|источников для |ДВИЖЕНИЕ - изменение |материального. |
|развития, открытая, |вообще, способ |ИДЕАЛИЗМ - 1.метод, |
|развивается по спирали |существования материи, |считающий, что |
|(например человек, |всякое взаимодействие и |существует какая-то |
|большинство живых |смена их состояний. |объективная реальность, "|
|систем), системы с |ДЕИЗМ ( от лат. deus - бог|мировая душа ", " мировой |
|активным выходом. |) - философское |разум ", являющаяся |
|Общество динамическая |воззрение, согласно |первоначалом всего. |
|система => изучается |которому бог является |2.общее обозначение |
|только деалектическим |источником начальной |философских учений, |
|методом, метафизический |энергии мира ( первотолчок|утверждающих, что |
|не катит. |), но впоследствии уже не|сознание, мышление, |
| |вмешивается в течение |психическое, духовное |
| |земных событий. |первично, основоположно, а|
| | |материя, природа, |
| | |физическое вторично, |
| | |производно, зависимо, |
| | |обусловленно. |
| | |ИНДИВИД - 1.единичный |
| | |представитель |
| | |человеческого рода, |
| | |родовая биологическая |
| | |характеристика человека. |
| | |2.обозначение единичного |
| | |в отличии от |
| | |совокупости, массы. |
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма
общественного существования.
КАТЕГОРИИ ( от греч. kategoria - высказывание, свидетельство ) -
формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру,
отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы,
общества и мышления.
ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных
качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и
общественных отношений. 2.динамическая и целостная система
интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств
человека, выраженных в его сознании и деятельности.
МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое
решает основной вопрос философии в пользу первичности материи,
природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух,
мышление, психическое, субъективное как свойство материи в
противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное
сознание, дух, идею, мышление и т.п.
МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим
законам, независимо от сознания.
МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет
после физики,трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории
философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним
философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении
антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и
независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник
развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в
процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и началах
бытия.
|МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и
построения теоретической и практической деятельности, а также учение об
этой системе.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и
убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к
действительпости определенного человека, социальной группы, класса
или общества в целом. 2.система представлений о мире и о месте в нем
человека,об отношении человека к окружающей его действительности и к
самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные
жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные ориентации.
МОНИЗМ ( от греч. monos - один-единственный ) - философское
воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью
единой субстанции - материи либо духа.
ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая
развивающаяся система. 2.совокупность исторически сложившихся форм
совместной деятельности.
ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-
практической и познавательной деятельности.
ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма
; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое
всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии,
изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и
категории сущего.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию,
мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых,
что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и,
вовторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе,
соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
ПАНТЕИЗМ ( от греч. pan - все, theos - бог ) - отождествление мира и
бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира.
Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и
получило развитие в новое время. |ПОКОЙ - состояние двихения, которое
обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.
В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в
деле толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ
отказалась от использования рациональной логики и не согласилась
расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов
логических умозаключений.
ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную
сторону общественно-исторической предметной деятельности людей :
преобразования природы и общества.
РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное
изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную
направленнсоть.
РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio - разум ) - философское воззрение,
признающее разум ( мышление ) источником познания и критерием его
истинности.
СЕНСУАЛИЗМ ( от лат. sensus - чувство,ощющение ) - философское
воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств
и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ
полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по
сравнению с чувственностью.
СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения
объективной действительности. Единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего
собственного бытия.
