Рефераты. Борьба с наркобизнесом в Кыргызстане






документом ( первым в СНГ), борьба с наркотизмом в республике возведена

в ранг одной из важнейших государственных задач. В ее дальнейшее

развитие в марте 1996 года Правительство республики утвердило новую

Государственную Программу на 1996-1997годы. А 22 мая 1998 года, как уже

было указано выше, был принят Закон Кыргызской Республики « О

наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» – он

является основным нормативным актом регулирующим общественные отношения

в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и

прекурсоров на территории нашей республики. В июле 1998 года была

принята следующая Государственная Программа КР в области контроля

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000

годы. Кроме Госпрограммы имеется также одобренная Правительством КР

Концепция развития государственной политики КР в области контроля

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000

годы.

- в апреле 1994 года Кыргызстан присоединился к трем основным

антинаркотиковым Конвенциям Организации Объединенных Наций 1961, 1971,

1988 годов.

Это дало Кыргызстану возможность интегрироваться в международный

процесс противодействия наркотизму и, вкупе с созданием специального

национального органа – Госкомиссии по контролю наркотиков, побудило ООН

начать оказывать Кыргызстану помощь в разрешении проблем борьбы с

наркотизмом.

Несмотря на предпринимаемые меры, после распада Советского Союза

в Кыргызстан стали поступать наркотики из Афганистана через Горно-

Бадахшанскую автономную область Таджикистана. Их интенсивность, объемы

и масштаб привели, по заключению международных экспертов, к появлению

нового «заоблачного» пути наркотрафика опия и героина в государства СНГ

и далее – в страны Балтии и Европы. По заключению Международной

Программы ООН по контролю над наркотиками – ЮНДКП, ныне Кыргызстан

превращается в один из мировых центров наркотранзита.

Прослеживается устойчивая связь между незаконным оборотом наркотиков

и связанными с ним различными формами организованной преступности.

В постсоветское время, когда прозрачность и проницаемость границ

стала фактом, наркобизнесс начал постепенно расцветать, разветвляться,

и модернизироваться.

Этому способствовало несколько факторов :

наличие на территории республики обширной сырьевой базы наркотизма в

виде зарослей дикорастущей конопли, эфедры и незаконных посевов опийного

мака

а также, близость к крупнейшим мировым нелегальным производителям

наркотиков - Афганистану и Пакистану

Наркобизнес стал весьма прибыльным делом, принося многократные

барыши и привлекая в свои ряды представителей практически всех слоев

населения от многодетных матерей до государственных чиновников.

Все это говорит о том, что Кыргызстан превращается в один из

крупнейших мировых транзитных путей перевозки наркотиков.

Основной путь берет свое начало в Афганистане и Пакистане и

пролегает через южные рубежи республики, по трассе Ош - Хорог, а также

пешими тропами в обход пограничных, таможенных и милицейских постов.

В южном регионе стали возникать хорошо законспирированные преступные

сообщества, специализирующиеся на перевозке и сбыте опия. Их курьеров

наши коллеги из России, Узбекистана, Казахстана и других стран СНГ

неоднократно задерживали и привлекали к ответственности.

Однако, основные виновники, практически всегда оказывались «за

кадром» происходящих событий.

Следует сказать и о том влиянии, которое оказывает наркобизнес на

демократические процессы, происходящие в республике.

Демократия, как истинное народовластие, не может развиваться в

условиях господства мафии в силу желания последней господствовать

безраздельно и беззаконно.

Но это далеко не последний аспект проблемы. Наркобизнес направляет

усилия многих людей по «черному» пути, не давая развиваться нормальной

экономике; порожденная им коррупция как ржавчина разъедает

государственный аппарат и внушает народу недоверие к власти в целом.

Подстегиваемая им наркомания калечит большое количество людей, делая их

неспособными к нормальной жизни, апатичными, желающими только одного -

наркотиков, и подчиняющихся только тем, кто сможет им их дать.

Как следует из обзора Управления по борьбе с незаконным оборотом

наркотиков МВД России, за 6 месяцев 1997 г. доля Кыргызстана в общем

объеме изъятых в России наркотиков составила 325,2 кг (17,6%). По видам

наркотиков, изъятых в России, доля Кыргызстана составила: по опию –

17,9%; по опию экстракционному и ацетиллированному – 2,6%; по героину

–2,8%; по марихуане – 9,7%; по гашишу – 10,6%.

