Важное место в этом процессе отводится также становлению единого
экономического пространства между бывшими союзными республиками , в том
числе странами СНГ .
Приватизация означает преобразование государственной собственности в
собственность граждан или юридических лиц. В нашей стране основным
документом , определяющим практические вопросы приватизации является
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24
декабря 1993г. N 2284 ).
В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой
нормативной базы для проведения сделок с ценными бумагами , поэтому стало
возможным возникновение финансовых пирамид , а затем и крах таких
финансовых компаний как МММ , Русский Дом Селенга и других , в результате
которых были обмануты миллионы вкладчиков и подорвано доверие к фондовому
рынку со стороны населения . Как мы уже видели , такая ситуация уже
складывалась на рынке ценных бумаг еще в середине XXI века . Тогда прошло
немало времени для того , чтобы вкладчики вновь поверили в ценные бумаги ,
поэтому можно ожидать , что пока в нашей стране не сформируется стабильная
нормативная база на рынке ценных бумаг , бурного развития фондового рынка
не произойдет , а без этого невозможно привлечение инвестиций для развития
производства и следовательно невозможна стабилизация экономики страны [23].
С принятием Положения о Федеральной комиссии по ценным бумагам и
фондовому рынку , Федерального закона от 22.04.96г. N 39 “О рынке ценных
бумаг” и введением с 1.01.95 года запрета на работу без лицензии на рынке
ценных бумаг формирующийся фондовый рынок должен приобрести более
цивилизованные черты , что позволит инвесторам избежать финансовых потерь
от поведения недобросовестных эмитентов , и в конечном итоге
стабилизировать экономическую ситуацию в стране .
Сформирована и уже успешно функционирует инфраструктура фондового
рынка , как в целом по России , так и в Кировской области [15].
Сегодня в нашем регионе действуют 765 акционерных обществ , 4
инвестиционных фонда , 3 специализированных регистратора , 5
инвестиционных компаний , 11 банков , 12 финансовых консультантов и
финансовых брокеров. 384 специалиста имеют квалификационные аттестаты.
Однако большинство данных профессиональных участников фондового
рынка были созданы в период начальной приватизации государственных
предприятий и их деятельность на рынке ценных бумаг в период с 1992 по
1996 годы сводилась в основном к купле-продаже ЦБ, то есть фактически
просто к перераспределению собственности.
Поэтому для решения таких острых проблем , существующих в настоящее
время в России , как : нехватка инвестиционных ресурсов и оборотных
средств в промышленности , многомесячная задолженность бюджетов по
заработной плате и пенсиям , резко возрастающие взаимные неплатежи ,
неплатежи в бюджет и др. , необходимо в настоящее время разработать
стратегические и тактические шаги по приоритетным направлениям развития
рынка ценных бумаг.
Для решения этой задачи комиссия по ЦБ и фондовому рынку при
администрации Кировской области разработала Концепцию формирования и
развития рынка ценных бумаг в Кировской области на период с 1997 по 2000
годы.
В настоящее время в России остро встала проблема низкой
инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности.
Это произошло по нескольким причинам. Во-первых это связано с общим
неудовлетворительным состоянием российской экономики и с низкими
инвестиционными способностями частного сектора. Во -вторых проблема
низкой инвестиционной активности усугубляется острым кризисом
неплатежей. В-третьих на состояние инвестиционной деятельности большое
влияние оказывает завышенная относительно инфляции цена кредитных
ресурсов , делающая их недоступными реальному сектору (хотя в 1996
году произошло снижение ставки процента со 180 до 80%).
Пока потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать средства в
существенно более доходные и надежные финансовые активы , в том числе - в
государственные ценные бумаги. Сохраняющаяся на протяжении длительного
времени высокая доходность государственных долговых инструментов привела к
значительному разрыву прибыльности инвестирования в реальном и финансовом
секторах рынка. Это напрямую способствует оттоку капитала их
производства. В 1996 году конкурентные преимущества рынка госдолга еще
более усилились - компенсация недобора налогов в бюджет вызвала
необходимость значительного по сравнению с прошлым годом увеличения
масштабов заимствования на внутреннем рынке и роста доходности
государственных ценных бумаг , что еще более обострило проблему дефицита
средств для инвестирования [9].
Принято рассматривать инвестиционный рынок как совокупность
следующих элементов :
рынок инвестиционных проектов;
рынок строительных материально-технических ресурсов;
рынок трудовых ресурсов в строительстве;
фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
рынок финансово-кредитных инвестиционных ресурсов.
Значительный потенциал финансовых ресурсов для инвестирования
формируется на рынке ценных бумаг и прежде всего в секторе корпоративных
ценных бумаг. Масштабы привлечения инвестиций через механизм рынка ценных
бумаг во многом определяется вовлечением в фондовый оборот продаваемых на
аукционах и инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций , в том числе
государственных ,участием в фондовых операциях как крупных
институциональных инвесторов , так и значительных масс населения через
систему инвестиционных фондов , инвестиционных и страховых компаний .
Существенные положительные сдвиги произошли в развитии
законодательной базы рынка ценных бумаг. Приняты законы от 26 декабря
1996 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля 1996 года N39-
ФЗ "О рынке ценных бумаг" , соответствующие разделы включены в
Гражданский кодекс Российской Федерации , а также в проект Налогового
кодекса ( в части дивидендов и процентов ).
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июля
1996г. N1008 Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
.
Вместе с тем , несмотря на позитивные сдвиги в развитии рынка
ценных бумаг , значительные эмиссии акций промышленных предприятий по
отдельным акционерным обществам , вторичная их эмиссия и объемы
капитальных вложений , финансируемых за счет нее , пока в целом
недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные
ценные бумаги обусловлено сохраняющейся до недавнего времени высокой
стоимостью государственных заимствований (ГКО,ОФЗ) при низком уровне
доходности и ликвидности акций. В результате , несмотря на значительный
рост предложений и выход на рынок акций ряда наиболее интересных
российских предприятий , приток денежных средств на российский фондовый
рынок резко сократился .
Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам не удалось привлечь и
временно свободные средства населения , к моменту проведения
специализированных денежных аукционов у населения появился
альтернативный инструмент для их вложения - облигации государственного
сберегательного займа [9].
Работа рынка ценных бумаг в США
В настоящее время в развитых западных странах различают две модели
фондовых рынков : американскую и европейскую .
Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель
, к созданию которой стремится большинство стран , еще только формирующих
свои фондовые рынки . Американская модель отличается от европейской прежде
всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынком ценных
бумаг [20].
Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США
относится к периоду “Великой депрессии” 1929-1933 гг. , и вот уже больше 60
лет является предметом пристального внимания правительственной
администрации .
Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой
шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 годами и
систематически дополнявшихся в последующие годы . Это закон о ценных
бумагах (1933г.) ; Закон о ценных бумагах и биржах (1934г.) ; Закон о
холдинговых компаниях по коммунальному обслуживанию (1935г.) ; Закон о
контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1939г.) ; Закон
об инвестиционных компаниях (1940г.) ; Закон о предоставлении консультаций
по инвестированию (1940г.) .В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов , в
том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг .
Основная цель Акта о ценных бумагах 1933 года состояла в обеспечении
всех участников фондового рынка полной и достоверной информацией
позволяющей обоснованно принимать инвестиционные решения. Для этого
требовалось , чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила
государственную регистрацию. Первоначально регистрация поручалась
Федеральной комиссии по торговле , а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам
и биржам . Закон об обязательной регистрации действует и в настоящее время
В США существует типовая форма регистрационного документа .В нем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15