Рефераты. Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России






С другой стороны, по мнению некоторых участников, работа в российской сети франчайзинга позволяет больше творчества, в отличие от западных сетей, где следование стандартам – главная заповедь. В результате же российские компании дают больше свободы, но меньше гарантий, что бизнес будет успешным.

Ежегодно в мире проходит 20-25 крупных мероприятий (выставки, конференции), посвященных развитию франчайзинга. Первая аналогичная, хотя и достаточно скромная конференция «Франчайзинг в России» прошла в Москве только в 1999 году. В 2002 году при поддержке Правительства Москвы была организована первая международная выставка под тем же названием, а с 2003 года началась серия международных выставок Buy Brand. Во второй выставке в сентябре 2004 года приняли участие уже 85 брэндов. То есть, при желании уже сейчас можно увидеть начало бума франчайзинга на российском рынке. Хотя на пути этого процесса есть целый ряд трудностей, и прежде всего особенности российского законодательства.

Недостатком можно считать и узость сфер применения франчайзинга в нашей стране. В мире договоры франшизы применяются примерно в 75 видах деятельности, охватывая 350 тысяч предприятий. Бюллетень коммерческих новостей ТПП США, распространяемый в России, среди прочих называет, например, автоуслуги (ремонт, тюнинг, мойки, прокат), строительные услуги (ремонт, дизайн и оборудование квартир), деловые услуги (уборка офисов, временный персонал), десятки различных видов обучения, уход за пожилыми и больными людьми и т.д.

Правда, в последние 1-2 года подвижки в этом отношении заметны и в России. Появились совершенно новые сегменты франчайзинга, например, риэлторские агентства (Миэль, Хирш), развлекательные центры (Star Galaxy), гостиницы (Radisson, Holiday Inn). О готовности работать по франчайзингу объявил недавно даже «Аэрофлот», указав в качестве действующего примера Архангельские авиалинии.

Особенно действенным инструментом франчайзинг становится в ходе проникновения компаний в регионы. По этому пути идут как иностранные фирмы – OBI (магазины стройматериалов), Sbarro (фаст-фуд), Yves Delorm (постельное белье), Zara Etam (одежда), так и российские – Красный куб (товары для дома), Эльдорадо и Техносила (электробытовые товары), Sela (одежда), Dixi (салоны связи), Планета Фитнес (фитнес-клубы) и др.

Рост активности и спроса порождает и новые формы работы. Консалтинговая группа «Магазин готового бизнеса» открыла недавно новый проект «Магазин франшиз», предлагающий комплекс услуг в эффективном поиске как франчайзеров, так и франчайзи.

Хорошей иллюстрацией достигнутых успехов может служить присвоение российскому ООО «Бразерс и компания» звания «Лучший франчайзер Sbarro Inc. в мире». За 6 лет работы эта компания открыла более 30 ресторанов и намерена теперь широко идти в регионы и даже на территории стран СНГ.

Итак, франчайзинговый бизнес растет. За последние три года прирост договоров франшизы составлял 20% ежегодно и происходит это именно потому, что трудные условия толкают предпринимателя на мобилизацию внутренних ресурсов и надежду только на собственные силы. Используя эти мотивации, франчайзинг в России в ближайшие годы будет расти как на дрожжах.

 

2.3 Причины, сдерживающие развитие франчайзинга в России и проблемы, существующие в этой сфере


Как уже говорилось, франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения: экономические, организационно-правовые, социально-психологические.

1. Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

К данным проблемам можно отнести:

1.1. Нестабильность развития экономики России, а франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики. Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.

1.2. Отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему. Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим. К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели обладают подобным капиталом.

1.3. Сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала также обусловлено рядом проблем:

·      уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита и вовсе невозможным;

·      необходимость предоставления банку равноценного кредиту залога и т.д.

·      существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

Как правило, кредиты банков краткосрочны (до года) и обусловлены рядом условий, выдвигаемых банком. За это время франчайзи, как правило, не справляется со своими кредитными обязательствами, так как в большинстве случаев на развитие франчайзинговой системы требуется значительное время.

2. Организационно-правовые проблемы. Среди проблем организационного хараетера отметим главные. Первые сложности наступают еще на стадии создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры. Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается множество положений и правил, которые существенно затрудняют образование новх предприятий. Такое же влияние оказывают различные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей, установления квот и т.д. С другой стороны, серьезные административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведет к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство.

Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере, а точнее сказать, практически полное отсутствие правового обеспечения.

В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения. Лишь единственный раз в 54-й главе Гражданского кодекса РФ упоминается, что франчайзинг тождествен коммерческой концессии. Именно на основе этой правовой нормы и предлагается официально решать все вопросы, связанные с взаимоотношениями франчайзеров и франчайзи. Однако большая часть действующих в России франчайзинговых сетей договором коммерческой концессии не пользуются, в лучшем случае он включается в пакет других документов, которые подписывают партнеры. Более того, в Российской ассоциации франчайзинга само наличие 54-й главы ГК РФ считают отрицательным фактором. Критикуют эту главу и многие иностранные юристы. Они считают, что отношения партнеров регламентируются в ней излишне строго, что препятствует развитию международных контактов в области франчайзинга, подталкивает компании к поиску и созданию обходных правовых схем.

В чем же основные недостатки этих норм Гражданского кодекса? Например, требуется регистрировать договор коммерческой концессии в налоговой инспекции. В результате, полагают иностранные франчайзеры, возникает опасность утечки конфиденциальных положений договора от регистраторов к третьим лицам. Другая странность российского законодательства: франчайзинговый договор можно расторгнуть по любым мотивам, достаточно уведомить об этом своего партнера за шесть месяцев до прекращения отношений. Однако обе стороны вкладывают в проект немалые средства, и необоснованный разрыв договоренностей может обернуться для одной из них большими убытками. Поэтому в международной практике договор франчайзинга может быть прекращен в одностороннем порядке только в том случае, если один из партнеров не выполняет свои обязательства. Кроме того, по договору коммерческой концессии франчайзер несет ответственность за все неправомерные действия франчайзи перед властями и потребителем. А это нарушает основной, признанный во всем мире, принцип франчайзинга – независимость бизнеса головной компании и ее младших партнеров друг от друга[24].

Договора коммерческой концессии не защищает ноу-хау компании франчайзера в случае расторжения договора с партнером. Для многих компаний, особенно тех, которые не являются для своих франчайзи единственно возможными поставщиками продукции, это большая проблема. Так, от отсутствия юридической защиты ноу-хау в свое время пострадали компании «Сабвэй» и «Теремок». Американское представительство «Сабвэя» открыло свою первую закусочную в 1996 году в Петербурге. Затем, после ссоры с российской стороной, американцы на время ушли из России. А новые арендаторы их бывшей питерской закусочной стали торговать фирменными бутербродами «Сабвэя» уже под новой вывеской – «Минутка». Похожая история произошла и с московской компанией «Теремок – Русские блины», от которой отпочковались несколько мобильных точек фаст-фуда и теперь на совершенно законных основаниях торгуют блинами по рецептуре «Теремка».

Еще один недостаток договора коммерческой концессии – необходимость двойной регистрации – в Роспатенте и Регистрационной палате. Для этого требуется несколько десятков нотариально заверенных документов. Поэтому регистрация договора концессии может стоить франчайзи до $500 и отнять до двух лет. [25]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.