Рефераты. Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России







Таблица 4 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга для потребителя.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1 .Потребитель знает преимущества: стандарты к качеству товара (услуги), распорядок дня предприятия, сложившийся имидж торговой марки и др.

1. Франчайзинг может ограничивать конкуренцию и вследствие этого сужается выбор потребителя

2. Постоянство цен, уровень сервисного обслуживания.

2. Если франчайзи окажется недостаточно обученным или плохо обученным, то это может сказаться на качестве товара, и уровне обслуживания

3. Повышенная вероятность покупки качественного товара



С точки зрения эффекта масштаба у франчайзинга хорошая перспектива. Эта форма межфирменного сотрудничества, ориентированная в основном на удовлетворение потребностей конечного потребителя, будет развиваться в тех отраслях бизнеса, где требуется достичь максимального охвата существующих рынков или стоит задача освоения новых.

Если рассматривать успешные франчайзинговые проекты, то можно увидеть, что существуют четыре способа их создания и развития.[16]

1. Непосредственно создание – разработка некоторого нового товара или услуги и решение использовать франчайзинг как метод его производства и распределения. Этот вариант крайне редко реализуется на практике. Отечественные примеры таких систем: проекты «ДОКА», «1С», «Эконика», «Путевочка».

2. Адаптация – модификация уже существующего на других рынках товара или услуги для создания франчайзинговой сети на новом рынке. Например, «Магазин готового бизнеса».

3. Преобразование – изменение уже существующего бизнеса, своего рода децентрализация с передачей локальных подразделений компании франчайзи.

4. Импорт – ввоз из-за рубежа новой для данного рынка франчайзинговой системы.


2.2 Развитие франчайзинговой деятельности в российской экономике


При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в первую очередь следует учитывать, что мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.

В бизнес-терминологию России термин "франчайзинг" был введен около 15 лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело фиаско.

Активное развитие данной формы ведения бизнеса началось лишь около пяти лет назад.

На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в российском законодательстве отсутствует стандартизированный термин "франчайзинг", что, как будет видно из текста данной главы, создает преграды для развития признанной во всем мире бизнес-технологии.

Одной из первых на франчайзинговом рынке в России была фирма «Baskin-Robbins», которая открыла первое кафе в Москве в 1992 году, а в 1996 году была построена фабрика мороженного «Баскин Роббинс», что дало возможность развития франчайзинговой сети в России. На сегодняшний день успешно функционируют 107 кафе в России, странах бывшего СНГ и Балтии.[17]

В области российского франчайзинга в нашей стране истинным первопроходцем стала научно – производственная фирма (НПФ) «ДОКА» (г. Тольятти), которая возникла в 1990 году и занималась производственной деятельностью. Направление этой деятельности определилось также с момента возникновения фирмы – создания оборудования для малого и среднего бизнеса. Первой программой НПФ «ДОКА» была линия по рпроизводству хрустящего картофеля (чипсов), которая была хорошо известно и в странах ближнего зарубежья. Следующая широкомасштабная программа фирмы – программа «ДОКА-ПИЦЦА». Это комплект оборудования для пиццерий.

Успеху программы во многом способствовало и то, что при ее реализации впервые в истории российского бизнеса НПФ «ДОКА» применила франчайзинговую форму организации бизнеса. Следующим направлением развития бизнеса в России является реализация программы «ДОКА – ХЛЕБ». Комплект мини-хлебопекарен был предназначен для использования его в семейном бизнесе или мелкими и средними предпринимателями. Дочерние компании фирмы «ДОКА-ПИЦЦА» и «ДОКА-ХЛЕБ» стали первыми франчайзинговыми ситсемами в России, получили членство в Международной ассоциации франчайзинга. Спустя несколько лет фирма отказалась от стратегии франчайзинга, и ее система дальнейшего расширения в настоящее время не получает.[18]

В 1994 году впервые в Россию в центре Санкт-Петербурга на Невском проспекте открылся первый франчайзинговый ресторан быстрого обслуживания европейского гастрономического стандарта немецкой системы «Grillmaster». Сеть успешно развивается в регионах России: Челябинске, Самаре, Тольятти, Новосибирске, Екатеринбурге, Магнитогорске. Первый ресторан быстрого питания «Grillmaster» в Москве открылся в 2002 году.

Приведенные выше примеры – это одни их первых компаний в России, применивших франчайзинг как форму развития своего бизнеса.

По приблизительным оценкам экспертов, в настоящее время в России работают около 100 компаний-франчайзеров и около 5500 франчайзи. Точную цифру не знает никто. Невозможность собрать точные данные о состоянии дел в этой сфере, по мнению главного менеджера Российской Ассоциации франчайзинга Валерия Перкова, связана с несовершенством российского законодательства, регулирующего проблемы франчайзинга, в результате чего, предприниматели, реально работающие по этим схемам, стараются не позиционировать себя как франчайзеры и франчайзи.[19] Вопрос о несовершенстве российского законодательства будет рассмотрен в следующих главах, а сейчас рассмотрим современное состояние франчайзинговой деятельности в российской экономики.

