Рефераты. Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России






Необходимо отметить, что официальные документы, регулирующие франчайзинговую деятельность в таких странах как Великобритания, Франция, Италия, Канада, в которых франчайзинг оказал определенное стимулирующее воздействие на развитие экономики в целом, тоже во многом повторяют американские варианты.

В целях повышения эффективности деятельности франчайзинговых организаций в некоторых странах создаются союзы, ассоциации. Например, в Великобритании в 1977 г. была организована Британская франчайзинговая ассоциация (БФА), основные задачи которой – стимулирование развития франчайзинга в стране, а также установление определенных этических норм правил во франчайзинговой деятельности. БФА обобщает опыт франчайзинга, работает над усовершенствованием его концепции и идеологии. Ассоциация готовит и распространяет необходимую информацию, обучающие программы в этой области, организует выставки, семинары, проводит консультационные встречи. БФА разработало такие основополагающие документы для франчайзинговой деятельности, как Кодекс чести и Требования к членам Британской франчайзинговой ассоциации.

В Великобритании в 1986 г. была также создана Ассоциация франчайзинговых консультантов (АФК), члены которой информирую желающих заняться франчайзингом, помогают подобрать личшие методы создания и организации франчайзингового предприятия. АФК выдает лицензии и регистрирует в качестве консультантов специалистов, обладающих необходимой квалификацией.

Созданы Ассоциации франчайзинга в Бельгии, Голландии, Франции, Германии, Италии и многих других странах. В 1960 г. Была основана Международная ассоциация франчайзинга, объединяющая более 350 франчайзинговых организаций, действующих по всему миру.

Вплоть до 1970-х годов франчайзинг рассматривался как эффективный метод распределения продукции и услуг. Франчайзер (оптовый продавец) давал возможность франчайзи (розничные торговые организации) получать выгоду от скидок, использовать товарный знак, при этом франчайзи сохранял свою независимость. Покупатель же воспринимал франчайзи как продавца товара известного качества. Более того, такие взаимоотношения в бизнесе выгодны для франчайзи тем, что позволяли ему занимать лучшие места в торговых рядах.

Широкое развитие франчайзинга наблюдалось в конце восьмидесятых годов и относится ко второму поколению франшиз, которые стали известны как «бизнес — формат» или деловой франчайзинг. Деловой франчайзинг — это метод ведения коммерческой деятельности таким образом, что франчайзер получает выгоду от быстрого роста при ограниченных затратах и риске, а франчайзи — от того, что получает право использовать проверенную коммерческую систему. Это обоснованно тем, что в современных условиях, когда резко возрос поток новой информации, и перед каждой фирмой встала необходимость постоянно генерировать различные новшества, повсеместно заметно энергичное стимулирование корпорациями предпринимательства в своих стенах.

Крупные предприятия пытались подорвать безответственность, мешающей их управляющим быть предпринимателями. Большинство крупных предприятий США перешли от централизованной к децентрализованной, многодивизионной структуре управления, при которой каждое отделение несет полную ответственность за результаты своей коммерческой деятельности, может конкурировать с другими отделениями, имеет свободу покупать сырье и продавать продукцию в рамках материнской компании. При этом франчайзеры идут на заведомое дублирование управленческих структур и управленческих процессов, таким образом мотивируя предприимчивость и создание условия для предпринимательской деятельности.

Согласно данным Международной ассоциации франчайзинга, на сегодняшний день существует более 1,5 тысяч концепций — видов франшиз — в 75 отраслях промышленности, а общий годовой оборот 316 тыс. франчайзи только в США имеют общий годовой оборот в 1 трлн долл. В Америке непосредственно в области франчайзинга сосредоточено 60% малого бизнеса. Рейтинг самых крупных франчайзинговых компаний основан на данных последних исследований Startup Journal, наиболее авторитетного журнала о малом и среднем бизнесе, который уже 26 лет подряд составляет рейтинг Franchise 500 (см. приложение 2)[9].

