Рефераты. Рынок ценных бумаг в РФ и в Кирове в частности






выпущенные под долги предприятиям занимавшимся внешнеэкономической

деятельностью, расчетные счета которых были заморожены правительством во

Внешэкономбанке.

В настоящее время на финансовом рынке обращаются облигации 2,3,4,5,6

и 7 - го траншей (серии) В каждой серии существуют облигации номиналом 1,10

и 100 тысяч долларов США. Министерство Финансов ежегодно 14 мая выплачивает

купонный процент в размере 3 процентов годовых от номинала облигаций в

валюте. 14 мая 1996 года будут погашены облигации 2-го транша, облигации 3-

го транша погашаются 14 мая 1999 года, 4-го транша - 14 мая 2003 года, 5-го

транша - 14 мая 2008 года. При погашении облигаций Минфин полностью

выплачивает сумму указанную как номинал облигации. Облигации ВВЗ привлекают

инвесторов своей высокой валютной доходностью как по выплатам купонных

процентов, так и доходностью к погашению. Причем при приближении сроков

погашения наблюдается ускоренный рост цен на облигации, что дает

дополнительную возможность получения доходов для инвестора.

Инвестирование в облигации ВВЗ связано с дополнительными

преимуществами для покупателей этих ценных бумаг. Владельцу облигаций

предоставляются налоговые льготы: купонные выплаты по облигациям, а также

суммы, получаемые от погашения самих облигаций, не облагаются налогами,

облигации носят предъявительский характер и обращаются в физическом виде,

предоставляют возможность продавать и покупать облигации как за валюту ,так

и за рубли, что позволяет без уплаты комиссии переводить рубли в доллары и

наоборот, возможна передача облигаций в доверительное управление банку или

компании, работающему с данным инструментом на рынке, что позволит

заработать дополнительную прибыль на ОВВЗ. Средняя доходность таких

операций составляет 20-30 процентов в валюте. что значительно выше

депозитных ставок по валюте в банках.

Облигации государственного сберегательного займа

Невысокие темпы инфляции сформировали объективные причины

постоянного снижения доходности по ГКО и ОФЗ. Минфин столкнувшись с

необходимостью оптимизации структуры внутреннего долга, был вынужден

искать источники “длинных денег”. Так появился новый вид государственных

обязательств - годовые облигации сберегательного займа (ОГСЗ). В отличие

от ГКО и ОФЗ операции с ОГСЗ предназначались для привлечения свободных

средств населения. Для повышения привлекательности ОГСЗ Минфин и ЦБ РФ в

публичных выступлениях делали упор на высокую доходность этих бумаг, с

доступностью частному инвестору номиналом 100 и 500 тысяч рублей. Данные

облигации выпускаются на год, с ежеквартальным погашением процентов.

Размер купонного процента облигаций должен соответствовать последней

объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа и он

объявляется на следующий квартал за семь дней до ближайшей выплаты

купонного процента. Средняя доходность по операциям с ОГСЗ в течении двух-

трех месяцев складывается на уровне 40-70 процентов годовых, что вкупе с

определенными налоговыми льготами делает их значительно привлекательнее

для юридических лиц оперирующих незначительными денежными суммами.

Высокая ликвидность данных бумаг, возможность купить-продать во всех

отделениях Сбербанка и ряда других банков-агентов, делают вложения

предприятий в ОГСЗ значительно интересней и выгодней вложений в банковские

депозиты.

Денежные суррогаты

В последнее время самым тяжелым бременем на плечи практически

всех предприятий легла проблема неплатежей . В связи с недостаточностью

наличных денег в экономике все большее количество расчетов переходит в

сферу неденежной экономики , оборот которой обслуживают взаимные неплатежи

, бартер и пестрое семейство денежных суррогатов . И хотя суррогаты

разрушают бюджет , навлекают гнев МВФ , они все же дают надежду на

выживание предприятиям , задыхающимся от безденежья .

Первым детищем Минфина составившим неплохую конкуренцию деньгам

, были казначейские обязательства (КО) , выпуск которых начался с 1995 г.

и позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ.

предусмотренных в федеральном бюджете. Суммарная эмиссия казначейских

обязательств ( с сентября 1994 по декабрь 1995 года ) составила 29.1

трлн.рублей. Казначейские обязательства выпускаются Министерством Финансов

РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №

906 от 9 августа 1994 года.

