Для анализа системы отбора и найма персонала, прежде всего, стоит остановиться на его документировании. Документирование - это важнейшая часть приема сотрудника, а также самого процесса подбора персонала. Ведь именно анализ документов - первая стадия отбора персонала. А закрепление во внутриорганизационных и отчетных документах факта приема нового сотрудника - база, на которой строится деятельность сотрудника в соответствии с трудовым законодательством.
Документирование включает в себя заполнение следующих документов: анкеты, приказа о приеме на работу, трудовой договор, личная карточка работника.
В ходе практики было выяснено, что анкета для приема на работу - опросный лист для получения сведений о человеке, желающем поступить на работу в организацию. Анкета включает в себя - раздел общих биографических данных; - сведения о полученном образовании и специальных знаниях; - данные о предшествующей профессиональной деятельности.
Приказ о приеме на работу - приказ, на основании которого в отделе кадров:
оформляется личная учетная карточка работника; - делается запись в его трудовой книжке;
открывается личный лицевой счет в бухгалтерии.
работнику присваивается личный табельный номер, который проставляется во всех документах по учету труда и заработной платы.
Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, по которому - работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку; работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Положительные стороны заключения трудового договора заключаются в том, что в таком случае соблюдаются основные права, закрепленные в трудовом законодательстве. К ним относится: нормированный трудовой день, часы отдыха, выходные дни, выплата заработной платы, социальное обеспечение, права и обязанности сторон. Однако, на практике существует иная ситуация. Положения трудового договора не соблюдаются работодателем, а сами сотрудники боятся подавать жалобы с трудовую инспекцию, так как это приведет к увольнению и серьезным конфликтам на работе. И если мы внимательно посмотрим на трудовой договор то увидим, что он стандартный и не учитывает особенности предприятия и функциональные обязанности работника.
Личная карточка - документ, составляемый на каждого работника и содержащий краткие сведения о работнике: образование, стаж, семейное положение, трудовая деятельность и т.д.
Что же касается источников набора кадров, что отдел кадров ООО "КРОНИКС ПЛЮС" при необходимости использует такие источники как:
1. обращение в Московский городской центр занятости населения 2. объявление в газеты - "Из первых рук", "Работа сегодня".
Характерная черта - отдел кадров не обращается к услугам кадровых агентств и кадровых центров.
Обратимся к процедуре процесса найма персонала. Центральным элементом и наиболее широко используемым методом отбора персонала в ООО "КРОНИКС ПЛЮС" является отборочное собеседование. Оно позволяет оценить широкий набор качеств, необходимых для работы по предлагаемой вакансии: культурный уровень, ценностные ориентации и мотивацию кандидата, его деловые качества и др.
Важной задачей предварительного собеседования является сообщение кандидату интересующих его сведений о работе и об организации. Всегда есть опасность "упустить" подходящего кандидата, поэтому очень важно, чтобы у кандидата уже с первых минут знакомства с организацией составилось о ней благоприятное впечатление. Первое впечатление часто оказывается наиболее стойким и определяет последующее поведение, отношение и установки работника по отношению к организации.
Обще принятая процедура состоит из приглашения кандидата в организацию для заполнения стандартной формы, которая содержит следующие разделы: ФИО, возраст, семейное положение, домашний адрес; образование; место работы, рабочий опыт, рабочие достижения, причинные увольнения; дополнительные сведения (навыки работы с оргтехникой, увлечения, свободное время и др.).
В следующем разделе приводится анализ удовлетворенности персонала качеством организации рабочих мест на предприятии.
Рассмотрим более подробно кадровый состав и численность персонала изучаемого предприятия.
Численность персонала ООО "КРОНИКС ПЛЮС" по состоянию на 1 декабря 2009 года - 520 человек.
Рисунок 2.5 - Категории сотрудников ООО "КРОНИКС ПЛЮС"
70% сотрудников - рабочие или заняты на производстве, 30% - НТР, из них: 10% руководители и 17% - служащие,3% - технические исполнители.
Что касается распределения персонала по полу, то в изучаемой компании преобладают мужчины, их доля составляет 69%.
Рисунок 2.6 - Состав персонала по стажу работы
В структуре кадров преобладают сотрудники со стажем работы до 5 лет (39%).
Рисунок 2.7 - Состав персонала по возрасту
Состав персонала по возрасту относительно равномерен - 28% сотрудники в возрасте старше 50 лет, 35% - в возрасте от 36 до 49 лет, 37% - в возрасте от 20 до 35 лет.
Рисунок 2.8 - Состав персонала по образованию
Что же касается состава персонала по образованию, то мы видим, что 56,2 сотрудников имеют средне-специальное образование, 30% - высшее, 13,8 - незаконченное высшее образование.
Рисунок 2.9 - Динамика числа персонала в 2007-2009 году
Численность персонала менялась незначительно на протяжении 2007-2009 годов.
