Рефераты. Эффективность управления факторами производства в корпорациях оборонной промышленности России






Таким образом, с точки зрения потенциальных возможностей, оборонный комплекс России в состоянии выполнить стоящие перед ним задачи.

Однако, начиная с 1989 г., оборонный комплекс подвергается конверсии, глубина и масштабы которой по своей сложности и ответственности не имеют аналогов в мировой практике. Это связано с огромными объемами и быстрыми темпами сокращения производства вооружений и военной техники, проводимыми без предварительной подготовки предприятий ОК.

Конверсия оборонного комплекса беспрецедентна как по масштабам, так и по характеру проведения. При этом неоднократно изменялась структура управления комплексом, что создавало определенные трудности. Вначале девять оборонных министерств, замыкавшихся на Государственную комиссию по военно-промышленным вопросам были подчинены Министерству промышленности РФ. Впоследствии оборонные министерства стали его департаментами. В 1992 г. при этом Министерстве был создан комитет оборонных отраслей промышленности, статус которого в ноябре 1993 г. был поднят до уровня государственного в составе главных управлений. В 1996 г. Государственный комитет по оборонным отраслям промышленности был преобразован в одноименное министерство (Указ Президента РФ от 09.05.1996 г. №  686), которое в 1997 г. было ликвидировано, а отрасли подчинены Минэкономики РФ [48].

Разработкой и производством вооружения и военной техники занимаются также Министерство атомной промышленности и Ракетно-космическое агентство. Ракетно-космическое агентство (РКА) образовалось после того, как из Министерства общего машиностроения в процессе реорганизации выделились две самостоятельные структуры – собственно ракетно-космическое агентство и ракетно-космическая промышленность как одна из отраслей оборонной промышленности.

Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России) – уникальный многоотраслевой научно-промышленный комплекс, объединяющий мощный научно-технический потенциал предприятий ядерно-топливного цикла, производство ядерного оружия, атомные электростанции и инфраструктурные направления.

Исходя из изложенного, структура оборонного комплекса России в настоящее время имеет вид, представленный на рис. 4 [87].

 

Военно-техническая комиссия при Президенте РФ

 

 



 

 





 

Министерство экономики


Ракетно-космическое агентство


Министерство атомной промышленности

 





 







 

Оборонные отрасли


Концерны и корпорации

 

НИИ и КБ

 

Концерны и корпорации

 

НИИ и КБ

 





 






Концерны и корпорации

 

НИИ и КБ

 

Промышленные предприятия

 

Промышленные предприятия

 



 

Промышленные предприятия

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Структура оборонного комплекса Российской Федерации

Есть ряд особенностей, на которые хотелось бы обратить внимание.

Во-первых, как видно из рисунка, оборонный комплекс представлен тремя по сути самостоятельными элементами. Если ранее он управлялся Государственной комиссией Совета Министров по военно-промышленным вопросам, то сегодня роль управленческого начала выполняет Военно-техническая комиссия при Президенте РФ.

Вторая особенность состоит в том, что когда в открытой печати идет речь об оборонном комплексе, то авторы оперируют в основном данными лишь по Министерству экономики РФ.

В-третьих, когда речь идет о включении Ракетно-космического агентства и Министерства атомной промышленности в оборонный комплекс, прежде всего учитывается лишь та часть выпускаемой ими продукции, которая предназначена для оборонных нужд государства.

Сегодняшнее состояние КОП характеризуется следующими показателями.

Реализация взятых Россией международных обязательств в области военного производства и финансово-экономический кризис в стране привели к резкому сокращению оборонного заказа: в 1997 г. он сократился по сравнению с 1991 г. в шесть раз, около 3 млн. чел. оказалось без работы. По ряду позиций востребованность государством оборонно-промышленного потенциала составляет всего 25%. В то же время ощущается дефицит мощностей по выпуску перспективных видов вооружений [62].

За 1992-2004 гг. выпуск продукции в оборонном комплексе сократился в 8 раз.

На предприятиях КОП ухудшилась технологическая и возрастная структура основных фондов и прежде всего их активной части (до 40% активной части основных фондов составляет морально устаревшее оборудование).

Динамика объемов производства в оборонном комплексе представлена в табл. 2 и 3 [89].

Как видно из таблицы 2, хроническое недофинансирование оборонного комплекса привело к тому, что к концу 2004 г. объем производства составил всего 22,7% от уровня производства 1991 г. При учете конверсионных 1989-1991 гг. истинное положение дел в ОК окажется значительно сложнее.

Таблица 2

Динамика объемов производства в КОП Российской Федерации

(в процентах к 1991 г.)

Виды

Годы

Продукции

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

2004 г.

2000 г.

Всего товаров

100

80,4

64,6

39,2

31,2

22,7

24,2

Гражданская продукция

100

99,6

85,6

52,6

41,3

29,1

33,6

Военная продукция

100

49,5

32,5

19,6

16,6

12,8

18,8


История государственного развития не знает уменьшения объемов производства вооружения и военной техники более чем на 5-7%. Это та величина, на которой оборонный комплекс испытывает определенные трудности в странах со стабильной экономикой. В России же только в первом полугодии 1991 г. сокращение военных заказов составило 24%, во втором полугодии – 68%. Наиболее тяжелым для ОК оказался 1992 г. Если за первые три года конверсии (1989-1991) расходы на оплату вооружения и военной техники (еще по СССР) были сокращены на половину, то только за 1992 г. они уменьшились в России сразу на 68%. В этот же год расходы на оборону от валового национального продукта снизились почти на половину [41].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.