Рефераты. Социально-экономическая ответственность организации как функция управления






Формирование предпринимательского слоя и успехи предпринимательской деятельности не могут не зависеть от того, какое место в духовной сфере займет блок социальных мотиваций, которыми они руководствуются. И в связи с этим представляется актуальным рассмотреть становление предпринимательства в социально-культурном аспекте.

Какое место предпринимательские ориентации занимают в российской культуре? Возможно ли его развитие в современную эпоху в плане  преемственности  дореволюционных традиций? Сможет ли российское предпринимательство формироваться на основе собственных национальных особенностей развития бизнеса, приобрести российское лицо. Эти вопросы так или иначе возникают у исследователей и от их решения может во многом зависеть успешность становления предпринимательства как явления, развития рыночной экономики в целом.

Традиции российского предпринимательства были прерваны революцией 1917 года или точнее проведением политики военного коммунизма, и последующие годы навязывалась населению принципиально иная идеология. Но тем не менее интересно проанализировать саму сущность предпринимательской деятельности в те времена и ее идеологические корни.

Образ дореволюционного предпринимателя сложно трактовать однозначно, он сам по себе разнообразен и противоречив, и тем не менее можно выделить в нем некоторые отличительные черты, национальные особенности.

Во-первых, индивидуализм и практицизм в дореволюционной России, равно как и стремление к материальному благополучию и богатству, играли заметную роль. Общественное мнение негативно воспринимало лишь крайние проявления таковых черт - в уродливых и преступных форма. За подтверждением далеко ходить не надо; не обязательно изучать специальные архивы, достаточно обращения к русской литературе. Из нее можно почерпнуть многочисленные подтверждения уважения народа к инициативе и деловой сметке, расчетливости и справедливости. Не ускользает при этом из поля зрения и восхищение русских писателей хорошо налаженным хозяйством.

При этом в русской культуре отсутствует "культ богатства", "образ сильной личности", что так характерно для западных культур, и что фактически оказывалось чуждым нашей. На российскую хозяйственность, всю деловую жизнь несомненно влияло и православие; в нем есть принципиальные отличия от протестантской этики, под влиянием которой так или иначе формировались капиталистические отношения европейских стран и Америки. Об этом, в частности, свидетельствует известный труд М. Вебера и проведенные им исследования.

В протестантстве хозяйственная деятельность фактически приобретает сакральный смысл, аналогов чего найти в православии так и не удается. В последнем высшим религиозным устремлением является удаление от мирской жизни. Трудолюбие несомненно выступает значимой добродетелью, но главное внимание должно отводиться духовному служению. До некоторой степени культ труда сохранялся у старообрядцев, которых в целом отличало большое трудолюбие и высокая предпринимательская активность. Но большинство населения, придерживаясь православной веры, в качестве наиболее значимой духовной ценности по меньшей мере предпочитала избирать "служение высшему общественному идеалу, государству"[41]. При этом все попытки модернизации России, предпринимаемые представителями царской фамилии, либо прогрессивной интеллигенцией, так или иначе осуществлялись "во имя Великой России"[42].

Предпринимательская "жилка" в большей мере была свойственна купечеству, и его ценностные ориентации так или иначе имели "восхождение вверх". Поддержка государства во время войн и разного рода пожертвования, хотя и не лишенные корысти, можно было отнести к устойчивым и престижным традициям купечества. В нем получает свое наибольшее развитие благотворительная деятельность, как исполнение своего долга перед обществом. Причем сама хозяйственная деятельность опять же строилась не столько как источник наживы, а выполнение некоторой миссии, возлагаемой свыше. Бог наделил имуществом, "дал возможность пользоваться и потребует отчета"[43] - таковым можно было в наиболее общем виде считать мировоззрение купеческой среды. И коллекционирование, как одна из форм благотворительности, может быть рассматриваемо как выполнение своего долга перед обществом.

И тем не менее "соборность", устремления к гармонии и другие качества российского народа не следует рассматривать как главные и единственно значимые его черты. Дворянство, к слову сказать, так или иначе относилось к купечеству с определенной долей пренебрежения и неуважения, хотя последнее все больше ценило образованность и выказывало стремление заботиться о судьбах народа. В сущности и купечество, и дворянство, и крестьяне, и разночинцы - все были движимы идеей служения Отечеству, на которую оказывало влияние исполнение своего религиозного долга.

Социально-культурные корни общественно-полезной деятельности состояли в желании увековечить свое имя в истории России и снискать уважение и признательность современников и потомков. Отчасти из-за того, что хозяйственная деятельность не являлась самоцелью в России так и не получили развития до европейского уровня капиталистические отношения, и буржуазия не заняла ведущее место в общественной структуре. Необходимость труда как долга присутствует и в протестантской культуре, но там это означает долг перед Богом, а в православии это еще и долг перед обществом.

