выпущенные под долги предприятиям занимавшимся внешнеэкономической
деятельностью, расчетные счета которых были заморожены правительством во
Внешэкономбанке.
В настоящее время на финансовом рынке обращаются облигации 2,3,4,5,6
и 7 - го траншей (серии) В каждой серии существуют облигации номиналом 1,10
и 100 тысяч долларов США. Министерство Финансов ежегодно 14 мая выплачивает
купонный процент в размере 3 процентов годовых от номинала облигаций в
валюте. 14 мая 1996 года будут погашены облигации 2-го транша, облигации 3-
го транша погашаются 14 мая 1999 года, 4-го транша - 14 мая 2003 года, 5-го
транша - 14 мая 2008 года. При погашении облигаций Минфин полностью
выплачивает сумму указанную как номинал облигации. Облигации ВВЗ привлекают
инвесторов своей высокой валютной доходностью как по выплатам купонных
процентов, так и доходностью к погашению. Причем при приближении сроков
погашения наблюдается ускоренный рост цен на облигации, что дает
дополнительную возможность получения доходов для инвестора.
Инвестирование в облигации ВВЗ связано с дополнительными
преимуществами для покупателей этих ценных бумаг. Владельцу облигаций
предоставляются налоговые льготы: купонные выплаты по облигациям, а также
суммы, получаемые от погашения самих облигаций, не облагаются налогами,
облигации носят предъявительский характер и обращаются в физическом виде,
предоставляют возможность продавать и покупать облигации как за валюту ,так
и за рубли, что позволяет без уплаты комиссии переводить рубли в доллары и
наоборот, возможна передача облигаций в доверительное управление банку или
компании, работающему с данным инструментом на рынке, что позволит
заработать дополнительную прибыль на ОВВЗ. Средняя доходность таких
операций составляет 20-30 процентов в валюте. что значительно выше
депозитных ставок по валюте в банках.
Облигации государственного сберегательного займа
Невысокие темпы инфляции сформировали объективные причины
постоянного снижения доходности по ГКО и ОФЗ. Минфин столкнувшись с
необходимостью оптимизации структуры внутреннего долга, был вынужден
искать источники “длинных денег”. Так появился новый вид государственных
обязательств - годовые облигации сберегательного займа (ОГСЗ). В отличие
от ГКО и ОФЗ операции с ОГСЗ предназначались для привлечения свободных
средств населения. Для повышения привлекательности ОГСЗ Минфин и ЦБ РФ в
публичных выступлениях делали упор на высокую доходность этих бумаг, с
доступностью частному инвестору номиналом 100 и 500 тысяч рублей. Данные
облигации выпускаются на год, с ежеквартальным погашением процентов.
Размер купонного процента облигаций должен соответствовать последней
объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа и он
объявляется на следующий квартал за семь дней до ближайшей выплаты
купонного процента. Средняя доходность по операциям с ОГСЗ в течении двух-
трех месяцев складывается на уровне 40-70 процентов годовых, что вкупе с
определенными налоговыми льготами делает их значительно привлекательнее
для юридических лиц оперирующих незначительными денежными суммами.
Высокая ликвидность данных бумаг, возможность купить-продать во всех
отделениях Сбербанка и ряда других банков-агентов, делают вложения
предприятий в ОГСЗ значительно интересней и выгодней вложений в банковские
депозиты.
Денежные суррогаты
В последнее время самым тяжелым бременем на плечи практически
всех предприятий легла проблема неплатежей . В связи с недостаточностью
наличных денег в экономике все большее количество расчетов переходит в
сферу неденежной экономики , оборот которой обслуживают взаимные неплатежи
, бартер и пестрое семейство денежных суррогатов . И хотя суррогаты
разрушают бюджет , навлекают гнев МВФ , они все же дают надежду на
выживание предприятиям , задыхающимся от безденежья .
Первым детищем Минфина составившим неплохую конкуренцию деньгам
, были казначейские обязательства (КО) , выпуск которых начался с 1995 г.
и позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ.
предусмотренных в федеральном бюджете. Суммарная эмиссия казначейских
обязательств ( с сентября 1994 по декабрь 1995 года ) составила 29.1
трлн.рублей. Казначейские обязательства выпускаются Министерством Финансов
РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №
906 от 9 августа 1994 года.