Около 25% небольшого рынка франчайзинговых технологий занимают зарубежные брэнды (диаграмма 1 приложения 10). С 90-х годов в России по этой системе развивается ряд известных западных компаний: Alphagraphics, Kodak, Subway, Xerox и некоторые другие. Но, по мнению генерального директора Московской международной бизнес-ассоциации Александра Борисова, это только начало. Большинство всемирно известных зарубежных компаний лишь сегодня начинают всерьез подумывать о том, чтобы торговать в России своими брэндами.

Необходимо заметить, что франшизы солидных западных фирм стоят очень дорого, а условия работы, которые выдвигают иностранцы, столь жесткие, что на них соглашаются немногие российские фирмы. Тем не менее, по данным американских экспертов, международный франчайзинг уже дал России более $600 млн. инвестиций. Обычно зарубежные брэндодержатели находят в нашей стране надежного партнера, которому продают генеральную франшизу и поручают продвигать ее на российских просторах.

По сравнению с развитыми странами, динамику развития российского франчайзинга нельзя назвать высокой (диаграмма 2 приложения 10). Существует ряд сдерживающих факторов: правовые проблемы, сверхбюрократизация административных структур, неэффективность налоговой системы (о них будет сказано в отдельной главе). В сознании самих предпринимателей еще не утвердилось понятие неприкосновенности чужой интеллектуальной собственности, которая является составной частью франчайзинга. А национальная привычка работать «на глазок» и «на авось» порой не дает им строго выполнять все требования старшего партнера по бизнесу.

Тем не менее, дело движется. В силу объективных экономических причин население нашей страны тратит большую часть семейных бюджетов на питание, одежду, обувь. Поэтому франчайзинг в России наиболее активно ширится в розничной торговле и сфере общественного питания и в сфере услуг (диаграмма 3 приложения 10): здесь быстрее оборот денег, получение прибыли и возврат инвестиций.

Рассмотрим, как же развивается франчайзинг в России в настоящее время по сферам деятельности.

1. Российский франчайзинг в сфере общественного питания – начинался с уличного фаст-фуда. Сети мобильных киосков – «Стефф» (основана в 1993 г., затем перименована в «Стоп Топ», а с 2004 года – «Стардог!s»), «Крошка-картошка» (1998), «Теремок – Русские блины» (1998) – быстро выросли в Москве и Санкт-Петербурге, а затем устремились и в регионы.

Анализируя российский рынок быстрого питания, нельзя не упомянуть две франчайзинговые сети мирового уровня, оперирующих в разных рыночных нишах: «Сабвэй» и «Грильмастер».

В 1993 г. между американской компанией «Докторс Ассошиейтс», владельцем концепции бизнеса «Сабвэй сэндвичи и салаты» и торговой марки «Сабвэй», и российской компанией «Сабвэй Раша Франчайзинг» было подписано соглашение о франшизе, а в 1994 г. в соответствии с франшизным договором в Санк-Петербурге был открыт первый ресторан «Сабвэй». В настоящее время сеть «Сабвэй» насчитывает 13 франчайзинговых точек, еще 50 планируется открыть или подготовить к открытию в 2005 году.[20]

Франчайзинговая система «Грилмастер» построена по схеме регионального франчайзинга: владелец генеральной Мастер Франшзы – немецкая компания «Unternehmensgruppe Grillmaster Handelsgesellschaft mbH», региональный франчайзер на территории России – ЗАО «Григорьев и Grillmaster». Первый ресторан системы «Гриль Мастер» был открыт в 1994, а в настоящее время сеть объединяет 11 ресторанов в различных городах России.

Перечень франчайзинговых систем мирового уровня, присутствующих на российском рынке быстрого питания, был бы не полным без упоминания сети кафе - мороженных «Баскин-Роббинс». Стратегия развития франчайзинговой сети была комплексной: к 1996 г. было завершено строительство фабрики по производству разнообразного мороженого, одновременно выстраивалась сеть фирменных кафе «Баскин – Роббинс». Как правило, в регионах развитие франчайзинговой сети «Баскин – Роббинс» происходило на основе предоставления эксклюзивных прав, чем обеспечивались контроль за деятельностью франчайзи, соблюдение стандарта качества продукта, обслуживания, а соответствующим территориальным расположением кафе понижалась конкуренция. Москва и Санкт-Петербург были исключением: развитие сети происходило на основе не эксклюзивных прав. В настоящее время сеть Баскин-Роббинс» объединяет более 105 фирм в России и странах СНГ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.