всякое изменение вещей и процессов.
13. Сознание и мышление
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же
возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет
собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются
споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из
познаваемости, другие – из того, что попытка понять сознание тщетна, также
как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.
Сознание – это одна из форм проявления нашей души, при этом очень
существенная форма, преисполненная глубокого содержания. Сознание – это
высшая, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и
целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном
построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании
и самоконтролировании поведения человека. Сознание можно абсолютно
противопоставить материи только в рамках основного вопроса (исключительно в
пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать
первичным), за ними - нет. За этими пределами противопоставление
относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из
свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное
противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает
как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей.
Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойство
высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей
существуют и различие, и связь, и единство.
Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро
сознания.
Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение
человеком существенных свойств и отражений вещей. Творческое мышление
направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике.
Мышление – это активные процесс, направленный на постановку проблем и их
решение. Практическое мышление направленно на решение частных конкретных
задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих
закономерностей. Практическое и теоретическое мышление – это единый
процесс. Они присутствуют в любом научном исследовании на любой его стадии.
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория.
14. Чувственное и рациональное в познании
Гносеология – «гносис» - знание – наука о познании, в которой изучается
природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия
достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Категории
гносеологии – истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект,
чувственное, рациональное, интуиция, вера.
Вопросы гносеологии: Как осуществляется процесс познания? Из каких
этапов он состоит? Какова их структура?
Большинство философов нового времени выделяли 2 основных этапа:
чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания
определялись разными философами по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза,
Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному
познанию, не отрицая и значения чувственного познания в качестве механизма
связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма (сенсуализма) считали
чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс,
Локк).
Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, в
историческом плане: разделение физического и умственного труда и выдел
последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап
истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что
на ее основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов.
Она – предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не
могут существовать.
Чувственное восприятие человеком конкретных событий и фактов зависит от
содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий
освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости
чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата,
используемого человеком в его практической деятельности.
Рационализм – (ratio - разум) как целостная система гносеологических
воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" –
развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в
древнегреческой философии.
Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв.: истинно только то,
что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную
достоверность научных принципов математики и естествознания, рационализм
пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной
деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер.
Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что
научное знание достижимо посредством разума, который выступает как его
источником, так и собственно критерием истинности. Так, например, к
основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в
чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".
Рационализм - учение в теории познания, согласно которой всеобщность и
необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть
выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума,
либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих
только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их
проявление.
15. Понятие истины в философии
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – это
адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного
или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с
точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как
объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и
ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.
Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.
Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и
как научная система. Истину определяют как адекватное отражение объекта
познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама
по себе, вне зависимости от сознания. Это объективное содержание
чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий,
учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То,
что истинна есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития,
придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.
Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои
практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. К абсолютным
истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения,
смерти и тд.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь
призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает
множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром.
Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки...
Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний
заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому
относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим
образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не
опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно
подтверждается жизнью.
Термин абсолютное применим и к любой относительной истине: поскольку
она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом
смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть
наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными и
глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают под
откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя
как моменты более общих и глубоких истин. (Теория относит Эйнштейна и
Ньютоновская механика).
16. Познание и практика
достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Она исследует
природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от
поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и
человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность,
сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция,
вера. Теория познания (гносеология) в своей совокупности может представить
ответ на вопрос, что есть знание. Знание в самом широком смысле означает
владение, умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим
духом и практической деятельностью.
Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он –
активно действующее существо. Мы нуждаемся в мире и постигаем его тайны для
удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом
состоит исторический смысл возникновения познания и наук. С развитием
общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все
новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться
на достигнутом.
Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9