Рефераты. Социально-экономическая ответственность организации как функция управления






Потребности социальной сферы огромны, но они не покрываются ни деятельностью предприятий, ни государства. Помощь последнего явно недостаточна, при этом проведение им разного рода мероприятий кажется непродуманным, а осуществление экономической и социальной политики - бессистемным. В результате ни государство, ни предприятия не несут ответственности за свои действия, а подчас оказываются и неспособными. Объективно нет возможностей и для более долгосрочного планирования производственной деятельности - прежде всего из-за отсутствия развитого правового пространства, и для благотворительности.

Необходимость усиления социальной ответственности всех субъектов общественного взаимодействия тем не менее не подлежит сомнению, и специалисты, в первую очередь, экономисты предлагают ряд мер для расширения финансовых возможностей удовлетворения потребностей социальной сферы, в том числе:

- использования части незадействованных средств социальных фондов в коммерческом обороте, либо для инвестирования краткосрочных кредитов;

- освобождения от налога на прибыль от предпринимательской деятельности учреждений социальной сферы;

- предоставления дополнительных льгот на участие предприятий в финансировании социальной сферы и др.

Тем не менее, объективно условия для повышения социальной ответственности в российском бизнесе имеются. Российское предпринимательство неизменно набирает силу, наблюдает рост численности предпринимателей и большее сосредоточение в их руках материально-технических и трудовых ресурсов; их реальную заинтересованность в скорейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране, ибо от этого зависит эффективность самого бизнеса; все большее вхождение предпринимательских кругов в решение проблем политического характера, включая участие в разработке государственных программ общественного развития; развитие международного делового сотрудничества, что позволяет российским предпринимателям изучать зарубежный опыт предпринимательской деятельности, заимствовать по мере возможности из него все позитивное, включая несение социальной ответственности. А кроме того, сегодня заметно возрастает интерес к изучению отечественной истории предпринимательства, к возрождению забытых традиций.

Переход экономики к рынку меняет всю систему трудовых отношений, трансформируется форма построения организаций, система управления. Рычаги административного регламентирования заменяются законодательным и рыночным регулированием. Изменяется и роль и место человеческого фактора в экономике, хотя последнее может трактоваться весьма неоднозначно.

На практике оказывается, что демократизация собственности часто сопровождается нарушением порядка реализации принципов самоуправления, и работник-собственник становится даже более далек от участия в управлении, чем это было ранее.

Развитие организации и предпринимательства - процессы сопряженные, и предприниматель фактически становится ее ключевой фигурой, равно, как и предметом наиболее пристального изучения экономикой, социологией, психологией и др. науками.

Предпринимательство исследуют и с точки зрения мотиваций, обеспечивающих успех соответствующей деятельности, и в социокультурном контексте, и в аспекте стремления к лидерству и распределения властных функций, в экономическом ракурсе. Различные ученые приходят к выводу, что в предпринимательстве весьма важным моментом являются личностные качества человека, в том числе его интуиция, умение отыскивать нестандартные решения возникающих проблем, вследствие чего его в большей мере, как и управление, относят к области искусства, нежели науки.

Предприниматель - это в некотором смысле инноватор, способный стимулировать общественное развитие, поэтому его деятельность также изучается в такой науке, как инноватика, зародившейся фактически в ответ на требования общественной практики. Начало появления этой науки относят к Х1Х веку, когда возникали проблемы переноса одних культурных ценностей на другую национальную почву (из Европы в страны Азии и Африки).

Сама идея о необходимости инноваций получила свое бурное развитие на Западе в ХХ веке в связи с экономическими преобразованиями в поисках увеличения прибылей и в итоге вылилась в инновационную политику, как "систему продуктивных нововведений, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой"[37]. И сегодня на инновационном механизме базируется современная теория менеджмента и организации.

Но сама стратегия проведения инноваций с целью максимизации экономических дивидендов подвела к необходимости гораздо более глубокого изучения самой сущности инновационных процессов. Инновации в организационно-технической сфере вынуждали их авторов согласовывать принимаемые решения с человеческим фактором - в наиболее широком смысле. И именно отсюда появляется социальная ответственность за проведение инноваций как перед собственными работниками, так и потребителями, обществом в целом.

Инновации обладают своей социальной базой, ее предметная область тесно связана с человеческим фактором. Поэтому любое нововведение - это прежде всего социальное нововведение, особенности которого мало изучены и само их осуществление встречает немалые сложности. Социальные нововведения несомненно связаны с социальными отношениями, деловой культурой, управленческой деятельностью.

