Рефераты. Вопросы и ответы к экзамену по философии






на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения

исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика

играет троякую роль:

1. Она является источником познания, его движущей силой.

2. Практика является сферой приложения знаний, целью познания.

3. Практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов

познания.

Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех

его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса

познания. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение

которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы,

выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и

поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные

тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и

познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств ориентации в

мире.

17. Диалектика как метод мышления

Термин "диалектика" происходит от греческого слова dialegomai,

обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Впервые его применил Сократ, имея в

виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем

столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс

разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия.

Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за рамки движения мысли,

увидел столкновение и объединение противоположностей в самой

действительности, в истории, в культуре. По Гегелю, диалектика –

своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный

метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на

рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета

независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних

определениях рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм

всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что

мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность

метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в

единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания,

посредством которого постигается с высшей точки зрения единство

противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о

самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание

предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений

рассудка. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных

готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе

познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших

ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от

которой, найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все

общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют

собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей

ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для

того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

В марксистской философии диалектика определялась как учение о всеобщей

связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс

возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого

мышления определяется уровнем развития общественной практики и

соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение

которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире

и преобразования его в интересах людей

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимание ее

как развитие. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления

полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание,

историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные

принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их

гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния.

Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на

соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на

потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица

диалектической коллизии – человека.

Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая

в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам

диалектики обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи,

принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип

восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и

логического.

18. Принцип всеобщей связи. Детерминизм и его формы

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным

свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в

многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может

быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы

движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов

движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к

исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность,

цикличность.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы

раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение,

развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь

внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как

основное содержание принципа развития есть особая форма связи

противоположностей.

Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи

и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется

как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой

одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа

развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более

развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою

причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любых процессах

изменения. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же

причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между

причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении

является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть

следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в

одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим

приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей

и процессов объективного мира.

Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия. Не

может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Всем типам временных

отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и

ассиметрично, ассиметричны и причинно-следственные отношения.

Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что

в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность

познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и

вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная

обусловленность => абсолютно строгое предсказание.

Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности

закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех

явлений и процессов, происходящих в мире. Детерминизм в философии так же

древен, как и она сама. Можно выделить: 1) детерминизм философский; 2)

естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и

телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий

детерминизм в сфере технических приложений; 4) социальный детерминизм,

который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе. Виды

детерминации и детерминизм можно также классифицировать по их объектам,

предметам, всеобщности и специфике, их универсальности и субординации,

стихийности и регулярности, и др.

Можно выделить несколько форм и концепций детерминизма, сменявших

исторически друг друга, но не исчезнувших до сих пор: 1) наивную и стихийно

диалектическую (античная); 2) механистическую жесткую и однозначную

(лапласовскую); 3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную - в

XX веке); 4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути -

синергетическую).

19. Диалектическое отрицание.

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту

сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление

относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление,

которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и

выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие

развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение

нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее

качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым

отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.