отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается
движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами
повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон
отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая
внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой
переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в
новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты
старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения
старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т.
е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.
Диалектическая позиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и
сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено
своим отрицанием, что все преходяще, была правильной. В философской
литературе высказывалась мысль, что закон отрицания отрицания не действует
в тех случаях, когда есть метафизическое отрицание или когда есть возврат к
исходному состоянию. Метафизическим отрицанием называют сторонники этой
точки зрения не определенную позицию, а отрицание типа: ячменное зерно
размолото, жук раздавлен. Всякое отрицание есть зачеркивание какой-то линии
развития. Из того, что зерно не проросло (засохло) или склевано птицей, или
размолото, не следует, что здесь нет развития. Ведь развитие есть развитие
в определенном отношении. Превращения зерна, которое не дало новых зерен,
не прекращаются. С ним происходят "приключения". Зерно засохло. Что
отрицается? Белковый состав? Нет. Только влажность. Но всякое сухое может
превратиться только в мокрое и наоборот (мокрое - сухое). Такие триады
можно проследить и в других случаях, учитывая, что отрицание есть всегда
отрицание чего-то в вещи. Таким образом, нет случая, в котором бы не
действовал закон отрицания отрицания.
20. Количество, качество, мера
Качество – это то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга.
Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая
характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему
свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. То или иное
качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а
другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.
Количество – это совокупность однородных элементов, образующих данное
качество. Количество характеристика по степени развития или интенсивности
присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Зерна образуют кучу,
студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или
конфедерацию и т.д.
Любое качество существует в определенных пределах - мере. Мера –
диалектическое единство качества и количества или такой интервал
количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная
определенность предмета. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и
выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до
100°С.
Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в
отношении к определенной вещи или классу предметов. На вопрос, поставленный
безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить
однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются
разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном
отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но
вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно
одинаковы. Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении
той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь
прежней. Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи.
Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от
старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть
одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные
изменения явлений до известного предела носят характер относительно
непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который,
изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть
тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных
условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие,
таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного,
скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как
осуществляется возникновение нового.
20. Сущность и явление.
Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного
мира и его познание человеком. Необходимо обратить внимание на то, что
термин "сущность" употребляется в разнообразных сочетаниях. Говорят о
сущности происходящего, о сущности класса предметов и т.д. Чтобы
разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит вещам,
проявляется в их взаимодействии друг с другом. Когда мы можем ответить на
вопрос "Что это?" (т.е. что за этим стоит), мы вскрываем сущность. Сущность
— это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех
многообразных и противоречивых форм его бытия. У единичного своя сущность.
Но всякое отдельное связано с общим, поэтому часто находится родовая
сущность. Поэтому в познании субъект может идти от более общей сущности к
менее общей или наоборот, т.е. от сущности одного порядка к сущности
другого порядка. Общие сущности проявляются так же, как и отдельные.
Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы
его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход
от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и
единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Сущность и явление — универсальные объективные характеристики
предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения
объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление
представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в
явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения,
тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно
совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс).
Значит, вопрос о связи сущности и явления - один из самых важных в
философии и в мировоззрении. Сущность есть прячущееся в явлении и
определяющее его.
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение
внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные
случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны,
изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех
изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также
изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и
сущности вещей...” (В.И. Ленин). Теоретическое познание сущности объекта
связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия
однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...”.
22. Взаимодействие противоположностей
Противоположности присущи вещам. Противоположны качества, стороны,
тенденции и т.д. Противоположности – это то в вещи (вещах), что по
отношении друг к другу выступает как иное.
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы
противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей охватывает
любые противоположности, а всеобщими отношениями их являются единство и
противоречие (борьба). Сущность этого закона состоит в том, что предметы и
явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из
взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и
различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния
незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон,
тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям,
которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую
внутренний источник развития данного явления. Будучи отраженным в системе
теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в
диалектический метод научного познания.
Противоположности находятся в отношении единства. Их единство в
одинаковости общего, родового признака. Северный полюс и южный одинаково
являются полюсами, черное и белое - цвета.
Противоположности находятся также в отношении противоречия, или борьбы.
Противоречие - это отношение, при котором одно исключает другое, одно
несовместимо с другим, одно осуществляется за счет вытеснения другого.
Противоположности исключают друг друга, между ними существует отношение
противоречия в одном и том же отношении. Вот поэтому два противоположных
высказывания в одном и том же отношении, никогда не могут оказаться оба
истинными. Но два противоположных высказывания в разных отношениях, если
они правильно отражают их, являются истинными.
Степень обострения противоречий бывает различной. Высшей степенью
является конфликт, который может возникать между странами, социальными
группами, членами коллектива или семьи и т.д. Разрешение противоречия ведет
к преобразованию противоположностей. Стороны, например, перестают быть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9