Рефераты. Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России






С 1997 года в Москве работает представительство итальянской компании Benetton, владеющей разветвленной сетью магазинов одежды по всему миру. У нее тоже есть свои франчайзинговые технологии, и она успешно применяет их в России, в основном в Москве, где продает 60% всего российского объема своих товаров. Есть франчайзинговые планы и у известного американского производителя одежды Tommy Hilfiger (джинсы, спортивная одежда, аксессуары, обувь, парфюмерия). В России эта компания работает с 2000 года.

ЗАО «Алекс-Грандхай» продвигает на рынке бытовой электроники брэнды американских компаний ALEKS Digital Technology Inc. и GrandHigh International Technology. С этой целью «Алекс-Грандхай» открыл по франчайзингу в разных городах пять салонов по продаже домашних кинотеатров и акустических систем. Поскольку процесс этот только начался, для желающих войти в бизнес предлагаются очень мягкие условия: не требуется ни покупать франшизу, ни выплачивать роялти. Перенимать передовой опыт есть у кого: компания «Эльдорадо» за два года сумела выстроить сеть из более чем 100 франчайзинговых магазинов, торгующих телевидеотоварами и бытовой техникой.

Есть примеры, когда свою франшизу предлагают и компании из российских регионов. Более десяти лет в Ульяновске работает предприятие «Автоснабсервис-ФС», продающее запчасти в своих магазинах под вывеской «Все на УАЗ». За эти годы при его содействии в других городах открыто несколько партнерских торговых точек, в которые ульяновцы поставляют запчасти по оптовым ценам.

3.2 Вторая группа франчайзеров, выстраивающих торговые промтоварные сети, – производители, столкнувшиеся с проблемой оптимизации сбыта собственной продукции. Безусловным лидером в этой области является компания «Лавка жизни», разбросавшая по всей стране с 1995 года более 2600 франчайзинговых торговых точек. Одно из направлений деятельности этой многопрофильной фирмы – производство товаров для здоровья, биологически активных добавок, витаминов, лечебной косметики, которые реализуются через франчайзинговую торговую сеть. Создать такую мощную партнерскую структуру «Лавке жизни» помог хорошо раскрученный брэнд и очень мягкие условия для партнеров.

Выстраивают ритэйлерские сети по франчайзингу многие отечественные швейники и обувщики. Петербургская корпорация SELA шьет одежду для детей и взрослых, которую продает через 270 сетевых фирменных магазинов, 200 из которых сотрудничают с ней по франчайзингу. Корпорация SELA - это предприятие полного производственного цикла, гарантирующая своим партнерам-франчайзи соблюдение дисциплины поставок, стабильность качества и цен за счет вертикальной интеграции, объединяющей под единым управлением все звенья производственной цепи включая разработку дизайна, производство, доставку и реализацию готовых изделий.

Озаботилась созданием собственной розничной сети ростовская швейная фабрика «Глория Джинс». Ее руководство поставило перед собой амбициозные планы: открыть в России за пять лет до 3000 магазинов, часть которых будет работать по франчайзингу. Согласно данным, представленным на сайте компании общее число торговых точек, где реализуется, где реализуется продукция «Глория Джинс» достигает 9000, треть из них продают исключительно продукцию компании, а число магазинов, открытых оптовыми клиентами компании и торгующих исключительно продукцией «Глории Джинс», на лето 2004 года составило 1800[23].

Торгово-производственный холдинг «Легпроммаркет» занимается пошивом женской одежды, разрабатывая в год до 1000 новых моделей. С 2001 года компания формирует торговую сеть, включающую собственные розничные торговые точки и франчайзинговые магазины в Москве и других городах. В настоящее время «под крылом» холдинга работают 15 франчайзинговых точек. Строя отношения с франчайзи, компания проводит единую региональную политику, предполагающую равномерное распределение торговых точек на одной территории.

Российский производитель мужской одежды – компания «Энтон» создает сезонные костюмы и аксессуары европейского качества. Расширяя сеть фирменных магазинов, она разработала серьезную программу франчайзинга, предусматривающую кредитование партнеров под поручительство франчайзера.

Успешно расширяют сферу своего влияния обувщики. Компания «Эконика» с 1995 года открыла по франчайзингу 34 обувных салона. У фирмы «Пальмира» 20 франчайзинговых торговых точек.

В основном все производители обуви работают со своими франчайзи по сходной технологии. В пользование партнеру передается торговая марка, дизайн-проект салона магазина, оборудование. Устанавливаются графики поставки продукции, система отчетности. Практически у всех обувщиков франчайзи платят роялти. Централизованное управление сетью магазинов позволяет проводить единую торговую и маркетинговую политику, что способствует росту продаж и дальнейшему продвижению брэнда.

С 1999 года стала привлекать под свою вывеску независимых продавцов мебели компания «Шатура». Правда, с течением времени тактика у нее изменилась: «Шатура» перешла от «мягкого» варианта сотрудничества к «жесткому», предполагающему подписание всех необходимых документов и соблюдение твердых правил фирменной торговли. Серьезную ставку на франчайзинг как на инструмент, помогающий расширить торговую сеть и оптимизировать систему сбыта, делает и мебельная компания «Феликс».

С апреля 2003 года появился франчайзинг даже в таком виде бизнеса, как распространение прессы. Агентство «Центропечать», входящее в группу компаний «Логос», начало сдавать свои киоски в аренду с последующим комплексным обслуживанием арендаторов-франчайзи. Это первый пример подобного рода в России.

