Рефераты. Эффективность управления факторами производства в корпорациях оборонной промышленности России






Традиционным стало участие России в международных выставках вооружения и военной техники, на которых продукция отечественного оборонного комплекса занимает достойное место среди зарубежных аналогов.

Более того, в настоящее время в КОП сосредоточено достаточное количество передовых разработок, которые не имеют аналогов в мире. Коммерческий успех от инвестиционных программ, предусмотренных для передовых разработок, будет определять прежде всего правильность выбранного направления по выпуску того или иного вида продукции. Для этого необходим детальный анализ спроса на виды продукции, которые могут быть произведены контингентом возможных покупателей, и исследования рынков сбыта. Именно отсутствие детального анализа и учета перечисленных выше факторов является одной из важных причин резкого падения объемов производства народнохозяйственной продукции на предприятиях оборонного комплекса в предыдущие годы.

Из изложенного выше следует, что на промышленных предприятиях и в научных организациях оборонного комплекса необходимо организовать эффективные службы маркетинга.

О важности маркетинга свидетельствует хотя бы тот факт, что в западных фирмах затраты на реализацию и сбыт продукции достигают от 40 до 50% от общей величины издержек производства.

Ключевая роль маркетинга в обеспечении успешного функционирования предприятий КОП определяется не только детальным знанием рынка, но и его влиянием на планирование деятельности предприятий по производству продукции, которая пользуется спросом, а также на придание ей необходимых потребительских свойств.

Полноценные маркетинговые структуры помогут свести к минимуму коммерческий риск и обеспечить получение прибыли при реализации на рынке.

На этапе вхождения России в рыночные отношения совместное предпринимательство является одной из перспективных форм привлечения иностранных инвестиций. Совместное предпринимательство может оказать непосредственное влияние на формирование экономической среды, способствовать активизации рыночных отношений и обеспечивать реальную финансовую самостоятельность предприятий.

Начиная с 1996 г. в рамках международных и межведомственных соглашений ведется работа по организации международного сотрудничества предприятий и организаций Минэкономики в области производства гражданской продукции более чем с 40 странами мира.

С фирмами этих стран создано более 250 совместных предприятий с участием зарубежного капитала, доля которого в уставном фонде составляет в среднем 45%. Около 150-ти предприятий принимают участие во внешнеэкономической деятельности.

В условиях резкого снижения заказов Министерства обороны, высвобождения производственных и научных мощностей, острой нехватки бюджетных средств внешнеэкономическая деятельность становится важным источником получения предприятиями оборонного комплекса средств для сохранения своих мощностей.

Ее целью являетсякардинальное ускорение научно-технического прогресса на основе более полного использования передовых технологий и новейших средств производства, преимуществ международного разделения труда, производственно–финансовой кооперации с зарубежными фирмами, иностранных инвестиций и предпринимательского опыта.

Во внешнеэкономической деятельности работа ведется по целому ряду направлений. Основными из них являются:

¨     обеспечение валютных поступлений от экспорта для обеспечения загрузки и технического перевооружения производства;

¨     вхождение в международную систему разделения труда;

¨     получение доступа к зарубежным высокотехнологическим производствам и технологиям двойного назначения;

¨     создание единого экономического пространства предприятий ОК с предприятиями и организациями государств - членов СНГ и других стран зарубежья.

Экспорт вооружения составляет основную статью дохода от внешнеэкономической деятельности оборонного комплекса. После нескольких лет роста объема поставок вооружения и военной техники на экспорт (1994 г. – 1,7 млрд. долл., 1995 г. – 3,0 млрд. долл., 1996 г. – 3,5 млрд. долл.) в 1997 г. он снизился до 2,6 млрд. долл. (по плану – 3,6 млрд. долл.).

Потерю 1 млрд. долл. в экспорте вооружения и военной техники в 1997 г. специалисты объясняют в первую очередь кадровыми и структурными изменениями в системе отечественного оружейного бизнеса.

Доля экспорта продукции гражданского назначения по оборонному комплексу составляет около 20%, в то время как в общем объеме выпуска продукции практически во всех оборонных отраслях промышленности основную часть (более 75%) составляет продукция гражданского назначения.

Приведенные данные свидетельствуют о преимуществах производства продукции военного назначения по сравнению с гражданской. Проблема заключается в совершенствовании процесса конверсии, доведении его до логического завершения, точнее, в диверсификации производства. Говорить о нравственной стороне процесса торговли оружием можно лишь при условии равного отношения к данной проблеме всех участников рынка вооружений.

