Рефераты. Понятие и сущность менеджмента






 

Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной борьбе, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремиться, чего она хочет добиться своей деятельностью. Так любой организации необходимо донести до своих сотрудников все основные ориентиры для того, чтобы их деятельность в организации положительно отражалась на деятельности предприятия в целом. Такими ориентирами являются миссия и цели организации, которые в том числе должны быть понятны для всех, кто связан с данной организацией.

Роль миссии компании состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию из вне. В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации. В идеале формулировка Миссии должна отражать общий план развития компании в лаконичной и эффектной форме, с использованием слов, которые соответствуют духу компании. В миссии содержится общая характеристика сегодняшних возможностей организации, ее целевой аудитории, видов деятельности и структуры бизнеса (Майкрософт: “Мы, компания “Майкрософт”, работаем для того, чтобы помогать людям и компаниям во всем мире в полной мере реализовывать их потенциал. В этом заключается наша миссия. Все, что мы делаем, отражает эту миссию и ценности, которые делают ее осуществление возможной).

Исходной точкой планирования деятельности являются цели предприятия. На целях базируется система мотивирования, используемая в организации, а также цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценка результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Для осуществления эффективной деятельности предприятия, цели каждого работника, а также отдельного подразделения должны соответствовать и исходить из целей организации в целом. Цели могут разрабатываться на различные периоды времени, должны быть реалистичными, осуществимыми, конкретными. Возможно установление целей как для предприятия в целом, так и для отдельных его подразделений, при этом цели более низкого уровня должны соответствовать целям более высокого уровня.

Например, цели организации:

1 Увеличение объемов продаж на 10 – 20% ежегодно на протяжении 5лет.

2 Обновление технической базы в течение 7 лет.

3 Увеличение прибыли на 20-30% ежегодно на протяжении 4 лет.


Вопрос 48: “Сущность, задачи, особенности стратегического менеджмента: его отличия от оперативного управления, этапы процесса стратегического управления”

Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как ее основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счёте, способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.

Стратегический менеджмент (СМ) имеет ряд отличий от оперативного (ОМ):

-                   миссия организации в СМ - выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, в ОМ - производство товаров и услуг с целью получения прибыли;

-                   в СМ внимание концентрируется преимущественно на проблемах внешнего окружения, на поиски новых возможностей в конкурентной борьбе, на адаптации к изменениям в окружении, в ОМ - на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных с более эффективным использованием ресурсов:

-                   СМ ориентирован на долгосрочную перспективу, а ОМ - на кратко- и среднесрочную;

-                   основными факторами построения системы управления для СМ являются люди, система информационного обеспечения и рынок, для ОМ - организационные структуры, техника и технология;

-                   при управлении персоналом СМ рассматривает работников как основу организации, источник благополучия, ОМ - как ресурсы организации, исполнителей работ;

-                   эффективность в СМ выражается в том, насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменятся в зависимости от изменения окружения, в ОМ - в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.

Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов: анализ среды (внешней и внутренней), определение миссии и целей, анализ и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.

Никакая организация, никакое местное сообщество, никакая страна не могут существовать без осуществления стратегического управления, которое значительно увеличивает капитализацию, рыночную ценность фирмы, организации, сообществ. Термин «Стратегическое управление» вошёл в практику с западного менеджмента в 60-е годы 20 века. Стратегическое управление – это управление достижением устойчивых конкурентных преимуществ.

Процесс стратегического управления включает в себя три стадии: 1 Стратегическое планирование – выработка миссии и целей, SWOT-анализ, выработка стратегии. 2 Реализация стратегии – оргструктуры, информационная система, культура, кадры. 3 Стратегический контроль – критерии и показатели контроля, мониторинг, анализ, бенчмаркинг.

Стратегия – это общее направление развития. К вопросам стратегии относятся:

Цели организации, основные виды деятельности организации, определения союзников и противников, собственные преимущества и направления их использования.

Стратегическое – на более длительный период, осуществляют руководители высшего звена. Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Оперативное управление – представляет собой управление функционированием фирмы, т.е. управление текущими ситуациями, осуществляют руководители низового и среднего звена. Пример: в рамках фирмы: управление функционирование производства (диспетчеризация, управление запасами, материальными потоками, технологический контроль и т.д.) и управление развитием производства (техническое перевооружение, внедрение новых технологий, освоение производства новых изделий).


Вопрос 49: “Стратегический анализ: анализ воздействия факторов внешней среды предприятия, внутреннего потенциала, SWOT-анализ”.

Основная цель стратегического анализа (СА)- оценка воздействий на нынешнее и будущее положение и определение их специфического влияния на стратегический выбор (Рисунок 2.1).

Можно выделить 2 направления СА:

1 Анализ воздействия факторов внешней среды предприятия. Всю совокупность факторов внешней среды можно разделить на 2 группы: а) факторы косвенного воздействия или макроокружения; б) факторы прямого окружения.

Анализ макроокружения: В результате анализа макроокружения определяется состав наиболее важных факторов, тенденций их развития, характер влияния факторов на деятельность предприятия, выявление возможностей и угрозы для бизнеса, и проводится оценка влияния факторов макроокружения и вырабатываются возможные ответные действия.

Анализ макроокружения проводится по следующим группам факторов:

1.                  Экономические факторы: темп инфляции, уровень занятости, цена рабочей силы, уровень налогообложения, бюджет страны и его выполнение, % ставки, уровень общего экономического развития, и т.д.

2.                  Политические факторы: законодательство, нормативные документы центральных и местных органов власти, таможенная политика, антимонопольная политика, тарифные торговые соглашения, и т.д.

3.                  Рыночные факторы: жизненные циклы различных продуктов и услуг, лёгкость проникновения на рынок, распределение доходов населения.

4.                  Технологические факторы: факторы НТП в области производства, изменение в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении продуктов и услуг и т.д.

5.                  Международные факторы: изменение валютного курса и политического решения в странах, являющихся инвестиционными объектами или рынками, международных картелей и организаций.

6.                  Социальные факторы: меняющиеся ожидания, отношения, и взгляды общества: отношение общества к предпринимательству, движения в защиту интересов потребителей, изменение поведенческих установок, уровень образования, отношение людей к работе и качеству жизни и т.д.

После установления состава факторов проводится оценка их воздействия. После проведения анализа составляется интегральная оценка влияния факторов макроокружения: =α×А+β×В+γ×С , где α, β, γ – коэффициенты относительной важности факторов, А, В, С – бальная оценка интенсивности изменения влияния.

б) факторы прямого окружения: Это та часть внешней среды, с которой предприятие непосредственно взаимодействует, а именно потребителей, конкурентов, поставщиков. Задача анализа прямого воздействия – это оценка состояния и развития ситуации и определения конкурентных позиций предприятия на нем. Для анализа конкурентной среды в отрасли может быть использована модель пяти конкурентных сил М. Портера.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе. Как правило анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны: маркетинг; финансы; производство; технология; организация и управление; персонал.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.