Рефераты. Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России






2. Что касается второго критерия классификации – взаимоотношений франчайзера и франчайзи, то здесь различают классическую модель и такие модификации, как региональный франчайзинг, субфранчайзинг, развивающийся франчайзинг и др.

2.1. Классическая модель состоит в следующем: франчайзи напрямую заключает с франчайзером договор на поставку его товаров или оказание услуг в обмен на обязательство выплатить первоначальный взнос, а затем вносить определенные суммы, исчисляемые в процентах от объема продаж (роялти). При этом все франчайзи имеют одинаковый статус и заключают прямые франчайзинговые соглашения с головной компанией. В последние годы классическая модель франчайзинга изменилась в направлении обеспечения франчайзера дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами.

2.2. В системе регионального франчайзинга промежуточным зхвеном становится главный франчайзи, который выступает в роли франчайзера в регионе. Все привлекаемые франчайзи региона взаимодействуют с франчайзером (материнской компанией) напрямую, как при осуществлении первоначальной платы за франшизу, так и при регулярных платежах (роялти). Региональный франчайзер, не обладая необходимыми средствами или коллективом для быстрого развития, может использовать поддержку главного франчайзера, который имеет право не только подбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение, и предоставлять прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. При уплате франчайзеру взносов за деятельность на территории рынка главный франчайзи получает от франчайзера роялти, величина которых зависит от доли в общем объеме реализации тех новых франчайзи, которых он вовлек в эту франчайзинговую систему (рис.2).

Эта схема находит применение при освоении новых региональных рынков. Система отношений контрактная, система платежей параллельно-последовательная: главный франчайзи платит головной компании роялти (величина платежа определяется его доходами от операций с франчайзи); в ряде случаев главный франчайзи делает взносы в рекламный фонд.

2.3. В субфранчайзинге промежуточным звеном служит субфранчайзер, который, подобно главному франчайзи, осваивает региональный рынок, привлекает франчайзи, организует обучение кадров. Разница только в том, что франчайзи напрямую работает с субфранчайзером на долгосрочной основе, вступая в контакты с материнской компанией. То, что субфранчайзер может иметь неограниченные средства, управленческие и маркетинговые способности, отразится на франчайзи. Следовательно, потенциальный франчайзи должен очень тщательно выбирать субфранчайзинговые отношения, так как его дальнейшая деятельность зависит от деловой и жизненной хватки как франчайзера, так и субфранчайзера. Отличие субфранчайзинга и регионального франчайзинга состоит в организации потока платежей – он становится последовательным, т.е. связь франчайзи с головной компанией утрачивается практически полностью, а ключевым звеном, определяющим успех является субфранчайзи (рис.3).

2.4. Развивающийся франчайзинг - система франчайзинговых отношений, при которой головная компания передает исключительные права на освоение регионального рынка одному или группе инвесторов, и франчайзинговая сеть организуется и рахвивается по одной или нескольким приведенным на рис. 1, рис. 2 или рис. 3 схемам. Посредник может самостоятельно держать франшизы и привлекать франчайзи, лишь бы исполнялось оговоренное во франшизе обязательство открыть определенное количество торговых и сервисных точек на данной территории в определенный срок.

Развивается также корпоративный франчайзинг (современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров) и конверсионный франчайзинг (способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельное предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизодателя).

Взасвисимости от территории, на которой он используется, франчайзинг бывает международный, территориальный и общенациональный.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что франчайзинг является действенным инструментом освоения новых рынков, усиления конкурентной позиции головной компании, организации распределенного производства стандартной и в то же время дифференцированной продукции и, конечно же, снижения издержек. Эти особенности в определенной степени объясняют его интенсивное развитее в развитых экономиках в настоящее время.

Франчайзинг может применяться практически во всех видах малого бизнеса – от мелких закусочных до мини – пекарен, от производства товаров предприятий сферы услуг (авто-техобслуживание, парикмахерские, химчистки, ремонт обуви и т.д.)Ж, от передвижной торговли с автофургонов до огромной сети стационарных фирменных супермаркетов.

Франчайзинг – очень гибкая система, которая легко адаптируется в соответствии с условиями различных видов коммерческой деятельности, особенностями производства и реализации товаров и услуг.

В мире существует более 60 видов бизнеса, развивающихся по системе франчайзинга.

Преимущества франчайзинга, связанные с привлечением заинтересованных (мотивированных) менеджеров-собственников.

1. Более эффективная система взаимоотношений с руководством франчайзи по сравнению с дочернимикомпаниями или независимыми дилерами. Во франчайзинговой сети развитие бизнеса планируется собственниками, а не наемными работниками. Собственник – управляющий, как правило, более заинтересован и принимает более эффективные решения, чем наемный работник, который не имеет вложений в бизнес и работает за зарплату и бонус. Франчайзи имеет прямой и длительный интерес в своем бизнесе. Он сильно вовлечен в проблемы покупателей и местную жизнь. Поэтому франчайзи обеспечивает лучше предпродажное и послепродажное обслуживание и поддержку продукта/услуги. Независимы дилер (дистрибутор) не имеет предсказуемого интереса, поскольку он продает несколько товаров и конкретный поставщик может в определенный момент не представлять для него значительного интереса. Чем меньше взаимозависимость между поставщиком и дилером, тем меньше надежность взаимоотношений.

