бумаги от своего имени и за свой счет ;
Инвестиционные институты - в качестве посредника (финансового
брокера) , инвестиционного консультанта и инвестиционного фонда
(рис.2).
Они вправе осуществлять следующие виды деятельности :
брокерскую деятельность - совершение гражданско-правовых сделок с
ценными бумагами на основании договоров комиссии и/или поручения;
дилерскую деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг
от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цены их покупки
и продажи с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по
объявленным ценам ;
депозитарную деятельность - деятельность по хранению ценных бумаг
и/или учету прав на ценные бумаги ;
деятельность по хранению и ведению реестра акционеров в порядке,
установленном законодательством РФ ;
расчетно-клиринговую деятельность по ценным бумагам - деятельность по
определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг
участникам операций с этими бумагами ;
расчетно-клиринговую деятельность по денежным средствам -
деятельность по определению взаимных обязательств и/или по поставке
(переводу) денежных средств в связи с операциями по ценным бумагам ;
деятельность по организации торговли ценными бумагами между
профессиональными участниками фондового рынка , включая деятельность
фондовых бирж .
Участники рынка ценных бумаг обязаны ориентироваться в многообразии
финансовых сделок и правильно отражать их в бухгалтерском учете .
Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка прежде всего
специфическим характером своего товара [5]. Ценная бумага - товар особого
рода. Это одновременно и титул собственности и долговое обязательство, это
право на получение дохода и обязательство этот доход выплачивать. Ценные
бумаги являются проявлением фиктивного капитала -бумажного двойника
реального капитала.
Инвестиционные институты
финансовый инвестиционный инвестиционная
инвестиционный
брокер консультант компания
фонд
|Хозяйст|Гражда-|Гражда-|Холдинг|Финансо|Финансо|Открыты|Закрыты|Чековый|
|ву-ющий|нин |нин |о-вая |-вая |-вая |й фонд |й фонд |фонд |
|субъект| | |компа-н|группа |компа-н| | | |
| | | |ия | |ия | | | |
Рис.2. Инвестиционные институты
Цена фиктивного капитала определяется двумя обстоятельствами:
соотношением спроса и предложения на капитал , величиной
капитализированного дохода по ценным бумагам. Она прямо пропорциональна
превышению спроса на капитал над его предложением и величине дохода от
ценной бумаги и обратно пропорциональна превышению предложения капитала над
его спросом и уровню нормы банковского процента в стране. Поэтому цена
фиктивного капитала - это стоимостная рыночная категория, неизбежно
подверженная частым колебаниям.
Рынок ценных бумаг - регулятор многих стихийно протекающих в рыночной
экономике процессов [9]. Это относится прежде всего к процессу
инвестирования капитала. Последний предполагает, что миграция капитала
осуществляется в виде прилива его к местам необходимого приложения и оттока
капитала из тех отраслей производства, где имеет его излишек. Механизм
этого движения известен, растет спрос на какие-нибудь товары (услуги),
соответственно растут их цены, растут прибыли от их производства, и в эти
отрасли переходят свободные капиталы, покидая те отрасли производства, на
продукцию которых спрос сокращается и которые становятся экономически менее
эффективными. Ценные бумаги являются средством, обеспечивающим работу этого
механизма , а фондовые биржи являются “ сердцем “ этого механизма , то есть
на бирже основные массы временно свободного капитала , где бы он не
находился, через куплю-продажу “перебрасываются" в необходимом направлении.
В результате возникает оптимальная структура общественного производства (
не только по размещения капитала, но и по его размерам в отдельных отраслях
и производствах) и создается бездефицитная экономика : общественное
производство в основном соответствует общественному спросу. Потребности
предприятий в дополнительном капитале могут быть связаны с различными
обстоятельствами. Главные из них - создание новых и модернизация старых
основных фондов, пополнение оборотных средств. Все эти потребности напрямую
связаны с коньюктурой рынка, изменения которой происходят в определенных
временных рамках. Поэтому необходимые средства предприятия должны
получать в течении определенного срока, т.е. пока существует благоприятная
для их функционирования рыночная коньюктура. В России это сделать трудно -
банковский кредит дорог, ограничен и носит короткий характер ( 1- 3 месяца
) , а рынок ценных бумаг ( основной источник привлечения капитала в ряде
развитых стран ) развит недостаточно.
Основная проблема предприятия или фирмы в любой стране - где и как
найти деньги на свое существование и развитие. Источников финансирования
всего два. Это внутренние источники - амортизация и прибыль и внешние -
финансовые средства, которые предприятие может заимствовать на рынке в виде
банковского кредита или эмиссии акций и облигаций.
Опора на собственные силы, т.е. прибыль и амортизационные отчисления,
конечно, хороша, но как быть, если технологический цикл изделия несколько
лет. К тому же сейчас в России неплатежи и темпы инфляции полностью
закрывают для предприятия этот источник развития. Кредитование
инвестиционных программ при существующих ставках коммерческого кредита
губит любой проект буквально в зародыше. Не спасают положение, ни
лизинговые ( в виду отсутствия определенного опыта и недостаточности
нормативной базы ) , ни вексельные кредиты , носящие краткосрочный характер
( от 1 до 6 месяца ) , хотя они и более привлекательны для клиентов банков.
Структура рынка фондового рынка
Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:
* субъекты рынка;
* собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);
* органы государственного регулирования и надзора (Комиссия по
ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);
* саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных
участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные
регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);
* инфраструктура рынка:
а) правовая,
б) информационная (финансовая пресса, системы фондовых
показателей и т.д.),
в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (для
государственных и частных бумаг часто существуют раздельные депозитарно-
клиринговые системы),
д) регистрационная сеть.
Субъектами рынка ценных бумаг являются:
1) эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов,
юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг
необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени
предусмотренные в ценных бумагах обязательства;
2) инвесторы (или их представители, не являющиеся
профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или
юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное
хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления
удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население,
промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные
фонды, страховые компании и др.);
3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические
лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной
профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды
деятельности).
Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от банковского или
небанковского характера финансовых посредников:
I. Небанковская модель (США) - в качестве посредников выступают
небанковские компании по ценным бумагам.
2. Банковская модель (Германия) - посредниками выступают банки.
3. Смешанная модель (Япония) - посредниками являются как банки, так
и небанковские компании.
Виды фондовых рынков
Любой фондовый рынок делится на первичный и вторичный. Первичный
рынок объединяет фазу конструирования нового выпуска ценных бумаг и их
первичное размещение.
Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее
эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь вторичный
фондовый рынок подразделяется на организованный и неорганизованный
рынки.
Кроме того, фондовые рынки можно классифицировать по другим
критериям: по территориальному принципу (международные, национальные и
региональные рынки), по видам ценных бумаг (рынок акций и т.п.), по
видам сделок (кассовый рынок,форвардный рынок и т.д.), по эмитентам (рынок
ценных бумаг предприятий,рынок государственных ценных бумаг и т.п.), по
срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг),
по отраслевому и другим критериям.
Особенности первичного рынка
Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как
отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15