Широкий размах получил торговый франчайзинг в бензиновом бизнесе. Ведущие операторы российского топливного рынка считают расширение сетей АЗС под собственным брэндом важным фактором повышения сбыта нефтепродуктов. Так, ЛУКОЙЛ имеет сегодня 185 франчайзинговых автозаправок. Активно работают в этом направлении ЮКОС, ТНК, «Славнефть» и «Сибнефть».

4. Российский франчайзинг в сфере услуг развивается менее активно, чем в других отраслях. Во-первых, есть объективные причины медленных темпов развития отрасли в целом. Это, прежде всего, низкая платежеспособность населения. Во-вторых, зарубежные брэнды, прославившие отдельные категории услуг на Западе и в Америке, пока не столь известны в России, как иностранные торговые марки промышленных и продовольственных товаров. Однако и в сфере услуг существуют успешные франчайзинговые проекты.

Франчайзинговым лидером в этой сфере, безусловно, является компания «1С», занимающаяся разработкой и реализацией программного обеспечения для обслуживания предприятий. С 1991 года она организовала по франчайзингу 3400 независимых компаний, которые продают, устанавливают и обслуживают программное обеспечение под брэндом «1С».

Впечатляющих результатов добилась компания «Кодак», которая больше 10 лет успешно развивает международную франчайзинговую программу «Кодак-Экспресс». В стране сегодня действуют 1800 франчайзинговых магазинов и салонов.

В области услуг по уборке помещений уникальную франшизу предлагает компания «Кем-Драй Россия». В ее основе – технология американской компании Chem-Dry по газированной химчистке ковровых покрытий и мягкой мебели.

Открыть бизнес в этой области можно также по франшизе компании «Primex». Эта фирма специализируется на разносторонней уборке помещений, чистке мебели, ковров, паркетных, гранитных и мраморных покрытий.

Несмотря на то, что рынок медицинских услуг у нас сегодня переполнен предложениями, франшиз в этом бизнесе почти не продается. Проявляет активность в этом секторе услуг нижегородская компания «Кронос», предлагающая франшизу на открытие салонов оптики. Наиболее активно в этом секторе рынка услуг развивается компания «Корус», организовавшая по франчайзингу 24 медицинских центра по лечению волос и кожи головы под товарным знаком «АМД Лаборатории».

В феврале 2005 года ООО «Независимая лаборатория ИНВИТРО» - крупнейшая российская сеть процедурных кабинетов лабораторной диагностики объявила о запуске программы франчайзинга. Это первый опыт в российском лабораторном бизнесе по продаже франшиз. Условия франшизы предусматривают, что франчайзи направляет собранный материал для исследования в технологический центр франчайзера и оплачивает эти услуги со специальной скидкой. Таким образом, купивший франшизу, лишь организует взятие биологического материала у физических лиц и доставку результатов анализов в соответствии с выработанными ИНВИТРО стандартами качества и сервиса. Стоимость создания бизнеса не превышает 35 тыс. долларов. Впервые в России франчайзор, в лице компании «ИНВИТРО», официально заявляет о своей готовности выкупить медицинские офисы, открытые франчайзи, (при условии соблюдения им рекомендаций франчайзора при открытии и в период функционирования медицинского офиса). В настоящий момент процедурные кабинеты «Инвитро» могут быть открыты только в Москве.

Не отличаются активностью на рынке франчайзинга и салоны красоты. Франчайзинговые пакеты предлагают в основном развивающиеся у нас зарубежные брэнды: Aldo Coppola, Jacques Dessange, Camille Albane. Единственный российский брэнд на этом рынке, опробовавший на себе эту систему развития, – это «Персона Lab». От других франчайзинговых проектов бизнеса индустрии красоты «Персона Lab» отличается четко сформулированной концепцией. Также с этого года начинает запуск программы франчайзинга сеть салонов красоты «Инфанта», организуя продажу своей франшизы через виртуальный "Магазин франшиз - DELOSHOP" - самостоятельный корпоративный проект ООО Консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса".

Американская компания «ВидеБум» решила использовать свой опыт франчайзинга в области развития видеосалонов и в России. Франшизу в той же сфере предлагает и компания «Видеолэнд», также выстраивающая сеть видеопрокатных пунктов.

Группа компаний «Климат Строй Сервис» методом франчайзинга развивает партнерскую сеть в регионах. Франчайзи этой компании занимаются продажей, установкой и обслуживанием климатической техники в домах, офисах и производственных помещениях.

Компания DIXIS работает в области дистрибьюции, розничной торговли и оказания сервисных услуг на рынке мобильной связи России. С 2002 года она развивает франчайзинговый проект «DIXIS Салоны Связи». В настоящее время в сеть входит 47 франчайзинговых салонов связи.

Московская компания «Интернет-решения», владеющая виртуальным магазином «Ozon», первая в сфере интернет-торговли решила увеличить свою сеть с помощью франчайзинга. Компания ищет партнеров среди владельцев крупных региональных информационных порталов.

Недавно заявила о себе как о франчайзере компания «Букет конфет». Фирма, используя брэнд и технологии американской «Candy Bouquet», занимается изготовлением оригинальных подарочных букетов из искусственных цветов и конфет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.