КО являлись ценными бумагами с фиксированным доходом в 40% годовых
, эмитировались они в виде электронных записей на счетах депо в
уполномоченных банках-депозитариях .Их можно было хранить до погашения (
при этом доходность стабильно превышала ставки ГКО на 10-30% ) ,
рассчитываться по номиналу обязательств со своими поставщиками, а также
безусловно погашать ими федеральные налоги по ставке номинал плюс
накопленный процентный доход .
Под давлением МВФ , который счел КО денежным суррогатом , ведущим
к скрытой инфляции , с января 1996 года Минфин прекратил выпуск
казначейских обязательств.
По итогам 1995 года Казначейские обязательства стали вторыми по
объему и популярности после ГКО ценными бумагами обращающимися на
российском фондовом рынке.
КО были признаны “нерыночным” не потому что их доходность
низка, а потому, что они выпускались государством, принимались в оплату
налогов и фактически являлись “альтернативными” деньгами, выпускавшимися
Минфином в обход Центрального банка. Но с другой стороны уже отлаженный
механизм функционирования КО, а также кризис неплатежей в стране,
заставляют Минфин искать сходные инструменты развязывания неплатежей между
бюджетом и предприятиями.
В 1996 году эстафета щадящего казну способа финансирования
перешла к казначейским налоговым освобождениям (КНО) . Согласно нормативным
документам , КНО не являлись ценными бумагами , что автоматически вело к
формальному запрету на куплю-продажу и залог КНО. Сфера их использования
ограничивалась погашением налоговой задолженности в федеральный бюджет или
передачей кредиторам получателя КНО , причем только таким , которые имели
задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок , который указан
в конкретном приказе Минфина о выделении КНО .
Однако был найден вполне законный способ продажи КНО любому
должнику бюджета посредством заключения фиктивного договора поставки с
предоплатой в виде КНО , дальнейшим его расторжением и возвратом средств.
Первые сделки по КНО прошли в конце февраля - начале марта 1996 года.
Обращения данных бумах регламентируется исключительно
приказами Министерства Финансов и подведомственными актами министерств.
Данные бумаги позволяли производить взаимозачет по долгам ряда
министерств (Министерство обороны) предприятиям и долгам этих предприятий
федеральному бюджету.
КНО нельзя признать полноценным финансовым инструментом прежде
всего потому , что их нельзя было погасить деньгами . Это автоматически
сужало сферу использования КНО : в отличие от КО банкам и финансовым
компаниям как доходный инструмент они не нужны. Из- за неразберихи в
оформлении вопрос получения КНО постепенно свелся к открытой борьбе за
интересы тех или иных министерств или крупных предприятий в Минфине . КНО
стали ходить в узком кругу российских монополистов и под давлением МВФ в
июле 1996 года постановлением правительства выдача КНО была прекращена .
Тем временем нехватка госсредств привела с созданию Минфином в
сентябре 1996 года схемы так называемого денежного зачета (ДЗ).
1 Банк
4
Недоимщик 5
Получатель ДЗ
2 Бюджет
3
Рис.9.Схема денежного зачета (ДЗ)
1.Выдача целевого кредита
2.Погашение налоговой задолженности
3.Бюджетное финансирование
4.Возврат кредита
5.Зачет кредиторской задолженности получателя ДЗ перед недоимщиком
Схема ДЗ (ри.9.) в общих чертах выглядит так . Банк выдает
недоимщику (поставщику получателя ДЗ) целевой процентный кредит . Недоимщик
платит налоги в бюджет . Бюджет финансирует получателя ДЗ. Получатель ДЗ
возвращает кредит в банк , погашая тем самым свою задолженность перед
недоимщиком .
На практике получатель ДЗ не всегда имеет поставщиков ,
которые должны бюджету . С другой стороны , недоимщиков куда больше , чем
способен охватить Минфин в рамках целевой кредитной расшивки долгов . Таким
образом , существует необходимость превращения ДЗ в реально торгуемый
инструмент . Формально такую возможность переуступки прав по ДЗ дает
стандартный договор цессии между покупателем и продавцом с регистрацией в
уполномоченном банке . К сожалению , при этом возникают проблемы ,
связанные с налогообложением дисконта для получателя ДЗ (он составляет
около 35%),
а также проблемы связанные с предоставлением гарантий , так как получатель
ДЗ хочет застраховаться от риска неплатежа после оформления ДЗ , а
покупатель ДЗ не желает платить вперед . Стандартный выход из этой ситуации
- заключение трехстороннего договора с банком-гарантом.
Несмотря на все препятствия , рынок ДЗ достаточно быстро
развивается , так как ДЗ может использоваться не только для погашения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15