Рефераты. Вопросы и ответы к экзамену по философии






отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается

движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами

повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон

отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая

внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой

переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в

новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты

старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения

старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т.

е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.

Диалектическая позиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и

сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено

своим отрицанием, что все преходяще, была правильной. В философской

литературе высказывалась мысль, что закон отрицания отрицания не действует

в тех случаях, когда есть метафизическое отрицание или когда есть возврат к

исходному состоянию. Метафизическим отрицанием называют сторонники этой

точки зрения не определенную позицию, а отрицание типа: ячменное зерно

размолото, жук раздавлен. Всякое отрицание есть зачеркивание какой-то линии

развития. Из того, что зерно не проросло (засохло) или склевано птицей, или

размолото, не следует, что здесь нет развития. Ведь развитие есть развитие

в определенном отношении. Превращения зерна, которое не дало новых зерен,

не прекращаются. С ним происходят "приключения". Зерно засохло. Что

отрицается? Белковый состав? Нет. Только влажность. Но всякое сухое может

превратиться только в мокрое и наоборот (мокрое - сухое). Такие триады

можно проследить и в других случаях, учитывая, что отрицание есть всегда

отрицание чего-то в вещи. Таким образом, нет случая, в котором бы не

действовал закон отрицания отрицания.

20. Количество, качество, мера

Качество – это то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга.

Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему

свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. То или иное

качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а

другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.

Количество – это совокупность однородных элементов, образующих данное

качество. Количество характеристика по степени развития или интенсивности

присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Зерна образуют кучу,

студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или

конфедерацию и т.д.

Любое качество существует в определенных пределах - мере. Мера –

диалектическое единство качества и количества или такой интервал

количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная

определенность предмета. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и

выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до

100°С.

Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в

отношении к определенной вещи или классу предметов. На вопрос, поставленный

безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить

однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются

разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном

отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но

вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно

одинаковы. Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении

той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь

прежней. Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи.

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от

старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть

одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные

изменения явлений до известного предела носят характер относительно

непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который,

изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть

тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных

условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие,

таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного,

скачкообразного и эволюционного изменения явлений.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как

осуществляется возникновение нового.

20. Сущность и явление.

Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного

мира и его познание человеком. Необходимо обратить внимание на то, что

термин "сущность" употребляется в разнообразных сочетаниях. Говорят о

сущности происходящего, о сущности класса предметов и т.д. Чтобы

разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит вещам,

проявляется в их взаимодействии друг с другом. Когда мы можем ответить на

вопрос "Что это?" (т.е. что за этим стоит), мы вскрываем сущность. Сущность

— это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех

многообразных и противоречивых форм его бытия. У единичного своя сущность.

Но всякое отдельное связано с общим, поэтому часто находится родовая

сущность. Поэтому в познании субъект может идти от более общей сущности к

менее общей или наоборот, т.е. от сущности одного порядка к сущности

другого порядка. Общие сущности проявляются так же, как и отдельные.

Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы

его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход

от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и

единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление — универсальные объективные характеристики

предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения

объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление

представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в

явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения,

тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно

совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс).

Значит, вопрос о связи сущности и явления - один из самых важных в

философии и в мировоззрении. Сущность есть прячущееся в явлении и

определяющее его.

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение

внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные

случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны,

изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех

изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также

изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и

сущности вещей...” (В.И. Ленин). Теоретическое познание сущности объекта

связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия

однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...”.

22. Взаимодействие противоположностей

Противоположности присущи вещам. Противоположны качества, стороны,

тенденции и т.д. Противоположности – это то в вещи (вещах), что по

отношении друг к другу выступает как иное.

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы

противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей охватывает

любые противоположности, а всеобщими отношениями их являются единство и

противоречие (борьба). Сущность этого закона состоит в том, что предметы и

явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из

взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и

различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния

незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон,

тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям,

которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую

внутренний источник развития данного явления. Будучи отраженным в системе

теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в

диалектический метод научного познания.

Противоположности находятся в отношении единства. Их единство в

одинаковости общего, родового признака. Северный полюс и южный одинаково

являются полюсами, черное и белое - цвета.

Противоположности находятся также в отношении противоречия, или борьбы.

Противоречие - это отношение, при котором одно исключает другое, одно

несовместимо с другим, одно осуществляется за счет вытеснения другого.

Противоположности исключают друг друга, между ними существует отношение

противоречия в одном и том же отношении. Вот поэтому два противоположных

высказывания в одном и том же отношении, никогда не могут оказаться оба

истинными. Но два противоположных высказывания в разных отношениях, если

они правильно отражают их, являются истинными.

Степень обострения противоречий бывает различной. Высшей степенью

является конфликт, который может возникать между странами, социальными

группами, членами коллектива или семьи и т.д. Разрешение противоречия ведет

к преобразованию противоположностей. Стороны, например, перестают быть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.