В настоящее время в Кыргызстане происходят серьезные изменения как

в обществе, так и в структуре преступности, в частности – наркотической.

На фоне тенденции к снижению уровня общей преступности в республике,

количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков

продолжает расти.

Ныне в Кыргызстане угроза наркотиков исходит, в основном, от

следующего:

- наличия собственной обширной сырьевой базы наркомании –

дикоросов конопли и эфедры ( по различным данным, дикоросами конопли

поражено от 6 до 60 тысяч гектаров сельхозугодий республики);

- роста незаконных посевов контрабандного транзита и поступления в

республику НС, психотропных и сильнодействующих веществ – опия, героина,

готовых лекарственных форм из Афганистана и Индии;

- реструктуризации рынка наркотиков – вытеснения традиционных их

видов (гашиш, марихуана, продукты мака) более «тяжелыми» – опием и его

различными настойками, а также синтетическими и полусинтетическими –

героином, амфетаминами, различными стимуляторами и т.п.

Все эти факторы в совокупности оказывают негативное влияние на

состояние и развитие наркоситуации в Кыргызстане. Кроме того, достаточно

сложное состояние экономики республики ведет к постоянному сокращению

сил и средств, задействованных в борьбе с наркотизмом.

Тем не менее, несмотря на перечисленные выше сложности,

противодействие наркотизму является одним из важнейших приоритетов в

деятельности руководства Кыргызстана и различных государственных

институтов, которые вопросам борьбы с наркотизмом уделяют постоянное

внимание. Серьезность отношения руководства республики к проблемам

борьбы с наркотизмом инициировала ООН на оказание помощи республике в

создании государственных механизмов контроля над наркотиками.

В соотвествии с проектом ЮНДКП в Бишкекской высшей школе МВД

развернута учебная телестудия: в Управлении по борьбе с наркобизнесом

создана и оснащена современным компьютерным оборудованием Служба

информации и анализа, а его региональным подразделениям передано 6

автомашин, 4 эксперта-химика МВД и Минюста прошли учебную стажировку в

Словацкой Республике; на базе Республиканской научно-исследовательской

лабаратории судебных экспертиз Минюста был создан и оснащен современным

лабараторным оборудованием Центр исследования наркотиков и многое

другое.

Одновременно, осознавая, что действие наркоэкспансии возможно

только совместными усилиями всех государств как региона, так и мира,

Кыргызстан активно стремится развивать международное сотрудничество в

этой сфере. Во многом этой возможности для широкой интеграции в

международный процесс борьбы с наркотизмом способствовало, как уже было

указано, присоединение республики к антинаркотиковым Конвенциям ООН

(апрель 1994г.).

В настоящий момент Кыргызстаном заключено трехстороннее

межправительственное Соглашение с Казахстаном и Узбекистаном о

сотрудничестве с незаконным оборотом наркотиков; двухсторонние

межправительственные Соглашения о сотрудничестве в области контроля

наркотиков с Пакистаном и Казахстаном; а также и с другими

государствами. В мае 1996 г. Кыргызстаном совместно с другими

государствами центрально-азиатского региона подписан Меморандум «О

взаимопонимании и сотрудничестве в области контроля за незаконным

производством, оборотом, злоупотреблением наркотических средств,

психотропных веществ и прекурсоров», который является политической и

правовой основой сотрудничества в области контроля наркотиков.

Аналогичные соглашения заключены и другими странами: Индией,

Таджикистаном, Россией, Китаем и др.

Активная позиция и успехи Кыргызстана в разработке новых методов и

подходов в противодействии наркотизму не остались незамеченными

международным сообществом. Так, в 1996 г. в республике под эгидой

Международной Программы ООН по контролю над наркотиками – юндкп, а также

Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ, было

проведено три крупных субрегиональных международных семинара.

Одновременно специально для государств Центральной Азии ЮНДКП

подготовлен пакет из пяти новых Проектов по оказанию помощи в борьбе с

наркотизмом. Два из них – общей стоимостью около 3 млн. долларов,

предусматривали размещение своих головных представительств в

Кыргызстане.

В то же время, несмотря на сложное экономическое положение

республики, происходит постепенное наращивание усилий правоохранительных

структур республики в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Ежегодно

заслушиваются отчеты глав государственных структур, глав

госадминистраций и глав соответствующих структур силовых и других

правозащитных ведомств республики о наркоситуации в республике. В Иссык-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.