документом ( первым в СНГ), борьба с наркотизмом в республике возведена
в ранг одной из важнейших государственных задач. В ее дальнейшее
развитие в марте 1996 года Правительство республики утвердило новую
Государственную Программу на 1996-1997годы. А 22 мая 1998 года, как уже
было указано выше, был принят Закон Кыргызской Республики « О
наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» – он
является основным нормативным актом регулирующим общественные отношения
в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и
прекурсоров на территории нашей республики. В июле 1998 года была
принята следующая Государственная Программа КР в области контроля
наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000
годы. Кроме Госпрограммы имеется также одобренная Правительством КР
Концепция развития государственной политики КР в области контроля
годы.
- в апреле 1994 года Кыргызстан присоединился к трем основным
антинаркотиковым Конвенциям Организации Объединенных Наций 1961, 1971,
1988 годов.
Это дало Кыргызстану возможность интегрироваться в международный
процесс противодействия наркотизму и, вкупе с созданием специального
национального органа – Госкомиссии по контролю наркотиков, побудило ООН
начать оказывать Кыргызстану помощь в разрешении проблем борьбы с
наркотизмом.
Несмотря на предпринимаемые меры, после распада Советского Союза
в Кыргызстан стали поступать наркотики из Афганистана через Горно-
Бадахшанскую автономную область Таджикистана. Их интенсивность, объемы
и масштаб привели, по заключению международных экспертов, к появлению
нового «заоблачного» пути наркотрафика опия и героина в государства СНГ
и далее – в страны Балтии и Европы. По заключению Международной
Программы ООН по контролю над наркотиками – ЮНДКП, ныне Кыргызстан
превращается в один из мировых центров наркотранзита.
Прослеживается устойчивая связь между незаконным оборотом наркотиков
и связанными с ним различными формами организованной преступности.
В постсоветское время, когда прозрачность и проницаемость границ
стала фактом, наркобизнесс начал постепенно расцветать, разветвляться,
и модернизироваться.
Этому способствовало несколько факторов :
наличие на территории республики обширной сырьевой базы наркотизма в
виде зарослей дикорастущей конопли, эфедры и незаконных посевов опийного
мака
а также, близость к крупнейшим мировым нелегальным производителям
наркотиков - Афганистану и Пакистану
Наркобизнес стал весьма прибыльным делом, принося многократные
барыши и привлекая в свои ряды представителей практически всех слоев
населения от многодетных матерей до государственных чиновников.
Все это говорит о том, что Кыргызстан превращается в один из
крупнейших мировых транзитных путей перевозки наркотиков.
Основной путь берет свое начало в Афганистане и Пакистане и
пролегает через южные рубежи республики, по трассе Ош - Хорог, а также
пешими тропами в обход пограничных, таможенных и милицейских постов.
В южном регионе стали возникать хорошо законспирированные преступные
сообщества, специализирующиеся на перевозке и сбыте опия. Их курьеров
наши коллеги из России, Узбекистана, Казахстана и других стран СНГ
неоднократно задерживали и привлекали к ответственности.
Однако, основные виновники, практически всегда оказывались «за
кадром» происходящих событий.
Следует сказать и о том влиянии, которое оказывает наркобизнес на
демократические процессы, происходящие в республике.
Демократия, как истинное народовластие, не может развиваться в
условиях господства мафии в силу желания последней господствовать
безраздельно и беззаконно.
Но это далеко не последний аспект проблемы. Наркобизнес направляет
усилия многих людей по «черному» пути, не давая развиваться нормальной
экономике; порожденная им коррупция как ржавчина разъедает
государственный аппарат и внушает народу недоверие к власти в целом.
Подстегиваемая им наркомания калечит большое количество людей, делая их
неспособными к нормальной жизни, апатичными, желающими только одного -
наркотиков, и подчиняющихся только тем, кто сможет им их дать.
Как следует из обзора Управления по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков МВД России, за 6 месяцев 1997 г. доля Кыргызстана в общем
объеме изъятых в России наркотиков составила 325,2 кг (17,6%). По видам
наркотиков, изъятых в России, доля Кыргызстана составила: по опию –
17,9%; по опию экстракционному и ацетиллированному – 2,6%; по героину
–2,8%; по марихуане – 9,7%; по гашишу – 10,6%.
