Рефераты. Вопросы и ответы к экзамену по философии






всякое изменение вещей и процессов.

13. Сознание и мышление

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются

споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из

познаваемости, другие – из того, что попытка понять сознание тщетна, также

как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Сознание – это одна из форм проявления нашей души, при этом очень

существенная форма, преисполненная глубокого содержания. Сознание – это

высшая, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и

целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном

построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании

и самоконтролировании поведения человека. Сознание можно абсолютно

противопоставить материи только в рамках основного вопроса (исключительно в

пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать

первичным), за ними - нет. За этими пределами противопоставление

относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из

свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное

противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает

как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей.

Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойство

высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей

существуют и различие, и связь, и единство.

Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро

сознания.

Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение

человеком существенных свойств и отражений вещей. Творческое мышление

направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике.

Мышление – это активные процесс, направленный на постановку проблем и их

решение. Практическое мышление направленно на решение частных конкретных

задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих

закономерностей. Практическое и теоретическое мышление – это единый

процесс. Они присутствуют в любом научном исследовании на любой его стадии.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория.

14. Чувственное и рациональное в познании

Гносеология – «гносис» - знание – наука о познании, в которой изучается

природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия

достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Категории

гносеологии – истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект,

чувственное, рациональное, интуиция, вера.

Вопросы гносеологии: Как осуществляется процесс познания? Из каких

этапов он состоит? Какова их структура?

Большинство философов нового времени выделяли 2 основных этапа:

чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания

определялись разными философами по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза,

Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному

познанию, не отрицая и значения чувственного познания в качестве механизма

связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма (сенсуализма) считали

чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс,

Локк).

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, в

историческом плане: разделение физического и умственного труда и выдел

последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап

истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что

на ее основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов.

Она – предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не

могут существовать.

Чувственное восприятие человеком конкретных событий и фактов зависит от

содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий

освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости

чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата,

используемого человеком в его практической деятельности.

Рационализм – (ratio - разум) как целостная система гносеологических

воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" –

развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в

древнегреческой философии.

Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв.: истинно только то,

что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную

достоверность научных принципов математики и естествознания, рационализм

пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной

деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер.

Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что

научное знание достижимо посредством разума, который выступает как его

источником, так и собственно критерием истинности. Так, например, к

основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в

чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".

Рационализм - учение в теории познания, согласно которой всеобщность и

необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть

выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума,

либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих

только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их

проявление.

15. Понятие истины в философии

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – это

адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного

или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с

точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как

объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и

ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и

как научная система. Истину определяют как адекватное отражение объекта

познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама

по себе, вне зависимости от сознания. Это объективное содержание

чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий,

учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То,

что истинна есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития,

придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.

Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои

практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. К абсолютным

истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения,

смерти и тд.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь

призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает

множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром.

Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки...

Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний

заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому

относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим

образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не

опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно

подтверждается жизнью.

Термин абсолютное применим и к любой относительной истине: поскольку

она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом

смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть

наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными и

глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают под

откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя

как моменты более общих и глубоких истин. (Теория относит Эйнштейна и

Ньютоновская механика).

16. Познание и практика

Гносеология – «гносис» - знание – наука о познании, в которой изучается

природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия

достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Она исследует

природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от

поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и

человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность,

сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция,

вера. Теория познания (гносеология) в своей совокупности может представить

ответ на вопрос, что есть знание. Знание в самом широком смысле означает

владение, умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим

духом и практической деятельностью.

Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он –

активно действующее существо. Мы нуждаемся в мире и постигаем его тайны для

удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом

состоит исторический смысл возникновения познания и наук. С развитием

общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все

новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться

на достигнутом.

Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.