает активное

продолжение судебной, пенитенциарной и других реформ в стране и их должное

материальное обеспечение через увеличение бюджетного финансирования. Тем не

менее речь не идет о росте прямых финансовых обязательств Азербайджана

перед СЕ: наш взнос в эту организацию остается прежним – около 24,2 млн.

долларов.

1Речь идет о косвенных затратах, которые в любом случае необходимы в

связи с решением наших внутренних задач. Они будут определяться ежегодно,

исходя из возможностей бюджета, и рассчитаны на достаточно длительное

время. Разумеется, предстоит также предпринять шаги по приведению

азербайджанского законодательства и правоприменительной практики в

соответствие с требованиями основополагающих конвенций СЕ. Однако такие

шаги полностью коррелируют с тем, что непосредственно записано в

действующей Конституции, с планами наших собственных правовых реформ. Они

будут делаться постепенно, по мере гармонизации азербайджанских законов с

европейскими нормами. Для других мер времени понадобится больше. В целом

включенная в текст законопроекта о ратификации ЕКПЧ соответствующая

оговорка дает возможность получить необходимый переходный период. Кстати,

именно таким путем поэтапного приведения своих законов в соответствие с

основополагающими европейскими конвенциями уже после их ратификации шли

практически все, даже самые развитые в правовом отношении государства –

участники Совета Европы. Конкретно в случае с нашей оговоркой речь идет о

временном выводе из-под действия ЕКПЧ ряда положений ныне действующего

уголовно-процессуального кодекса (порядок ареста, содержания под стражей и

задержания лиц, подозреваемых в преступлениях) и дисциплинарного устава

вооруженных сил (арест с содержанием на гауптвахте), а также о

неприменимости ЕКПЧ к фактам, имевшим место до ее вступления в силу для

Азербайджана. Это наше политическое и, если хотите, моральное обязательство

перед Советом Европы. Однозначно потребуется большая разъяснительная работа

с общественным мнением страны. И здесь мы вправе рассчитывать на помощь и

содействие экспертов Совета Европы, имеющих в данной сфере уникальный опыт.

В стадии ратификации в нашем парламенте находятся еще два ключевых

документа СЕ. Это Европейская хартия местного самоуправления и Рамочная

конвенция о защите национальных меньшинств.

Хартия – один из базовых нормативных актов Совета Европы. Не

случайно, вступая в СЕ. Хартия действует около десяти лет (вступила в силу

в сентябре 1988 года). Ее участниками уже стали 28 из 43 государств –

членов СЕ. Еще в шести она находится в стадии ратификации. Иными словами,

сегодня хартия является реальным регулятором демократической жизни на

Европейском континенте. Основные принципы и положения хартии соответствуют

Конституции В азрбайджанском законодательстве отражены все обязательные для

исполнения пункты хартии, перечисленные в статье 12. В этом плане мы

выгодно отличаемся от других стран, которые, ратифицируя данный договорно-

правовой акт, были вынуждены – в силу особенностей внутреннего

законодательства – сделать ряд ограничительных заявлений. Хартия исходит из

того, что органы местного самоуправления являются одной из фундаментальных

основ любого демократического строя. Под этим углом полноценное участие

Азербайджана в хартии имеет не только международное, но прежде всего

весомое внутриполитическое значение. Став обязательным документом, она,

несомненно, будет содействовать дальнейшему совершенствованию местного

самоуправления в Азербайджене, разработке законодательной базы в этой

области.1

Хотелось бы отметить, что ратификация Азербайджаном Европейской

хартии местного самоуправления не повлечет за собой дополнительных прямых

расходов, покрываемых за счет государственного бюджета. Хотя в хартии и

имеются принципиальные обязательства по финансированию местных властей,

порядок практического осуществления такого финансирования остается на

усмотрение центрального правительства. В нашем случае – с учетом опыта

других государств – вытекающие из выполнения хартии расходы органов

местного самоуправления могут производиться за счет перераспределения

бюджетных средств и источников, установленных законом "0 финансовых основах

местного самоуправления". Рамочная конвенция о защите национальных

меньшинств – самая "свежая" конвенция Совета Европы. Она вступила в силу

только 1 февраля нынешнего года. Этот документ нацелен на запрет

дискриминации нацменьшинств и развивает положения статьи 14 Европейской

конвенции о правах человека. В конвенции не дается определения самого

понятия "национальные меньшинства". Тем не менее думается, что отсутствие

данного определения, учитывая рамочный характер конвенции, не отменяет ее

несомненно прогрессивного существа. Конвенция имеет прежде всего

программную направленность с акцентом на постепенность прогресса в

выполнении ее положений. Формулировки документа составлены весьма гибко и

позволяют учитывать конкретные ситуации, сложившиеся в разных странах. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.