Рефераты. Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала (на примере ООО "КРОНИКС ПЛЮС")






Чем дальше от входа в отдел, тем выше субъективная оценка статуса сотрудника. Закрытая посадка подразумевает субъективно большую дистанцию при общении с визитером, боковая посадка - равное положение, открытая посадка - подконтрольное положение сотрудника.

Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать следующую рассадку (см. рис.18):

Руководитель отдела - дальний от входа угол помещения, закрытая посадка для автократических структур, боковая посадка для более демократических структур.

Менеджер, высококвалифицированный специалист - середина помещения, боковая посадка.

Технический персонал - ближе к входу, открытая посадка.

Секретарь отдела - у входа, закрытая посадка.

В пояснении нуждается лишь посадка секретаря. Такое размещение подразумевает исполнительские функции и не высокий статус, но большую степень дистанции от визитеров. Это соответствует особому статусу секретаря отдела.

Если не следовать данным правилам у сотрудников будет возникать подсознательный конфликт между подсознательной оценкой статуса и фактическим статусом может вызвать вяло текущие конфликты и общий дискомфорт в отделе.


Рисунок 2.20 - Рассадка персонала


К сожалению, на уровне нормативно-правового регулирования вопросы эргономики и раньше - в "советские времена" не были первостепенными для работодателя, а сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции, прессинга арендной платы и пр. неотъемлемых "составляющих" любого бизнеса заниматься этим просто и некому и не на что. Отчасти кое-что из этой сферы ещё можно отнести к вопросам охраны труда. Но и она сегодня переживает не лучшие времена.

В последние годы уже не редкость и судебная практика, когда налогоплательщики отстаивают свое право признать для целей налогообложения прибыли расходы на современные технические решения эргономического плана. Правда, эти решения пока приходится "подгонять" под старые санитарные нормы (значения таких параметров рабочей среды, как уровень вибрации, шума, температуры и т.п.).

Да и формулировки трудового законодательства об обязательности соблюдения работодателем нормативов по охране труда, как и сами санитарные нормативы вовсе не исключают возможности для работодателя создавать работникам условия труда более комфортные, чем это предусмотрено официальными нормами по охране труда и технике безопасности. Если работодатель озабочен повышением качества, конкурентоспособности своей продукции (товаров, работ, услуг), производительности труда своих работников, активно использует для этого "человеческий фактор" и перевыполняет свои обязательства по трудовому законодательству, то с какой стати альтернативой его затратам для целей налогового учета служит "прожиточный минимум" условий труда, установленный санитарными нормами? К сожалению, право на инициативу по созданию достойных условий содержания не только для машин, но и для "рабочей силы" налогоплательщику скорее всего придется отстаивать в судебном порядке.

Тем не менее, мудрый работодатель, посчитав, во сколько обойдется отсутствие на рабочих местах заболевших работников (которых на время их болезни надо кем-то заменять), поиск новых работников (в случаях простого расставания с теми, кто работает не эффективно, в том числе и по причинам различных заболеваний), а также приплюсовав потери рабочего времени на бессмысленное хождение работников по коридорам из-за удаленности того же ксерокса или распределения работников по помещениям без учета технологической зависимости их друг от друга, и т.д., сделает правильный вывод о том, что этим вопросам надо уделять особое внимание. И, если нет возможности повторить опыт академика Курчатова, распорядившегося асфальтировать дорожки на территории его института только после того, как они будут протоптаны сотрудниками, прокладывающим наиболее короткий (а, значит, и эффективный) путь между двумя пунктами, по крайней мере повнимательнее присмотрится и к рассадке работников в кабинетах, и к распределению помещений между подразделениями, и к оснащению их различной оргтехникой и т.п. А также учтет еще и потери рабочего времени на дорогу и ежедневное стояние в "пробках", дороговизну аренды в центре города, проблемы с парковкой и прочие "мелочи жизни", присущие мегаполису. Тогда, возможно, окажется, что и офис не обязательно может быть в центре, и т. н. "open-space" не всегда эффективен (поскольку утомляемость работников при подобном расположении рабочих мест всегда выше), да и от некоторых рабочих мест можно вообще отказаться, переведя работника на режим "домашней работы" и создав работнику нормальные условия для более эффективной деятельности даже при наличии у него простуды (что не влияет на посещаемость офиса, т.к работник работает, не отходя от своего дивана).

Следующее мероприятие по совершенствованию организации рабочих мест в компании - внедрение практики аттестации рабочих мест по условиям труда

Статья 37 Конституции Российской Федерации гласит: "Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…". В связи с этим, каждому работодателю прежде нужно дать ответ на вопрос: отвечает или нет рабочее место требованиям безопасности и гигиены? Затем приступить к выполнению мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда на рабочих местах. Эти задачи и решает аттестация рабочих мест по условиям труда (далее по тексту АРМ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда (как уже отмечалось в первой части исследования) - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

АРМ* включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест, учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ во всех организациях, независимо от области экономической деятельности и форм собственности, и у работодателей - индивидуальных предпринимателей должна проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Нормативные правовые акты, являющиеся базой для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда:

В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 17 марта 1997 года № 12, нормативной основой проведения АРМ являются:

Р 2.2.2006-05 "Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда";

стандарты системы безопасности труда;

санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлениями Минтруда РФ и Минздравсоцразвития РФ в 1997-2006 годах;

список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями;

постановление Правительства РФ от 29 ноября 2002 года № 849 "О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания";

приказ Минздрава РФ от 28 марта 2003 года № 126 "Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов";

перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 31 марта 2003 года № 14;

списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года № 517.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в следующих целях:

планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

сертификации работ по охране труда;

обоснования предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;

включения в трудовой договор условий труда работников;

ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

составления статистической отчетности о состоянии условий труда, о предоставлении компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

применения административных санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

АРМ включена в систему мер экономического стимулирования работодателей в создании безопасных условий труда. Так, политика государства в области пенсионного обеспечения работников состоит в том, чтобы дифференцировать тарифы, выплачиваемые в Пенсионный фонд, для организаций, имеющих и не имеющих рабочие места с вредными условиями труда. Кроме того, результаты АРМ могут являться одним из оснований для финансирования предупредительных мер в области охраны труда в организации из средств Фонда социального страхования РФ. Для этого необходимо, чтобы в организации было не менее 30% аттестованных рабочих мест.

Сроки проведения АРМ устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к Карте аттестации рабочего места по условиям труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.