Они представляют собой общие принципы, которые должны служить
основой для других двусторонних и многосторонних официальных
договоренностей и соглашений, в которых определялись бы конкретные формы
и условия для оказания помощи и проведения совместных действий в области
контроля над наркотиками.
Главная цель Единой Конвенции 1961 года, вступившей в силу в 1964
году, заключалась в том, чтобы подтвердить, кодифицировать, упростить,
обновить и дополнить ранее заключенные договоры. Она ограничивает
производство, изготовление, торговлю, импорт, экспорт, распределение и
использование НС исключительно медицинскими и научными целями и
направлена на борьбу с наркоманией, в связи с чем, правительства обязаны
предоставлять все возможные средства для лечения, ухода и социальной
реабилитации наркоманов. В ней НС подразделяются на 4 категории в
соответствии с рисками неконтролируемого использования и вероятности
злоупотребления. Для каждой категории предусмотрены меры контроля
различной строгости.
В Протоколе 1972 года о поправках к Единой Конвенции 1961 года
более четко определены и расширены функции контроля и проверки
Международного комитета по контролю над наркотиками, дополнительно
усилены меры по контролю, предусмотренные в 1961 году, включено
обязательство для сторон представлять доклады о деятельности по
незаконному обороту наркотиков в рамках их границ (включая производство,
изготовление, переработку, использование и оборот) и уделено больше
внимания лечению, образованию, восстановлению, реабилитации и социальной
интеграции наркоманов.
Конвенция 1971 года возлагает на государства-участники
обязательства осуществлять национальный и международный контроль над
психотропными веществами, которые являются предметом злоупотребления или
могут стать предметом злоупотребления в будущем в ущерб общественному
здоровью. К ним относятся депрессанты центральной нервной системы,
стимуляторы и галлюциногены.
Конвенция 1988 года призвана содействовать развитию сотрудничества
между государствами - участниками, с тем, чтобы они могли более
эффективно решать различные проблемы незаконного оборота НС и
психотропных веществ, имеющего международный характер.1
ОРГАНЫ ООН ПО КОНТРОЛЮ НАД НАРКОТИКАМИ.
Программа ООН по контролю над наркотиками (английская аббревиатура
– «UNDCP» ( читается как «Ю-Эн-Ди-Си-Пи»); русская аббревиатура «ЮНДКП»
) является органом Секретариата, отвечающим за все мероприятия
Организации Объединенных Наций в области контроля над НС. Программа была
создана в соответствии с резолюцией 45/179 Генеральной Ассамблеи от 21
декабря 1990 года. Она возглавляется Директором-исполнителем, который
представляет доклады непосредственно Генеральному секретарю.
Среди своих многочисленных функций, связанных с контролем над
наркотиками Программа служит секретариатом и исполнительным органом
Комиссии по НС. В этой связи он оказывает помощь государствам-членам в
осуществлении договоров по контролю над НС и выполняет обязанности,
вытекающие из действующих международных соглашений по контролю над НС, а
также из мандата Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального
Совета и Комиссии по НС. Кроме того, Программа оказывает техническое
сотрудничество в борьбе со злоупотреблением НС и их незаконным оборотом,
в разработке программ контроля над наркотиками и оказании помощи в
финансировании их осуществления.
Проекты, поддерживаемые ООН в настоящее время осуществляются в
более чем 40 странах. Эти проекты охватывают все аспекты проблемы
наркотиков.
Международный комитет по контролю над наркотиками.
Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) был
создан в 1961 г. для того, чтобы ограничить выращивание, производство,
изготовление и использование НС адекватным количеством, необходимым для
медицинских и научных целей, и гарантировать их наличие для этих целей.
В состав Комитета входят тринадцать членов, избираемых
Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС), которые выступают в личном
качестве как эксперты, а не как представители правительств. Три члена,
имеющие опыт работы в области медицины, фармакологии или фармацевтики,
избираются по предложению Всемирной Организации Здравоохранения, а
десять членов – по предложению государств-участников договоров.
Комиссия ООН по наркотическим средствам.
Комиссия по наркотическим средствам была создана в феврале 1946 г.
ЭКОСОС в качестве главного директивного органа системы ООН по вопросам
международного контроля над НС. Комиссия, в настоящее время состоящая из
40 членов избираемых ЭКОСОС, изучает положение с наркотиками в мире и
оказывает помощь в контроле и осуществлении соответствующих
международных конвенций и в подготовке новых документов для усиления
международного контроля над НС.1
1.2. Понятие преступлений, связанных с незаконным оборотом
наркотических средств.
