Рефераты. Эффективность управления факторами производства в корпорациях оборонной промышленности России






В дипломном исследовании основное внимание в дальнейшем будет уделено такому фактору производства, как капитал. Это обусловлено несколькими обстоятельствами. Земля, труд и предпринимательская деятельность не являются в настоящее время критичными факторами по отношению к производству. То есть в России много земли и ее перераспределение зачастую осуществляется без учета ее влияния на производство. Свобода на рынке труда фактически провоцирует заниженную оценку самих работников, что свидетельствует о достаточно спокойном отношении предпринимателей к данному фактору производства. Русский человек всегда славился своей смекалкой и способностью к риску, что в настоящее время фактически является признаками успешного предпринимателя. Тем не менее любой сообразительный человек без достаточного капитала не сможет начать свою предпринимательскую деятельность. Таким образом, капитал – в настоящее время в переходной экономике России - является одним из главных факторов производства.

В этой связи возникает методологическая проблема отождествления капитала и пассивов как источников финансирования деятельности любого хозяйствующего субъекта. Мы склоняемся к мысли, что пассивы являются частным случаем воплощения капитала, то есть употребление термина "пассивы" как заменителя термина "капитал", на наш взгляд, нецелесообразно, хотя обратное даже уместно. Таким образом, можно сказать, что капитал, являясь важным фактором производства, в практической деятельности находит свое воплощение в источниках финансирования деятельности корпораций оборонной промышленности.

Основными источниками финансирования КОП в настоящее время являются:

¨     собственные средства предприятий и организаций оборонной промышленности;

¨     бюджетные средства;

¨     кредиты;

¨     внебюджетные средства.

Вступление оборонного комплекса в период радикальных рыночных преобразований сделало особо актуальной проблему его финансирования. Деятельность предприятий в условиях рыночных отношений предполагает функционирование и расширение производства на базе собственных финансовых источников накопления. По сути, с началом рыночных реформ в государственной инвестиционной политике был взят курс на снижение объемов и доли бюджетного финансирования капитальных вложений. По мнению сторонников рыночных реформ, это снижение должно было компенсироваться инвестициями непосредственных производителей за счет их возрастающих финансовых накоплений. Однако в оборонном комплексе этого не произошло. Основной причиной является крайне сложное финансовое положение КОП, в которое они попали в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, к началу рыночных реформ оборонный комплекс был подвержен крупномасштабной конверсии, которая предполагала резкое сокращение оборонных программ. Кроме того, процесс конверсии развивался крайне хаотично, сопровождался снятием военных заказов без заблаговременного оповещения предприятий-производителей, а также деформацией в планировании показателей оборонного заказа.

Нарушение соотношений стоимостных пропорций и номенклатуры заказываемых работ и изделий привели к тому, что объем производимой военной продукции существенно превышал объем, соответствующий ассигнованиям из бюджета на эти цели.

Результатом производства незаказываемой продукции, которая реально не могла быть выкуплена, а затраты на нее соответственно компенсированы предприятием, явилось отвлечение собственных оборотных средств. Предприятия были поставлены в финансовый тупик: с одной стороны, запасы товарно-материальных ценностей, которые в силу своей специфичности не могли быть использованы в гражданском производстве, с другой – огромное незавершенное производство, доведение которого до готовой продукции в силу ненужности последней не имело экономического смысла.

Во-вторых, одноразовый отпуск цен в январе 1992 г. обесценил и без того скудные финансовые средства предприятий. Дефицит финансовых средств у предприятий оборонного комплекса особенно усугубился в результате постоянного несоответствия между регулируемыми ценами на продукцию ОК и свободными ценами на основную часть материально-технических ресурсов. Кроме того, возможности предприятий комплекса по наращиванию прибыли за счет ценового фактора были существенно снижены ограничением цены на продукцию оборонного заказа рентабельностью в 25%.

Таким образом, в силу указанных причин, предприятия оборонного комплекса начиная с 1992 г. фактически оказались неспособными осуществлять финансирование своего производства. Кроме того, необходимо подчеркнуть существенную особенность. Сама постановка вопроса о попытке перевода КОП на самофинансирование в условиях, когда с оборонным комплексом связана программа структурной перестройки всей экономики страны, на наш взгляд, абсолютно несостоятельна.

Бюджетные средства как источник финансирования представляют собой целенаправленные финансовые ресурсы, выделяемые из государственного бюджета на финансирование определенных программ, проектов и т.д.

Особенностью функционирования КОП является государственный заказ на разработку и производство вооружения и военной техники, а также товаров народнохозяйственного назначения, производимых на предприятиях оборонного комплекса.