В рейтинге журнала франчайзеры оцениваются по целому ряду факторов – учитывается финансовая сила и стабильность франчайзеров, темпы роста и объем всей системы. Принимаются во внимание (но не являются главными) такие показатели, как количество лет в бизнесе, сроки занятия франчайзингом, стартовые затраты, судебные процессы, процент прерванных договоров, и также тот факт, обеспечивает ли компания финансирование своих цессионариев.

В последнем рейтинге Franchise 500 наибольшее количество позиций – за предприятиями фаст-фуда, среди них такие транснациональные гиганты, как McDonald’s, KFC, Dairy Queen. Рестораны быстрого обслуживания традиционно считаются одним из главных секторов для развития франчайзинговых сетей. Именно на крупнейшие компании этой сферы приходится наибольшее количество франчайзи. Так, McDonald’s к своему полувековому юбилею имеет в своей сети свыше 22 тысяч франчайзи, KFC – 10 тысяч, Subway – 22,5 тысячи цессионеров.

Именно Subway в последнее время считается законодателем мод в мире франчайзинга, и занимает первое место в списке Franchise 500 последние несколько лет. Оригинальная бизнес-идея (ставка на здоровую диетическую пищу в противовес другим фаст-фудам) и широкое использование франчайзинговых схем сделали Subway культовым явлением малого бизнеса в США.

Большинство компаний, представленных в рейтинге, сравнительно молоды – почти все они были основаны не раньше 1950-х годов. Тем не менее, многие уже успели превратиться в крупные международные компании, что подтверждает успешность франчайзинга как способа продвижения фирм малого и среднего бизнеса. В России рынок франчайзинга находится в зачаточном состоянии.

В настоящее время по данным Международной Ассоциации Франчайзинга крупнейшими компаниями (см. приложение 3), функционирующими по франчайзинговой системе, являются McDonald’s Corp. (ресторан быстрого питания), 7-Eleven Inc. (крупнейшая сеть розничной торговли), Subway Sandwiches & Salads (сеть ресторанов быстрого питания), H&R Block Inc. (финансовая консультационная компания), Burger King Corp. (сеть ресторанов быстрого питания), Jani-King International Inc. (мировой лидер в сфере клининговых услуг для корпоративных клиентов), Taco Bell Corp. (сеть ресторанов быстрого питания), RadioShack (крупнейшая сеть магазинов электронной и радиотехники), Pizza Hut Inc. (сеть пиццерий быстрого обслуживания), Domino’s Pizza LLC(сеть пиццерий быстрого обслуживания)[10].

Франчайзинг получил признание во многих странах мира. Анализ статистических данных таких европейских стран как Великобритания, Германия, Франция, Италия, США показывает, что франчайзинг получает широкое развитие и играет большую роль в экономике этих стран.


Таблица 1 Развитие франчайзинга в зарубежных странах.[11]

Страна

Количество франчайзеров

Количество франчайзи

Количество рабочих мест

Объем операций (млрд. $)

2000

2004

2000

2004

2000

2004

2000

2004

Великобритания

665

718

34400

31300

316000

327000

-

19,1

Германия

810

830

37000

43100

347000

390000

22

25,4

Франция

553

765

30630

34745

331000

400000

-

42

Италия

562

698

31439

43199

65000

114813


16,58

США

1178

1500

350000

760000

-

9700000

1000

1500

Россия

50

95

300

1850

-

-

-

-


Как видно из данных таблицы 1, наибольшее распространение франчайзинг приобрел в США.

Необходимо отметить, что в последнее время в США франчайзинг развивается в таких областях как гостиничный бизнес, экскурсионное обслуживание, прокат автомобилей.

Таким образом, история развития франчайзинга показывает, что франчайзинг развивался от простого права на дарение, использование, привилегию до сегодняшней развитой франчайзинговой концепции ведения бизнеса. Франчайзинг подразумевает под собой разные типы привилегий. Тот тип, который развивался раньше - это было привилегия на товары, на которые изготовитель предоставлял право продавать. Другой тип привилегий, который разрабатывался в Америке, - был именем и правом на привилегию процесса. Этот формат франчайзинга предусматривает использование специального процесса и / или рецепта, а также услуги, и использование имени компании-франчайзера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.