Рефераты. Вопросы и ответы к экзамену по философии






движением, они не сумели подняться до понимания многообразия и

качественного различия форм движения.

Материалисты все сводили к механическому движению. По их мнению, даже

человек есть физическое существо, отличающееся от других тем, что он

способен мыслить. Дидро уподоблял человека инструменту, наделенному

чувствительностью и памятью, Ламетри проводил аналогию между человеком и

машиной.

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – один из идейных вождей

французского Просвещения. Он раньше всех почувствовал приближающуюся

революцию и стал вождем философско-социального движения. Требовал свободы

мысли. Кричал на весь мир: «осмельтесь мыслить самостоятельно». Свое

политическое кредо выражал во фразе: «Лучшее правительство то, при котором

подчиняются только законам». Признавал необходимость веры в Бога как

перводвигателя вселенной.

Жан Жак Руссо (1712-1778) – один из выдающихся мыслителей того времени.

Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за

научное мышление, всей своей разносторонней деятельностью, он, как и

Вальтер, способствовал приближению революции.

Дени Дидро (1713-1784) – знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист.

Характерная черта его политического мировоззрения – остро выраженный

демократизм. Высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека

тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до

состояния расцвета разума.

7. Иммануил Кант (1724-1804)

Именно с него началась заря философии новейшего времени. Не только в

философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным

мыслителем. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума,

называя эту веру догматизмом. По Канту мы познаем мир не так, как он есть

на самом деле, а только так, как он нам является. Познание начинается с

того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают

ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм

состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и

суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические

знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущего - это математика и

естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть

знание о ввс, а только знания о свойствах вещей к которым приложимы формы

нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи принципиально непознаваемы.

Согласно Канту, мы познаем только явления – мир вещей самих по себе нам

недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в

противоречия.

Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским

переворотом в философии. Наши знания – не мертвый слепок вещей и их связей.

Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных

восприятий и каркаса априорных логических категорий. Помощь воображения

человек использует в каждом звене своих рассуждений.

Человек, по Канту, – это самый главный предмет в мире. Над всеми

другими существами его возвышает наличие самосознания, благодаря чему

человек представляет собой индивидуальность, те личность. Из факта

самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека.

В философии Канта нравственное связано с идеей религиозного,

божественного. Отрицание божественного существования, по Канту, – полнейший

абсурд.

В своем учении о государстве Кант развивал идеи Руссо, в частности

идею народного суверенитета. Источником суверенитета он считал не народ, а

монарха, отрицая право судить главу государства, который «не может

поступать не по праву». Следуя идеям Вольтера, Кант признавал право на

свободное высказывание своего мнения, ограничивая его, однако,

необходимостью гражданского и политического повиновения властям, без чего

немыслимо само существование государства.

« Антропология с прагматической точки зрения»,

«Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика

способности суждения».

8. Георг Гегель (1770-1831)

Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех

философов только для него одного философия была всем. У других мыслителей

она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же напротив, само сущее

старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы

подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот

объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был

лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и

своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее

неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода

«чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики».

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно идеалистической основе он развил учение о законах и

категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал

основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический

способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и

материалистических течениях философии. Гегель, усматривая в жизни природы и

человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и

раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории есть суть объективные

формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная

идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к

возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в

мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания мировой разум

проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее

собственном лоне, в стихии чистого мышления; развитие идеи в виде явлений

природы; развитие идеи в мышлении и истории человечества. На этом последнем

этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме

человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что

невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которое оно совершило в

своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а

поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается

переход от количественных изменений к качественным, что источником развития

являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого

движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В

философской системе Гегеля действительность представлена как цепь

диалектических переходов

«Философия права», «Философия религии», «Феноменология духа» и др.

9. Карл Маркс (1818-1883). Марксистская философия

Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своей

логической обоснованности и идеологического влияния систему научных знаний

о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно играла

огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для

миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой

популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений,

неопровержимостью своей логики.

К. Маркс отвергает взгляды старого материализма. Согласно этим

взглядам, отношение человека к миру, в сущности, представлялось как

способность “созерцать” окружающий мир в сознании, пассивно испытывать его

воздействие. Для обыденного миропонимания позиция пассивного созерцания

представляется вполне естественной, исходной, а активность, деятельность с

этой точки зрения выступает как нечто вторичное. Как подчеркивает К. Маркс,

исходным отношением человека к миру является вовсе не пассивное

восприятие, испытание воздействия внешнего мира и переживание их в

сознании: “...люди никоем образом не начинают с того, что “ стоят в этом

теоретическом отношении к предметам внешнего мира” ... Они начинают с того,

чтобы... не “стоять” в каком-нибудь отношении, а “активно действовать...”

Марксизм видит основу специфического отношения человека к миру в

практической деятельности, направленной на преобразование материального

мира: как природного, так и социального, который противостоит человеку.

Это преобразование внешнего мира предполагает способность сознания,

активную работу духа. Хоть сознание является специфическим признаком

человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в

системе практически-преобразовательного отношения человека к миру. Сознание

возникает, функционирует и развивается как необходимое условие этого

практически-преобразовательного отношения.

Маркс указывал, что человек является “предметным существом”, которое

действует “предметным образом”: “Оно только потому творит или полагает

предметы, что само оно полагается предметами, и что оно с самого начала

его природа”.

Маркс сформулировал и развил основные принципы материализма, увязав эти

принципы с революционным движением и программными принципами свержения

капитализма и построения нового общества – социалистического и

коммунистического. Маркс, развивая идею смены капитализма социализмом,

замену путем экспроприации частной собственности государственной, доказывая

необходимость диктатуры пролетариата, провозгласил сен-симоновский принцип

социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» и коммунизма «от

каждого по способностям, каждому по потребностям».

В течение 40 лет Маркс занимался написанием своего главного труда –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.