Рефераты. Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала (на примере ООО "КРОНИКС ПЛЮС")






Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала (на примере ООО "КРОНИКС ПЛЮС")

Содержание


Введение

Глава 1. Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала

1.1 Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения

1.2 Взаимосвязь работоспособности и производительности труда

1.3 Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда

Глава 2. Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала (на примере ООО "КРОНИКС ПЛЮС")

2.1 Характеристика и направления деятельности ООО "КРОНИКС ПЛЮС"

2.2 Анализ кадрового состава

2.3 Анализ условий и производительности труда работников компании

2.3 Исследование психофизиологических особенностей работников компании в контексте анализа работоспособности

2.4 Рекомендации по повышению работоспособности и производительности труда работников

Заключение

Список литературы:



Введение


Трудовая деятельность всегда сопровождается интенсивными в большей или меньшей степени психофизиологическими процессами, использованием и растрачиванием энергетических, гормональных, мышечных, психических, интеллектуальных и др. ресурсов человека, что проявляется в изменении работоспособности. Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма. В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемостн могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Умственная работоспособность - объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.

Цель представленной работы - выявить взаимосвязь психофизиологических особенностей персонала и умственной (взаимосвязь выявлять не нужно, она уже выявлена задолго до Вас) выявить факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала, занятого интеллектуальным трудом на исследуемом предприятии.

Для достижения цели выделим ряд задач:

Рассмотреть изучить сущность психофизиологические основы понятия работоспособности человека,

изучить взаимосвязь работоспособности и производительности труда,

рассмотреть исследовать влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда,

провести характеристику (так не говорят: проводят анализ, а характеристику дают) изучаемой компании и качественный и количественный анализ кадрового состава проанализировать психофизиологические факторы, влияющие на работоспособность и производительность труда персонала компании ООО "КРОНИКС ПЛЮС",

предложить оптимизацию условий труда на предприятии и мероприятия по совершенствованию условий труда и повышению работоспособности коллектива.

Объект исследования - персонал компании Интернет-провайдер ООО "КРОНИКС ПЛЮС".

Предмет - взаимосвязь психофизиологических особенностей психофизиологические факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала предприятия и умственной работоспособности.

Методы исследования применялись следующие:

1) анализ документов продуктов деятельности,

2) социологический опрос;

В работе также использовалась методика: самооценка.

Информационная база исследования - внутриорганизационная документация компании ООО "КРОНИКС ПЛЮС", научная литература и периодическая печать.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала


1.1 Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения


Работоспособность - это способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью. Нулевая работоспособность - это отсутствие возможности действовать, и, соответственно, отсутствие эффекта[1].

В контексте нашего исследования мы уделим внимание умственной работоспособности человека, так как во второй части дипломного проекта речь пойдет о специалистах, занятый именно в сфере умственного труда. Современная научно-техническая революция внесла коренные изменения не только в технологию производства, но и в характер выполняемых трудовых процессов. Тот факт, что уже во многих случаях преобладающей формой труда становится труд умственный, в конечном итоге приводит и к повышению производительности труда, и к значительному увеличению нагрузки на психику человека, т.е. на функции высших отделов головного мозга. Возникающее умственное утомление может способствовать ухудшению функционального состояния организма, падению внимания, нарушению точности движений, снижению работоспособности. Все это свидетельствует о развитии в коре головного мозга тормозного процесса, снижении общей возбудимости центральной нервной системы и снижении подвижности нервных процессов. Развитие тормозного процесса в коре головного мозга при утомлении - биологически целесообразная, охранительная реакция, необходимая для предотвращения развития истощения корковых клеток и организма в целом.

Вот почему вопрос об оздоровлении нервно-психической сферы человека, особенно в условиях интенсивного развития техники и связанного с этим большого умственного напряжения, приобретает не только теоретическое, но и важное научно-практическое значение.

Повышение суммарных энергетических затрат человека при умственной деятельности, как правило, определяется характером работы и степенью нервно-психического напряжения. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500-3000 ккал. При чтении вслух расход энергии увеличивается на48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94. а у операторов вычислительных машин - на 60-180%[2].

Нерационально организованная напряженная умственная работа может способствовать развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Современная концепция о патогенезе гипертонической болезни указывает на развитие особого невротического состояния под влиянием факторов, вызывающих перенапряжение корковых процессов, сопровождающееся нарушением регуляции сосудистого тонуса вследствие стойкого возбуждения вегетативных прессорных центров.

Особенно существенные нарушения различных функций организма возникают при умственной работе ночью. Исследования показали, что ночная работа, независимо то того, происходит ли перестройка суточного ритма или она отсутствует, выполняется с большим нервно-психическим напряжением.

По данным К.К. Платонова (1960), при переутомлении, возникающем как следствие нервно-психического напряжения, нарушение сна наблюдается в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40, повышенная раздражительность - в 32, понижение аппетита  - в 27 и головные боли - в 26% случаев. Благодаря волевому усилию человек при умственном утомлении способен на какое-то время мобилизовать резервные силы организма и поддержать достаточную работоспособность. Однако подобное волевое усилие требует добавочной затраты нервной энергии. При тяжелых формах переутомления появляется необходимость в проведении комплекса интенсивных лечебных и санаторно-курортных оздоровительных мероприятий.

В эпоху научно-технической революции перед врачами и физиологами труда стоит весьма актуальная задача - изыскать пути сохранения в течение длительного времени высокой производительности умственного труда без снижения ее эффективности и при сохранении нормального состояния функциональных систем организма. Большое внимание вопросам сохранения высокой умственной работоспособности на длительное время уделял замечательный русский физиолог К.Е. Введенский. Постоянно подчеркивая, что многие люди работают малопроизводительно и быстро устают только потому, что не умеют организовать свою творческую деятельность, он писал, что "при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают!"

Еще в 1911 г. он определил шесть условий высокой продуктивности умственного труда.

1. Во всякий труд следует входить постепенно. Соблюдение этого условия позволяет без "надрыва" включиться адаптивным регуляторным реакциям организма и тем самым обеспечить оптимальный уровень работоспособности. Резкий переход от напряженной умственной деятельности к полной бездеятельности также пагубен для здоровья, как и резкий переход от бездеятельности сразу к напряженной творческой работе.

2. Для высокой умственной работоспособности необходимы мерность и ритм работы. Иными словами, для каждого человека требуется определенный, оптимальный для него ритм деятельности, оптимальное количество информации. Недостаток поступающей информации также опасен, как и ее избыток. Наиболее эффективный путь преодоления длительного перенапряжения и сохранения высокой умственной работоспособности состоит в выборе и соблюдении не только рационального ритма и режима труда, но и различных основных жизненных отправлений.

3. Условием высокой работоспособности является привычная последовательность и систематичность работы. Об этом же очень ярко и страстно говорил великий русский физиолог И.П. Павлов, обращаясь с письмом к молодежи. "Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке. Прежде всего - последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.