По причине неплатежеспособности государство оказывается финансовым должником, который не в состоянии финансировать даже государственные программы. В условиях резкого сокращения бюджетных возможностей финансирование КОП осуществляется путем введения государственной контрактной системы, основные положения о которой закреплены в Федеральном законе от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” и Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.

Принятие данных законов определяет взаимоотношения между государственными заказчиками и исполнителями работ и направлено на повышение эффективности механизма финансирования разработок вооружения и военной техники, устранение распыления ресурсов и дублирования затрат при создании однотипных систем оружия, на сокращение стоимости и сроков осуществления проектов.

По причине скудности оборонного бюджета даже эти меры не в состоянии поправить положение дел. В федеральном бюджете на 1996 г. средства на закупку вооружений и военной техники составляли около 15% от средств, выделенных на национальную оборону. Расходы на НИОКР были еще меньше – около 6%. В бюджете на 1998 г. эти показатели выглядели несколько лучше: соответственно 18,5 и 13,2%.

В сложившейся ситуации приходится отказываться от приоритетных направлений в развитии КОП, ограничиваясь приоритетными проектами. Основным принципом бюджетного финансирования в этих условиях становится программно-целевой принцип финансирования и закупок военной техники.

Из-за недофинансирования нереализованными оказались конверсионные мероприятия, призванные стабилизировать положение в оборонном комплексе.

Так, на конверсионную реорганизацию оборонного комплекса в 1992 г. реально было выделено 42% средств, предусмотренных федеральным бюджетом, в 1993 г. – 22%, в 1994 г. – 10%.

В результате неудовлетворительного финансирования не была выполнена Государственная программа конверсии на 1995-1997 гг. Программой предусматривалось льготное кредитование на конкурсной основе предприятий, осуществляющих конверсионные проекты, и бюджетное финансирование гражданских НИОКР, в которых должны были использоваться достижения оборонной промышленности. Предусматривалась также прямая поддержка социальной сферы предприятий. Это должно было компенсировать потери предприятиями прибыли от сокращения военного производства. Фактически все осталось на бумаге: в 1995 г. льготных кредитов было выделено 25% от плановых, в 1996 г. – 11%, а в 1997 г. таковых  вообще не было предоставлено.

В результате:

¨     введены производственные мощности по гражданской продукции на сумму 5 трлн. руб. вместо 41 трлн. руб. по программе;

¨     из 400 тыс. новых рабочих мест, которые предполагалось создать в гражданской сфере для высвободившихся работников оборонной промышленности, было подготовлено только 70 тыс.

Следует также отметить, что ряд конверсионных проектов все же был выполнен, но в основном за счет собственных и привлеченных средств оборонных предприятий и организаций.

По разным оценкам, для осуществления конверсии КОП России и модернизации производства требуется от 150 до 300 млрд. долл. Реальные инвестиции в оборонные предприятия намного ниже. По Федеральной программе на 1995-1997 гг. они были предусмотрены всего в размере 18,6 трлн. руб. (в ценах 1995 г.), что составляет около 3,7 млрд. долл. (по курсу).

Не определил своего отношения к инвестированию оборонного комплекса отечественный промышленный капитал, который главным образом ориентирован на инвестиции в добывающие отрасли, дающие 90% дохода в СКВ. Около 95% активных операций банков приходится на короткие торговые и финансовые сделки.

В данной ситуации правомерно говорить о создании фонда конверсии, куда помимо бюджетных средств, выделяемых на нужды конверсии, вошли бы средства от:

¨     перераспределения доходов от принадлежащего государству имущества, к которому относятся средства, выплачиваемые акционерными обществами, образованными на базе предприятий оборонного комплекса, в виде дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной собственности в размере 30% от их общей стоимости;

¨     целевые платежи за счет отчислений в отраслевые фонды конверсии от реализации товарной продукции в размере 30% ее стоимости;

¨     валютная выручка от реализации конверсионной продукции за рубежом;

¨     взносы предприятий, организаций, банков, коммерческих структур, иностранных организаций и граждан.

Аккумулированные в конверсионном фонде средства, используемые на инвестирование, необходимо направлять на:

¨     финансирование конверсионных программ и проектов, вошедших в Государственную программу конверсии оборонного комплекса;

¨     приоритетное финансирование экономически эффективных конверсионных программ и проектов, не вошедших в Программу конверсии;

¨     финансирование лизинговых операций;

¨     инвестиции с приобретением соответствующих пакетов акций вторичной эмиссии конверсионных предприятий;

¨     финансирование независимой экспертизы конверсионных проектов и программ, других организационных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной деятельности конверсионного фонда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.