Рефераты. Вопросы и ответы к экзамену по философии






природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи

вовлеченной в процесс общего производства. Вне нее наша жизнь невозможна.

С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу,

и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу

обуславливается развитием материального производства, науки и техники,

общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок

географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от

девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее

свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное

общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества.

Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран

и районов. Так, в условиях тундры население занимается оленеводством, а в

субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на

общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы

общества, тем больше его зависимость от географической среды.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического

равновесия системы “общество-природа”.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода,

тем выше ответственность”.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от

человека иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического

сознания. Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать

себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное

условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное

сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех

людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе

потребления решение экологических проблем невозможно...

27. Формации и цивилизации

Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху

просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие

«культура». В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как

социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации

жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого

общества.

Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и

социально-экономического строя исходит из стремления покончить с

абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на

государство с позиций воздействия на него, прежде всего духовно-

нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от

формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства

экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и

существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать,

или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и

понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух

подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие

государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и

социально-экономического подхода.

Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия на

него: формационного и цивилизационного. Какая из них победит, сказать

заранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития в

государственной и других сферах общественной жизни.

Формационный подход - исследование состояния и развития общества,

закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения

качественных изменений в экономическом базисе общества, его

производственных отношениях и классовой структуре. С позиций формационной

теории, как она традиционно трактовалась в отечественной марскистско-

ленинской теории государства, тип государства определяется тем, какому

классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип

государства – это тесно взаимосвязанные его черты государства,

соответствующие определенной классовой структуре общества, которая

обусловлена экономическим базисом.

Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества,

закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения

качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной

культуре народа, его религии и нравах. В развитии цивилизации проходят

несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет

совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство

(древнеегипетская, китайская, западноевропейская, индская, эгейская и др.).

Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская,

восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами

государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее

государственностью, которая в настоящее время только складывается и для

которой характерно совместное существование традиционных и современных

социально-политических структур.

28. Общество и культура

Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация

которого представляет собой совокупность определенных, характерных для

данного строя многообразных связей, в основе которых, в конечном счете,

лежит человеческий труд.

Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира,

в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные

ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной

деятельности.

Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной

особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит

о единстве культуры, человека и его деятельности. Там, где есть человек,

его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно

лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не

противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в

материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, так как она

есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее культурой;

продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму. Все это

дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее на

материальную и духовную.

Определяя сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее

выражение культуры есть проявление степени развития самого человека.

Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой

меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как

общественного существа. ( Культура существует в постоянном взаимодействии

своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.

Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности и

общественные отношения (то есть стать членом общества), только овладев

определенными знаниями, методами, способами, нормами, средствами

соответствующих видов деятельности, то есть, овладев культурой этих видов

деятельности. Овладение культурой – это решающий способ социализации

личности, т. е. ее способности выполнять различные социальные функции в

процессе деятельности: чем разносторонне культура человека, чем она выше,

тем эффективнее он может включиться в общественные отношения. С учетом

этого культура часто определяется как мера социального в человеке, как мера

человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего

животного состояния к духовному.

29. Структура общественного сознания

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем,

главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде

всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба

за нее, политика и государство, совокупность различных институтов,

утонченная сфера духа.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,

которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в

рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом

плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора

общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная

преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на

все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы.

В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной

реальности), конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального

сознания.

Общество обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его

компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, политика, наука, право,

нравственность, искусство, семья, религия не существуют вне связи друг с

другом.

30. Основные направления зарубежной философии

Философия XXb. является продолжением развития философии XIXв. и прежде

всего ее завершающего этапа — немецкой классической философии. Философия

всегда была связана с социально-экономическими, культурными и научными

достижениями своего времени.

В связи с развитием теоретического естествознания в конце прошлого и

начале нынешнего века спекулятивные как материалистические (Спиноза,

Фейербах), так и идеалистические системы (Шеллинг, Фихте, Гегель)

обнаружили свою недостаточность и даже непригодность для объяснения

изменений в области науки и в развитии общества. В философских школах XXв.

противостояние идеализма и материализма не занимает того места, как в эпоху

Нового времени, метафизический материализм и идеалистическая диалектика не

имели большого влияния.

На новой научно-исторической основе сохранились доктрины материализма

(антропологический материализм, научный материализм) и некоторые системы

спекулятивного идеализма (неотомизм, неореализм и др.). В то же время

просматривается тенденция к диалогу и синтезу (но не к слиянию) ряда

современных направлений в области философии.

В XX столетии философия представлена, в частности, такими

противоположными направлениями, как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм

(от лат. scientia — наука) ориентирован больше на развитие естествознания и

является продолжением позитивизма XIXв. Образцом научности прежде всего

рассматривается современная физика. Однако ее новейшие открытия, приведшие

к созданию теории относительности и квантовой теории в ее новейшем

варианте, обусловили появление нового вида рациональности, исходящей из

учета противоречивой природы физических объектов. В силу этого

противоположность сциентизма и антисциентизма, который отнюдь не полагается

на ясность научного мышления, оказывается весьма относительной. Стирается

также резкое противоречие между рационализмом и эмпиризмом, рационализмом и

иррационализмом.

Философию XXв. отличает также многопредметность. Это выразилось в

многообразии ее школ и направлений и свидетельствует о многослойности

современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира, ранее

остававшиеся неизвестными, включаются в орбиту их научного и философского

осмысления.

Вопрос о классификации направлений и школ философии XX в. разработан

пока не очень подробно и глубоко. Можно предложить следующее разграничение

современной философии на три, иногда пересекающиеся группы школ:

• аналитически-позитивистские школы (Эта школа имеет и другие названия,

такие, как неопозитивизм, логический позитивизм, современный эмпиризм. Её

представители считают себя наследниками английского эмпиризма Локка, Юма,

Беркли.);

• экзистенциально-феноменологические (Экзистенциализм (от лат.

exsistentia — существование), или философия жизни, играла и продолжает

играть значительную роль в развитии философии XXв. Она характеризуется

антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с

человеком, смыслом его бытия в современном мире);

• религиозно-философские.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.