2. Получение новых идей и информации о развитии бизнеса от заинтересованных партнеров. Собственник - управляющий имеет самую сильную мотивацию для использования инноваций в бизнесе. Франчайзи является важным источником о новых продуктах, услугах, управлении бизнесом, концепций маркетинга. Франчайзинговая сеть в этом отношении позволяет собрать, оценить и распространить среди партнеров передовой опыт и инновационные идеи, реализованные в бизнесе.

3. Более простая система управления бизнесом. Франчайзер выступает администратором и провайдером услуг, информации и т.п. для франчайзи, если ему требуется решать достаточно упрощенные задачи менеджмента. Поэтому франчайзер может перенести центр тяжести в своей работе в область долгосрочного стратегического планирования. Кроме того, франчайзеру требуется меньше уровней управления, ему достаточно нескольких специалистов для поддержки и контроля за работой франчайзи, чем при управлении дочерними компаниями. Франчайзеру легче контролировать и свои доходы, поскольку отчисления идут от оборота франчайзи, которые легче проверить, а не от прибыли, как в дочерних предприятиях.

4. Привлекает заинтересованных предпринимателей в сферу своего бизнеса. Франчайзер может предложить франчайзи систему ведения бизнеса и дает возможность самореализации.

Преимущества франчайзинга, связанные с привлечением капитала партнеров.

1. Быстрое расширение объемов бизнеса в рамках дистрибуторской сети. Франчайзинговая сеть позволяет компании основать большое количество торговых точек за относительно короткое время, что позволяет увеличить рыночную нишу (долю на рынке). При этом капитальные вложения и большая часть работы по выбору расположения и развитию предприятий выполняют франчайзи. Больше того, чаще всего франчайзер не имеет необходимых активов или опыта для освоения тех объемов капиталовложений, которые делают франчайзи при расширении сети бизнеса. Для отдельного франчайзи участие во франчайзинговой сети является уникальной возможностью стать собственником бизнеса, аналогичного хорошему бизнесу других предприятий. Это заставляет франчайзи вкладывать свои средства в расширение франчайзинговой сети. Кроме того, быстрое развитие сети обеспечивает «узнавание» покупателем продукта/услуги франчайзера, его товарной марки.

2. Распределение на франчайзи финансового риска, связанного с развитием сети. Франчайзи вкладывает значительные средства, которые обеспечивают расширение франчайзинговой сети. Действительно, именно франчайзи несут расходы, связанные с содержанием офиса и других помещений, приобретением оборудования, наймом работников и др. Кроме того, франчайзи выплачивает франчайзеру определенную сумму в качестве платы за право пользования привилегиями. При этом величина платы покрывает большую или всю часть расходов по отбору франчайзи, его обучение и начальную поддержку. Эти расходы, по существу, и составляют для франчайзера предел расширения сети в текущий момент времени, поскольку они не возмещаются текущими платежами уже действующих франчайзи. Текущие платежи действующих франчайзи: обеспечивают поддержку рекламных и маркетинговых программ, развитие продукта/услуги. Франчайзинговая сеть (как и любая другая: предпринимательская сеть бизнеса) меньше подвержена циклическим колебаниям и распаду бизнеса. Изменения в поступлениях франчайзеру от франчайзи вследствие колебаний его продаж\доходов существенно меньше, чем колебания доходов дочерних фирм. А потери от неудавшегося франчайзи менее значимы, чем потери от обанкротившейся дочерней фирмы.

3. Более высокая отдача от меньшего объема вложенных средств. Франчайзер с помощью меньших финансовых вложений управляет значительными средствами франчайзи. Поэтому доход франчайзера, полученный в виде отчислений от дохода, франчайзи, получен с меньшими финансовыми вложениями, соответственно их отдача становится выше.

4. Экономичное текущее финансирование бизнеса, управляемого менеджерами-собственниками. Менеджер-собственник, в отличие от наемного управляющего, сам находит наиболее оптимальный вариант ведения бизнеса. Франчайзи имеет более низкие расходы на оплату труда, и операционные расходы на ведение бизнеса. Это позволяет занимать те рыночные ниши, в которых не могут действовать дочерние компании из-за высоких требований по отдаче капитала. Поэтому франчайзинговая сеть позволяет приходить на небольшие рынки и обеспечивать доходность своей деятельности. При этом доходы контролируются франчайзером, он сам осуществляет, на важные поставки оборудования, расходных материалов и т.п. Кроме того, франчайзер экономит на маркетинговых и рекламных расходах, а также на расходах, связанных с паблик рилейшнз, которые распределяются на всех франчайзи.,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.