| |
|СУБСТАНЦИЯ - единое |. | |
|неделимое вещество, из | | |
|которого состоят все | | |
|вещи, внутренняя | | |
|сущность вещей активно | | |
|самопорoждающее и | | |
|саморазвивающееся начало.| | |
| | | |
|СУБСТРАТ ( от лат. sub - | | |
|под и stratum - кладка, | | |
|постройка, сооружение ) | | |
|основа единства, | | |
|однородности различных | | |
|предметов и различных| | |
|свойств отдельного, | | |
|единичного предмета, вещи| | |
|и их совокупности. | | |
|СУБЪЕКТ - носитель | | |
|предметно-практической | | |
|деятельности и познания | | |
|(индивид или социальная | | |
|группа), источник | | |
|активности, направленной | | |
|на объект. | | |
|СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - | | |
|одна из основных | | |
|разновидностей идеализма| | |
|; в отличии от | | |
|объективного идеализма, | | |
|отрицает наличие | | |
|какой-либо реальности | | |
|вне сознания субъекта | | |
|либо рассматривает ее как| | |
|нечто полностью | | |
|определяемое его | | |
|активностью. | | |
|ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - | | |
|философское направление, | | |
|стремящееся через | | |
|рефлексию ( размышление| | |
|) сознания о своих актах | | |
|и о данном в них | | |
|содержаннии выявить | | |
|предельные характеристики| | |
|человеческого бытия. | | |
|ФИЛОСОФИЯ ( от греч. | | |
|phileo - люблю и sophia | | |
|- мудрость ) - наука | | |
|о всеобщих | | |
|закономерностях, которым | | |
|подчинены как бытие ( | | |
|т. е. природа и | | |
|общество ), так и | | |
|мышление человека, | | |
|процесс познания. | | |
|ЭСТЕТИКА ( от греч. | | |
|aisthetikos - | | |
|чувствующий, чувственный| | |
|) - раздел философии, | | |
|изучающий "теорию | | |
|чувственного познания". | | |
22. Филоcофcкие npоблемы aнтpоnоcоциогенезa
|23. Человек - индивид, личноcть, | | |
|индивидyaльноcть. | | |
|24. Неиcчеpnaемоcть, взaимоcвязь и | | |
|целоcтноcть бытия. | | |
|25. Стpyктypa деятельноcти, ее | | |
|комnоненты, yнивеpcaльные acnекты. | | |
|26. Человечеcтво кaк миpовое | | |
|cообщеcтво. | | |
|27. Пpaктикa кaк оcновa вcех фоpм | | |
|общеcтвенной | | |
|28.Сознaние: npоиcхождение и | | |
|cyщноcть человечеcкого cознaния. | | |
|29. Рaзвитие фоpм отpaжения кaк | | |
|генетичеcкaя npедnоcылкa cознaния. | | |
|30. Стpyктypa cознaния. | | |
|31. Оcновные npинциnы и кaтегоpии | | |
|гноcеологии. | | |
|32. Чycтвительное и paционaльное | | |
|nознaние, их фоpмы и cоотношения. | | |
|33. Обыденное и нayчное nознaние, их| | |
|cnецифичеcкие npизнaки. | | |
|34. Логикa, методология и методы | | |
|нayчного nознaния. | | |
|35. Диaлектикa aбcолютной и | | |
|отноcительной иcтины. Пpaктикa | | |
|кaк оcновa и кpитеpий nознaния. | | |
|36. Эмnиpичеcкий и теоpетичеcкий | | |
|ypовни nознaния: методы и формы. | | |
|37. Проблемы cмерти и беccмертия в | | |
|филоcофии. | | |
|38. Иcторичеcкие типы | | |
|взаимоотношений человека и общеcтва | | |
|39. Иcторичеcкие типы общеcтва. | | |
|Общеcтвенно-экономичеcкая формация. | | |
|40. Движущие cилы и cубъекты | | |
|иcторичеcкого процесса. | | |
|41. Объективный критерий и типы | | |
|cоциального прогресса. | | |
|42. Единcтво и многообразие мировой | | |
|иcтории. | | |
|43. Глобальные проблемы человечеcтва| | |
|в XX веке. | | |
|44. Культура как мера развития | | |
|человека. | | |
|45. Социальные функции культуры. | | |
|46. Историческая необходимость и | | |
|свобода личности. | | |
|47. НТР и альтернативы будущего | | |
|48. Будущее человечества и реальный | | |
|исторический процесс. | | |
|49. Общество как саморазвивающаяся | | |
|система. | | |
|50. Формы общественного сознания: | | |
|51. Культура и цивилизация. | | |
|52. Структура общества | | |
|53. Проблемы общественной психологии| | |
|и идеологии | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9