Рефераты. Вопросы и ответы к экзамену по философии






враждующими, пролетариат превращается в рабочий класс и т.д.

23. Форма и содержание

"Содержание" – это всеобщая категория, поэтому в мире нет ничего

такого, что нельзя было бы рассматривать как относящееся к содержанию (как

содержание) чего-то. Вот поэтому то, что составляет вещь, относится к

содержанию ее: это и элементы, и процессы, и отношения. Однако говорить о

содержании конкретных вещей вне систем отсчета - заранее обречь себя на

неудачу. Есть отношение, в котором, например, вузовский учебник не имеет

никакого другого содержания, кроме листов с напечатанными на них языковыми

знаками и переплета. В другом отношении учебник содержит сведения,

относящиеся к основам данной науки. Вещь может не иметь того или иного

содержания, но не бывает, чтобы не имела вообще содержания. В этом смысл

положения, утверждающего, что нет бессодержательных вещей.

А теперь выясним, что такое форма. Форма – это вид, в котором

существует содержание. Форма есть всегда форма какого-то содержания.

Бесформенных во всех отношениях вещей нет, хотя вещь может и не иметь той

или иной формы ("бесформенная груда" и т.п.).

Всеобщим законом является то, что содержание определяет форму, что

форма зависит от содержания, что форма влияет на содержание. Формами воды

(не отдельных молекул, а множеств их), формами определенных содержаний

являются капля, лужа, море и т.п. Форма зависит от количества содержания,

здесь также количество переходит в качество. Неверно, что разное содержание

может быть выражено в одинаковой форме и наоборот.

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения содержания и формы

рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление

отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления

— это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества

природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все

многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в

т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях

приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм

мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития

познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в

более развитых и конкретных формах оно выражается.

Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет

подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых

связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и

формы, в конечном счете, разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением

новой формы, адекватной развившемуся содержанию. Разрешение противоречий

между содержанием и формой может протекать по-разному — от полного

отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию,

до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся

содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое

содержание “... может и должно проявить себя в любой форме, и новой и

старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не

только новые, но и старые...”

24. Необходимое и случайное

Исторически категории необходимое и случайное возникли как следствие

размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о

предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились

от такого этического толкования, прежде всего с успехами науки, в частности

теории вероятностей.

Сопоставим существующие точки зрения на соотношения случайности и

необходимости. «Все необходимо и только необходимо, случайного ничего нет»,

- утверждали такие философы, как Демокрит, Спиноза, Гольбах. Другие

считали, что миром правит случай, что все случайно и только случайно,

ничего необходимого нет (Г.Фишер и другие). Наиболее распространенным

взглядом является следующий: в мире есть и случайность, и необходимость, но

они принадлежат разным событиям: одни события случайны, другие –

необходимы. Все эти взгляды не могут быть приняты, ибо они метафизичны,

отрывают необходимость и случайность друг от друга, не «схватывают»

единство противоположностей.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который

обусловлен несущественными, внешними, приходящими для данного явления

причинами. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных,

неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального

пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных

процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при

котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных

возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется

только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней.

Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их

устойчивой внутренней основой и совокупностью существующих условий их

возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и

внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением

внешних обстоятельств.

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса,

полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой

однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем

предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к

неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм

ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и

необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она

появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных,

незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса

сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего

протекания.

Диалектика рассматривает необходимость и случайность в единстве. Суть

этих воззрений можно сформулировать в следующем положении: «Любое событие,

любой признак и т.д. случайны и необходимы в разных отношениях».

Вот поэтому закон связи необходимости и случайности можно

сформулировать так: все возникает, исчезает, существует на достаточном

основании в определенном ходе событий, но не имеет основания в других

связях, ходе событий. Достаточное основание имеют не только доброе, ценное,

полезное, но и ошибочное, злое, дурное. Знание соотношения необходимости и

случайности позволяет понять, что любое событие, которое имеет основание в

какой-то системе событий, может быть предотвращено теми действиями, в

которых оно не имеет оснований. На жизнь нельзя смотреть фаталистически,

т.е. полагать, что все предопределено необходимостью, и человек бессилен

что-либо изменить. Но ничто не дается без усилий, труда, терпения, ибо всё

возникает на какой-то основе.

25. Возможность и действительность

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две

основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе

и мышлении. Действительность и возможность - противоположности.

Действительность - это то, что имеет наличное бытие, существует как

данность. Возможность - то, что хотя и имеет бытие, но не имеет наличного

бытия, однако для появления которого из достаточных условий есть хотя бы

одно или более условий. Возможность и действительность — это категории,

отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные

моменты движения и развития материи. Возможность и действительность —

соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого

процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и

органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная

возможность превращается в действительность. Какая из возможностей

превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий,

в которых протекает развитие.

При наличии одного условия существует формальная возможность. Если для

превращения возможности в действительность недостает лишь одного условия,

то такая возможность называется реальной. Если наличие условий иное - это

означает превращение формальной возможности в реальную или наоборот. Если

все условия налицо, возможность неизбежно превращается в действительность.

Ни формальная, ни реальная возможности не являются неизбежностью.

Неизбежным что-то становится только при наличии достаточных условий. Если

этого нет, возможность может не превратиться в действительность, если в

силу действия определенной причины не будет нужного условия.

Любая действительность содержит ту или иную возможность и делает

невозможным что-то, исключает иное. В обществе необходимым условием

превращения реальных возможностей в действительность является деятельность

людей. Ни один замысел не становится действительностью сам собой. Не придут

сами собой благосостояние, духовность, правовая защищенность личности без

усилий, действий.

26. Общество и природа. Проблемы экологии

Природная среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и

история человечества - это две главы одного романа» - Герцен. Общество

является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в

пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания

человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.