В настоящее время в Кыргызстане происходят серьезные изменения как
в обществе, так и в структуре преступности, в частности – наркотической.
На фоне тенденции к снижению уровня общей преступности в республике,
количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков
продолжает расти.
Ныне в Кыргызстане угроза наркотиков исходит, в основном, от
следующего:
- наличия собственной обширной сырьевой базы наркомании –
дикоросов конопли и эфедры ( по различным данным, дикоросами конопли
поражено от 6 до 60 тысяч гектаров сельхозугодий республики);
- роста незаконных посевов контрабандного транзита и поступления в
республику НС, психотропных и сильнодействующих веществ – опия, героина,
готовых лекарственных форм из Афганистана и Индии;
- реструктуризации рынка наркотиков – вытеснения традиционных их
видов (гашиш, марихуана, продукты мака) более «тяжелыми» – опием и его
различными настойками, а также синтетическими и полусинтетическими –
героином, амфетаминами, различными стимуляторами и т.п.
Все эти факторы в совокупности оказывают негативное влияние на
состояние и развитие наркоситуации в Кыргызстане. Кроме того, достаточно
сложное состояние экономики республики ведет к постоянному сокращению
сил и средств, задействованных в борьбе с наркотизмом.
Тем не менее, несмотря на перечисленные выше сложности,
противодействие наркотизму является одним из важнейших приоритетов в
деятельности руководства Кыргызстана и различных государственных
институтов, которые вопросам борьбы с наркотизмом уделяют постоянное
внимание. Серьезность отношения руководства республики к проблемам
борьбы с наркотизмом инициировала ООН на оказание помощи республике в
создании государственных механизмов контроля над наркотиками.
В соотвествии с проектом ЮНДКП в Бишкекской высшей школе МВД
развернута учебная телестудия: в Управлении по борьбе с наркобизнесом
создана и оснащена современным компьютерным оборудованием Служба
информации и анализа, а его региональным подразделениям передано 6
автомашин, 4 эксперта-химика МВД и Минюста прошли учебную стажировку в
Словацкой Республике; на базе Республиканской научно-исследовательской
лабаратории судебных экспертиз Минюста был создан и оснащен современным
лабараторным оборудованием Центр исследования наркотиков и многое
другое.
Одновременно, осознавая, что действие наркоэкспансии возможно
только совместными усилиями всех государств как региона, так и мира,
Кыргызстан активно стремится развивать международное сотрудничество в
этой сфере. Во многом этой возможности для широкой интеграции в
международный процесс борьбы с наркотизмом способствовало, как уже было
указано, присоединение республики к антинаркотиковым Конвенциям ООН
(апрель 1994г.).
В настоящий момент Кыргызстаном заключено трехстороннее
межправительственное Соглашение с Казахстаном и Узбекистаном о
сотрудничестве с незаконным оборотом наркотиков; двухсторонние
межправительственные Соглашения о сотрудничестве в области контроля
наркотиков с Пакистаном и Казахстаном; а также и с другими
государствами. В мае 1996 г. Кыргызстаном совместно с другими
государствами центрально-азиатского региона подписан Меморандум «О
взаимопонимании и сотрудничестве в области контроля за незаконным
производством, оборотом, злоупотреблением наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров», который является политической и
правовой основой сотрудничества в области контроля наркотиков.
Аналогичные соглашения заключены и другими странами: Индией,
Таджикистаном, Россией, Китаем и др.
Активная позиция и успехи Кыргызстана в разработке новых методов и
подходов в противодействии наркотизму не остались незамеченными
международным сообществом. Так, в 1996 г. в республике под эгидой
Международной Программы ООН по контролю над наркотиками – юндкп, а также
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ, было
проведено три крупных субрегиональных международных семинара.
Одновременно специально для государств Центральной Азии ЮНДКП
подготовлен пакет из пяти новых Проектов по оказанию помощи в борьбе с
наркотизмом. Два из них – общей стоимостью около 3 млн. долларов,
предусматривали размещение своих головных представительств в
Кыргызстане.
В то же время, несмотря на сложное экономическое положение
республики, происходит постепенное наращивание усилий правоохранительных
структур республики в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Ежегодно
заслушиваются отчеты глав государственных структур, глав
госадминистраций и глав соответствующих структур силовых и других
правозащитных ведомств республики о наркоситуации в республике. В Иссык-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26