Таким образом, нами был проанализирован состав персонала ООО "КРОНИКС ПЛЮС" по возрасту, полу, образованию и стажу работы.
С целью анализа удовлетворенности персонала качеством организации рабочих мест на предприятии было проведено социологическое исследование в виде анонимного анкетирования.
Первый вопрос, заданный сотрудникам компании - Оцените, насколько комфортным является Ваше рабочее место?
Рисунок 2.10 - Распределение ответов на 1 вопрос
40% опрошенных отметили, что рабочее место достаточно комфортное, хотя его можно улучшить, 35% полагают, что им некомфортно на рабочем месте, и только четверть опрошенных полагают, что рабочее место комфортное и эргономичное.
Второй вопрос анкеты - Рационально ли организовано Ваше рабочее место?
Рисунок 2.11 - Распределение ответов на 2 вопрос
35% опрошенных полагают, что их рабочее место сделано нерационально, 30% также склоняются к отрицательному ответу, 20% отметили, что их рабочее скорее комфортно, чем нет, и лишь 15% опрошенных ответили, что рабочее место удобное и комфортное.
Следующий вопрос - Какие из ниже перечисленных элементов Вашего рабочего места сделаны хорошо?
Рисунок 2.12 - Распределение ответов на 3 вопрос
Итак, по мнению респондентов, наиболее удачным в их рабочем месте является гигиенический комфорт, 20% отметили хорошее оснащение и эстетизацию рабочего места, 10% планировку.
Очередной вопрос, заданный респондентам - Каких средств не хватает на вашем рабочем месте?
Рисунок 2.13 - Распределение ответов на 4 вопрос
В целом, сотрудники отметили общую слабую оснащенность их рабочих мест, 15% -там не хватает папок и файлов, 10% лотков для бумаги, 5% оргтехники, ручек и карандашей, а также бумаги.
Далее, мы выяснили, эргономична ли мебель на рабочем месте респондентов:
Рисунок 2.14 - Распределение ответов на 5 вопрос
Большинство респондентов отметили, что мебель на их рабочем месте не эргономична и некомфортна, 25% довольны мебелью на рабочем месте.
Затем, мы спросили, достаточно ли хорошо освещено рабочее место респондентов:
Рисунок 2.15 - Распределение ответов на 6 вопрос
Мнения респондентов разделились: 55% недовольны освещением, 45% - полагают, что их рабочее место освещается хорошо.
Предпоследний вопрос, посвящен уровню шума на рабочем месте:
Рисунок 2.16 - Распределение ответов на 7 вопрос
45% опрошенных недовольны уровнем шума на их рабочем месте, 30% отметили, что раздражающие звуки есть, но они несильно мешают работать, 25% считают, что на их рабочем месте лишние шумы и звуки отсутствуют.
Следующий вопрос - что Вам не хватает на рабочем месте и чтобы Вы изменили в нем в первую очередь:
Рисунок 2.17 - Распределение ответов на 8 вопрос
33% -там не хватает канцлерских принадлежностей, 33% улучшили бы оргтехнику, 17% - мебель, лишь 8% в первую очередь улучшили бы освещение и уровень шума на их рабочих местах.
Рисунок 2.18 - Распределение ответов на 9 вопрос
Как видно из рис.2.18, условия труда, по мнению персонала, оказывают значительное влияние на их производительность труда.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
в целом работники компании не довольны уровнем комфорта на их рабочих местах,
респонденты полагают, что на их рабочих местах шумно, мебель не эргономична, освещение не достаточное,
существует необходимость в улучшении материально-технического оснащения рабочих мест в компании, в том числе следует улучшить оргтехнику, снабжение канцелярскими товарами, мебель сделать более эргономичной,
работники считают организацию рабочих мест нерациональной, требуется изменение планировки и оснащение рабочих мест.
Так как специалисты call-центра очень заняты, и руководство не приветствует отвлечение сотрудников во время работы, было принято решение проанализировать психофизиологические особенности работников компании в контексте анализа работоспособности посредством самооценки в виде экспресс-опроса.
Стоит отметить, что индивиды часто проводят самооценку собственных навыков, способностей и результатов деятельность в течение рабочего дня. Подобная самооценка определяет то, как они выполняют собственную работу, как они оценивают причитающееся им вознаграждение, необходимость прохождения дополнительных тренингов и то, как их результаты выглядят на фоне их коллег. Однако данная оценка не является точной и объективной. Исследования показывают что, если сравнить несколько оценок, полученных от разных людей, между собой, то выясниться, что оценки индивида, подвергаемого оценки, о самом себе сильно расходятся с полученными оценками от его коллег. Вдобавок, некоторые индивиды намного лучше в самооценке по сравнению с другими. Однако, исследование показывает, что те, кто проводят точную самооценку, показывают лучшие результаты и более быстрое продвижение по служебной лестнице. С другой стороны, те, кто имеют низкую самооценку, также имеют низкие результаты деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11