Сегодня нередко можно слышать призывы к осуществлению благотворительной деятельности и меценатства нарождающимся классом предпринимателей, ссылаясь при этом на необходимость продолжить российские традиции. Но при этом либо забывают, либо и вовсе незнакомы с иной деятельностью предпринимателей, которая может быть названа несением социальной ответственности за ее результаты.

"Подлинная социальная ответственность предпринимателя состоит не в обильных пожертвованиях на просвещение народа, а в такой организации дела, которая обеспечивала бы трудящимся устойчивое имущественное положение, социальную защиту, возможности для образовательного и духовного роста"[44].

И подобную ответственность предприниматели начали нести уже начиная с ХХ века. Она провозгласили отказ от благотворительности в пользу обеспечения социальной защиты для своих рабочих в самом широком смысле. В это время начинается активное строительство для рабочих нужд детских садов и больниц, школ и ремесленных училищ, домов жилых и социально-культурного назначения. На смену филантропии приходит осознание социальных потребностей работников и вменение в обязанность для рачительного хозяина "взрощение дисциплинированной, квалифицированной и социально благополучной рабочей силы"[45].

Поэтому сегодня хочется предостеречь предпринимателей от ориентации на благотворительность, от подмены ею "подлинной социальной ответственности бизнеса", которая должна состоять в избежании способствования обострению социальных противоречий, которые нарастают уже вследствие переходного к рыночной экономике процесса, "не усиливать неизбежность ее негативных последствий",  к которым следует отнести "рост безработицы, бедности, загрязнение окружающей среды"[46].

На Западе сама "этика бизнеса" отнюдь не ограничивается регламентацией взаимоотношений между предпринимателями, а в полной мере включает в себя весь объем отношений сферы бизнеса и общества, необходимость проведения социальной политики в области производства, занятости и многих других направлениях.

Представляется здесь важным отметить, что несмотря на большое влияние запада на развитие российского предпринимательства, что заставляет говорить о некоторой "вестернизации российской деловой жизни"[47], стремление к социальной ответственности проявляется недопустимо мало.

Формирование предпринимательского слоя и его устойчивое положение в обществе во многом будут зависеть от того, какие мотивации и его характерные черты смогут считаться отличительными и смогут ли они вписаться в пласты российской культуры. Прагматизм и индивидуализм вправе рассматриваться как необходимые и действенные для становления предпринимательства ценности и они так или иначе должны будут войти в культуру как значимые, хотя и могут встречать препятствия к их принятию.

Но сегодняшний рынок в целом следует отнести к категории "дикого", ибо российскими предпринимателями чаще движут стремления к эгоизму и потребительству, помимо индивидуализма и прагматизма, и их сегодня в избытке. Поэтому не они тормозят развитие рынка, а определенные "недостатки в культуре труда и нарушение структурной целостности российской культуры"[48]. Еще со времен М. Вебера известно, что "рыночное общество - не есть общество, где все торгуют, а общество - где все работают"[49]. И еще долго России предстоит учиться трудовой этике и этике бизнеса.

Для приобретения же предпринимательством своего "российского лица" представляется актуальным прежде всего сохранение позитивного значения "старых" культурных ценностей, использование отечественного опыта деловой жизни, и в первую очередь, осуществления социальной ответственности в ее лучших традициях, включение с необходимостью европейских культурных ценностей, которые оказываются не столь уж чужды отечественной культуре.

Следует отметить, что современное российское общество не отличает негативное отношение к предпринимательству в целом, оно скорее позитивно, что нельзя сказать о диком рынке. И индивидуализм и прагматизм, будучи сопряженными с социальной ответственностью, могут восприниматься только положительно.

                                         ***

Рыночные отношения способствуют перемене стратегии организационного управления предприятием. В рыночных условиях система управления с необходимостью начинает базироваться на использовании  так называемых гибких решений. И осознание вышеозначенного послужило рождению новой концепции управленческой деятельности - активного управления. При осуществлении последнего меняются принципы его построения, цели и задачи, методы и подходы к его осуществлению, по сравнению с используемыми ранее в условиях медленной изменчивости среды.

Применяемое ранее долгосрочное, либо среднесрочное планирование могли успешно осуществлять на основе учитывания складывающихся структурных пропорций и тенденций в развитии, что в рыночной экономике по меньшей мере затруднено. Но продолжает оставаться актуальной необходимость выработки общей стратегии развития организации и на ее основе, а также на основе использования системного и ситуативного подходов была предложена иная концепция управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.