В области инвестиционного сотрудничества внешнеэкономическая деятельность должна быть направлена на:

¨     привлечение как отечественных, так и зарубежных инвестиций для развития или организации производства экспортоориентированной, конкурентоспособной, в том числе конверсионной импортозамещающей продукции;

¨     создание транснациональных финансово-промышленных групп со странами СНГ, а также странами Запада с целью развития и восстановления научных и производственных связей на базе взаимной кооперации, взаимных поставок комплектующих изделий и материалов для обеспечения производства продукции гражданского назначения.

Проблема восстановления кооперационных связей приобретает особую актуальность в условиях, когда тотальные дезинтеграционные процессы выявили в каждом из “независимых” государств серьезные структурные и региональные диспропорции, существенно снижающие живучесть военной сферы.

Возможности разработки и производства современной конкурентоспособной военной продукции для рынков дальнего зарубежья оказались одинаково крайне ограниченными для стран СНГ. По предварительной оценке, Россия может производить лишь около 20% финишной военной продукции.

Для создания собственного производства оборонного назначения требуются время и значительные финансовые средства.

С экономической точки зрения разумнее было бы развивать кооперацию в военном производстве взаимосогласованно, на основе равноправного партнерства и затем более эффективно выходить с совместной продукцией на рынки дальнего зарубежья.

Для успешного решения задач, стоящих перед оборонным комплексом во внешнеэкономической деятельности, необходима государственная поддержка по следующим направлениям:

¨     прямое безвозвратное субсидирование из госбюджета отдельных программ (в мировой практике существуют два направления субсидирования: для поощрения экспорта и для создания производства экспортоориентированной продукции);

¨     страхование экспорта и производства экспортоориентированной продукции;

¨     предоставление государственных гарантий под крупные экспортные кредиты и под кредиты для производства высококонкурентной, экспортоориентированной продукции, а также контргарантий российским и иностранным банкам, предоставляющим гарантии по контрактам и кредитам предприятиям оборонного комплекса на производство и экспорт продукции;

¨     предоставление налоговых льгот экспортерам, в частности, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на продукцию, предназначенную для экспорта, возвращение таможенных пошлин, уплаченных при покупке сырья и комплектующих изделий и оборудования для производства экспортных товаров;

¨     установление льготных тарифов (транспортных) экспортерам при перевозке экспортируемых товаров.

Подводя итоги изложенному, следует отметить, что уровень снижения ассигнований на оборону давно перешел все разумные границы. По сравнению с 1990 г. они уменьшились в 33 раза. Уровень ассигнований на закупку ВВТ и НИОКР в 1996 г. составил всего 4,1% от уровня аналогичных ассигнований США [68].

При сохранении существующего положения с финансированием расходов на национальную оборону Россия в ближайшие годы лишится возможности разрабатывать и производить современные высокоэффективные образцы вооружения, освоенные промышленностью в 80-х гг. Нормальное серийное производство ВВТ превратилось сейчас в дорогостоящее производство единичных образцов, так как объемы производства тех предприятий, которые еще имеют оборонный заказ, составляют всего лишь 5-10% от имеющихся мощностей, а это ниже критического уровня рентабельности производства. Возник критический дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства. Идет распад оборонной промышленности, уже утрачены целые направления военных технологий и производства, в том числе и в таких важнейших сферах, как новые материалы, информатика, аэрокосмическая техника, биотехнология и др. (всего около 300 технологий).

Разрушается кадровый потенциал оборонных отраслей промышленности: увеличивается отток ученых и специалистов в другие структуры, не связанные с научно-технической деятельностью, ухудшается профессиональный и возрастной состав научных работников, что сопровождается разрушением механизма передачи научных знаний, потерей преемственности, утратой научных школ; остается невостребованным высшее физико-математическое и техническое образование. Например, начиная с 1991 г., численность производственного персонала оборонной промышленности РФ ежегодно уменьшается на 10-15%. За 1992-1997 гг. кадровый потенциал ОК сократился почти в три раза.

Наряду с общими причинами, характерными для всех отраслей промышленности, на сокращение инвестиций в ОК повлияли и специфические причины, связанные с особенностями функционирования предприятий оборонного комплекса. По нашему мнению, они заключаются в следующем:

¨     приоритетное внимание инвесторов к добывающей, перерабатывающей промышленности, топливно-энергетическому комплексу, телекоммуникациям, сфере услуг;

¨     высокая наукоемкость продукции, что требует относительно большого объема инвестиций, выделяемого в течение длительных сроков;

¨     нежелание иностранного инвестора вкладывать средства в предприятия оборонного комплекса по политическим мотивам;

¨     необходимость поддержания мобилизационных мощностей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.