Совершенствование управления само по себе является социальным нововведением, и можно сказать, что нововведение - есть форма, клеточка управляемого развития, то есть развитие  осуществляется через нововведения в широком смысле. Конечно множество изменений возникает стихийно как процессы самоорганизации и саморегулирования, саморазвития. Управление же в целом может считаться эффективным, если базируется на выявляемых тенденциях в социальном развитии.

Социальное управление с необходимостью включает в себя факторы принятия решения, а значит и несения определенной ответственности за них. Рассматривая нововведения в наиболее общем виде, и понимая, что их последствия неизбежно будут затрагивать социальную сферу, становится очевидной необходимость несения той или иной доли социальной ответственности. И эта проблема актуализируется самой природой нововведений, ибо они вызывают "большой радиус изменений", "далеко идущих последствий", получивших называние "тектонического эффекта"[38].

Таким образом, несмотря на то, что любые организационные образования фактически развиваются через инновации, проблема социальной ответственности может обостряться и тем фактом, что вторичные изменения бывают часто сложно прогнозируемы.

Инноваторы, предприниматели - люди, которые сегодня привлекают внимание многих ученых. Исследователи отмечают их отличительные особенности такие как умение творчески мыслить, социальную активность, способность к риску и решению нетрадиционных задач и даже, обращая внимание на их не многочисленность, призывают к заботе о них как о достоянии страны.  И хотя несомненно их роль в общественных преобразованиях в нашей стране значительно возрастает, тем не менее практически трудно встретить высказывания о социальной ответственности предпринимателей и инноваторов.

При декларировании необходимости более бережного отношения к самими представителям данных категории населения ни слова не говорится об актуальности несения ими ответственности за свои действия, их последствия для социальной сферы.

Наибольший акцент, как правило, делается относительно деловых качеств предпринимателей, но сама способность к риску предполагает ее сопряженность с ответственностью - и не только в экономической сфере, не только в связи с финансовыми показателями деятельности организации, хотя последние так или иначе связаны с человеческим фактором.

Но уже анализ проблем не внедрения демонстрирует, что инновации затрагивают интересы различных социальных слоев и групп, и причиной часто выступают несовпадения этих интересов, хотя понятно, что полное совпадение интересов в принципе невозможно. Эффективность же любых начинаний во многом зависит от умения увязывать интересы на общем поле деятельности и учитывать намечающиеся тенденции социального развития.

В европейских экономически развитых странах активно изучается проблема инноваций, причем последние рассматриваются как важный инструмент общественных преобразований не только в экономической, но и социальной сфере. Западные ученые давно пришли к выводу, что любой "прогресс должен быть соразмерен цене", которую за него "приходится платить"[39]. Современный менеджмент, исходя из приоритета большого бизнеса, сегодня все большее внимание уделяет малому бизнесу и предпринимательству, которые являются мощным источником улучшения социальной сферы, в том числе способствуют увеличению рабочих мест и сокращению безработицы, улучшению морально-психологического климата в организациях, трудовых коллективах и выступает главным инициатором для разного рода нововведений. И вопросы социальной ответственности в странах Западной Европы являются при этом неотъемлемой частью всех инноваций.

В нашей же стране, несмотря на то, что резко увеличивается объем различной, в том числе научной литературы - по вопросам развития стратегии менеджмента и предпринимательства, в организаторском деле, в управленческой деятельности, и она изобилует предложениями по решению разных задач, включая уникальные проблемы и возможности их разрешения, тем не менее вопросы социальной ответственности не решаются и часто даже не поднимаются.

"Целостность" - есть "плод развертывания всех потенциалов системных", "внутреннее интегрированное, органичное и многомерное единство сложившихся системных качеств", а сама концепция целостности может рассматриваться как "высший уровень и вершинный результат восходящей линии развития"[40].

Без регулирующей роли государства рыночная экономика не может быть ни социально ориентированной, ни эффективной и это доказано мировым опытом. Механизм государственного регулирования достаточно тонок, сложен и многообразен и не исчерпывается определением его масштабов, объемом государственной собственности. Неизменными всегда остаются такие его функции как защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополизмом, обеспечение законности и правопорядка и некоторые другие, меняться могут лишь механизмы и методы их осуществления.

Такие задачи как утверждение и обеспечение законности, поддержание стабильной политической обстановки, финансирование социальной сферы, ее базовых услуг, поддержка незащищенных слоев населения и защита окружающей среды - могут быть отнесены к фундаментальным задачам любого государства. И мировая практика демонстрирует сегодня усиление роли государства в регулировании социальных процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.