КО являлись ценными бумагами с фиксированным доходом в 40% годовых

, эмитировались они в виде электронных записей на счетах депо в

уполномоченных банках-депозитариях .Их можно было хранить до погашения (

при этом доходность стабильно превышала ставки ГКО на 10-30% ) ,

рассчитываться по номиналу обязательств со своими поставщиками, а также

безусловно погашать ими федеральные налоги по ставке номинал плюс

накопленный процентный доход .

Под давлением МВФ , который счел КО денежным суррогатом , ведущим

к скрытой инфляции , с января 1996 года Минфин прекратил выпуск

казначейских обязательств.

По итогам 1995 года Казначейские обязательства стали вторыми по

объему и популярности после ГКО ценными бумагами обращающимися на

российском фондовом рынке.

КО были признаны “нерыночным” не потому что их доходность

низка, а потому, что они выпускались государством, принимались в оплату

налогов и фактически являлись “альтернативными” деньгами, выпускавшимися

Минфином в обход Центрального банка. Но с другой стороны уже отлаженный

механизм функционирования КО, а также кризис неплатежей в стране,

заставляют Минфин искать сходные инструменты развязывания неплатежей между

бюджетом и предприятиями.

В 1996 году эстафета щадящего казну способа финансирования

перешла к казначейским налоговым освобождениям (КНО) . Согласно нормативным

документам , КНО не являлись ценными бумагами , что автоматически вело к

формальному запрету на куплю-продажу и залог КНО. Сфера их использования

ограничивалась погашением налоговой задолженности в федеральный бюджет или

передачей кредиторам получателя КНО , причем только таким , которые имели

задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок , который указан

в конкретном приказе Минфина о выделении КНО .

Однако был найден вполне законный способ продажи КНО любому

должнику бюджета посредством заключения фиктивного договора поставки с

предоплатой в виде КНО , дальнейшим его расторжением и возвратом средств.

Первые сделки по КНО прошли в конце февраля - начале марта 1996 года.

Обращения данных бумах регламентируется исключительно

приказами Министерства Финансов и подведомственными актами министерств.

Данные бумаги позволяли производить взаимозачет по долгам ряда

министерств (Министерство обороны) предприятиям и долгам этих предприятий

федеральному бюджету.

КНО нельзя признать полноценным финансовым инструментом прежде

всего потому , что их нельзя было погасить деньгами . Это автоматически

сужало сферу использования КНО : в отличие от КО банкам и финансовым

компаниям как доходный инструмент они не нужны. Из- за неразберихи в

оформлении вопрос получения КНО постепенно свелся к открытой борьбе за

интересы тех или иных министерств или крупных предприятий в Минфине . КНО

стали ходить в узком кругу российских монополистов и под давлением МВФ в

июле 1996 года постановлением правительства выдача КНО была прекращена .

Тем временем нехватка госсредств привела с созданию Минфином в

сентябре 1996 года схемы так называемого денежного зачета (ДЗ).

1 Банк

4

Недоимщик 5

Получатель ДЗ

2 Бюджет

3

Рис.9.Схема денежного зачета (ДЗ)

1.Выдача целевого кредита

2.Погашение налоговой задолженности

3.Бюджетное финансирование

4.Возврат кредита

5.Зачет кредиторской задолженности получателя ДЗ перед недоимщиком

Схема ДЗ (ри.9.) в общих чертах выглядит так . Банк выдает

недоимщику (поставщику получателя ДЗ) целевой процентный кредит . Недоимщик

платит налоги в бюджет . Бюджет финансирует получателя ДЗ. Получатель ДЗ

возвращает кредит в банк , погашая тем самым свою задолженность перед

недоимщиком .

На практике получатель ДЗ не всегда имеет поставщиков ,

которые должны бюджету . С другой стороны , недоимщиков куда больше , чем

способен охватить Минфин в рамках целевой кредитной расшивки долгов . Таким

образом , существует необходимость превращения ДЗ в реально торгуемый

инструмент . Формально такую возможность переуступки прав по ДЗ дает

стандартный договор цессии между покупателем и продавцом с регистрацией в

уполномоченном банке . К сожалению , при этом возникают проблемы ,

связанные с налогообложением дисконта для получателя ДЗ (он составляет

около 35%),

а также проблемы связанные с предоставлением гарантий , так как получатель

ДЗ хочет застраховаться от риска неплатежа после оформления ДЗ , а

покупатель ДЗ не желает платить вперед . Стандартный выход из этой ситуации

- заключение трехстороннего договора с банком-гарантом.

Несмотря на все препятствия , рынок ДЗ достаточно быстро

развивается , так как ДЗ может использоваться не только для погашения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.