Наркомания – одна из сложнейших проблем современности, касающихся
всех людей, живущих на земном шаре. Наркомания не щадит ни бедных, ни
богатых. Ей абсолютно безразлично, кто попал в ее сети: малолетний
подросток, юноша или старик. Она хладнокровно и равнодушно пополняет
свои ряды за счет все новых и новых людей, последовательно приводя их к
гибели.1
Про наркоманию, ее общественную опасность, негативные последствия,
борьбу с ней сказано и написано немало. Однако это явление не только не
уменьшается, но, наоборот, оно расширяет свои границы, расползаясь вширь
и вглубь, и подобно раковой опухоли, своими метастазами проникает и
поражает все большее число людей в разных государствах. Приобретает оно
и новые, все более опасные формы и характеристики. Два десятилетия назад
можно было говорить лишь о начале зарождения таких проявлений, как
наркомафия, наркобизнес, и то применительно к некоторым государствам.
Сейчас наркомания – это настолько распространенное явление, что ни у
кого не возникает сомнения в его реальности и чрезвычайно пагубном
влиянии на всех людей. Наркобизнесс является одним из самых доходных во
всем мире. Не исключение из правила и деятельность в данной области
кыргызских преступников, занимающихся распространением наркотических
средств и психотропных веществ. В настоящее время наркомафия владеет
миллиардными доходами, полученными на горе, боли и смерти тысяч людей.
Наркомания наносит непоправимый вред как конкретному человеку,
пристрастившемуся к наркотикам, так и всему обществу в целом. Вред,
причиняемый наркотиками настолько многозначен, что трудно назвать какую-
либо область человеческих отношений в обществе, которая бы не испытывала
на себе негативных последствий наркомании. Под воздействием
систематического приема наркотиков постепенно разрушается человеческая
личность, искажаются взгляды представления о нравственных критериях,
духовных ценностях, потребностях человека. Личность деградирует и, как
правило, неминуемо погибает. Значит, на определенном этапе общество
вместо нормальных, здоровых, трудоспособных граждан получит
разложившихся морально и больных физически людей, которые, как правило,
опасны не только для себя, но и для окружающих.
Все это предопределяет то, что общество вынуждено, с одной
стороны, нести огромные финансовые затраты на оказание медицинской и
иной помощи наркоманам, пытающимся избавиться от пагубной привычки, с
другой – оно обязано выделять значительные материальные средства,
отвлекать силы правоохранительных органов на сдерживание и
предупреждение антиобщественных проявлений и преступлений со стороны
наркоманов, на борьбу с наркодельцами и наркомафией, распространяющими
ядовитое зелье.
К сожалению, несмотря на все принимаемые меры, проблема
незаконного оборота НС в последние годы в КР имеет устойчивые
закономерности роста. Наркотики продолжают завоевывать новые территории
и в нашей стране, заражая неизлечимой болезнью все большее число лиц,
подвергая смертельной опасности в первую очередь несовершеннолетних и
молодежь. Быстрому процессу наркотизации населения в настоящее время во
многом способствует социально-экономическая нестабильность общества,
страх перед будущим, обострение политических, нравственных, национальных
отношений, незащищенность и беспомощность перед разгулом преступности и
ужасающими размерами насилия в обществе.
Для отражения различных аспектов, то есть всех преступных явлений,
связанных с наркотиками, широко распространенное понятие «наркомания»
недостаточно, поскольку оно характеризует только медицинский, или
биологический аспект, а именно наркоманию как болезнь исключительно с
позиций медицины, но не охватывает социальный, в частности правовой, и
ряд других аспектов.
Поэтому в юридической литературе используется понятие «наркотизм»,
определяемое шире, чем понятие «наркомания» за счет включения в него
социального и иных аспектов. Так, под наркотизмом понимается «явление
социального порядка», представляющее собой «совокупность опасных для
общества противоправных действий, выражающихся в умышленном потреблении
наркотических средств без назначения врача, незаконных операциях с ними,
приобщении других лиц к немедицинскому приему таких средств, созданию
условий способствующих поступлению их в незаконный оборот»1. Следует
отметить, что термин «наркотизм» содержится преимущественно в
теоретических источниках, тогда как для обозначения данного явления в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26