Рефераты. Шпоры по философии






|источников для |ДВИЖЕНИЕ - изменение |материального. |

|развития, открытая, |вообще, способ |ИДЕАЛИЗМ - 1.метод, |

|развивается по спирали |существования материи, |считающий, что |

|(например человек, |всякое взаимодействие и |существует какая-то |

|большинство живых |смена их состояний. |объективная реальность, "|

|систем), системы с |ДЕИЗМ ( от лат. deus - бог|мировая душа ", " мировой |

|активным выходом. |) - философское |разум ", являющаяся |

|Общество динамическая |воззрение, согласно |первоначалом всего. |

|система => изучается |которому бог является |2.общее обозначение |

|только деалектическим |источником начальной |философских учений, |

|методом, метафизический |энергии мира ( первотолчок|утверждающих, что |

|не катит. |), но впоследствии уже не|сознание, мышление, |

| |вмешивается в течение |психическое, духовное |

| |земных событий. |первично, основоположно, а|

| | |материя, природа, |

| | |физическое вторично, |

| | |производно, зависимо, |

| | |обусловленно. |

| | |ИНДИВИД - 1.единичный |

| | |представитель |

| | |человеческого рода, |

| | |родовая биологическая |

| | |характеристика человека. |

| | |2.обозначение единичного |

| | |в отличии от |

| | |совокупости, массы. |

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма

общественного существования.

КАТЕГОРИИ ( от греч. kategoria - высказывание, свидетельство ) -

формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру,

отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы,

общества и мышления.

ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных

качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и

общественных отношений. 2.динамическая и целостная система

интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств

человека, выраженных в его сознании и деятельности.

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое

решает основной вопрос философии в пользу первичности материи,

природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух,

мышление, психическое, субъективное как свойство материи в

противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное

сознание, дух, идею, мышление и т.п.

МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим

законам, независимо от сознания.

МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет

после физики,трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории

философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним

философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении

антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и

независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник

развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в

процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и началах

бытия.

|МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и

построения теоретической и практической деятельности, а также учение об

этой системе.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и

убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к

действительпости определенного человека, социальной группы, класса

или общества в целом. 2.система представлений о мире и о месте в нем

человека,об отношении человека к окружающей его действительности и к

самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные

жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы

познания и деятельности, ценностные ориентации.

МОНИЗМ ( от греч. monos - один-единственный ) - философское

воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью

единой субстанции - материи либо духа.

ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая

развивающаяся система. 2.совокупность исторически сложившихся форм

совместной деятельности.

ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-

практической и познавательной деятельности.

ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма

; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое

всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии,

изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и

категории сущего.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию,

мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых,

что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и,

вовторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе,

соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

ПАНТЕИЗМ ( от греч. pan - все, theos - бог ) - отождествление мира и

бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира.

Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и

получило развитие в новое время. |ПОКОЙ - состояние двихения, которое

обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.

В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в

деле толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ

отказалась от использования рациональной логики и не согласилась

расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов

логических умозаключений.

ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную

сторону общественно-исторической предметной деятельности людей :

преобразования природы и общества.

РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное

изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную

направленнсоть.

РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio - разум ) - философское воззрение,

признающее разум ( мышление ) источником познания и критерием его

истинности.

СЕНСУАЛИЗМ ( от лат. sensus - чувство,ощющение ) - философское

воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств

и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ

полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по

сравнению с чувственностью.

СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения

объективной действительности. Единство психических процессов, активно

участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего

собственного бытия.

| |

|СУБСТАНЦИЯ - единое |. | |

|неделимое вещество, из | | |

|которого состоят все | | |

|вещи, внутренняя | | |

|сущность вещей активно | | |

|самопорoждающее и | | |

|саморазвивающееся начало.| | |

| | | |

|СУБСТРАТ ( от лат. sub - | | |

|под и stratum - кладка, | | |

|постройка, сооружение ) | | |

|основа единства, | | |

|однородности различных | | |

|предметов и различных| | |

|свойств отдельного, | | |

|единичного предмета, вещи| | |

|и их совокупности. | | |

|СУБЪЕКТ - носитель | | |

|предметно-практической | | |

|деятельности и познания | | |

|(индивид или социальная | | |

|группа), источник | | |

|активности, направленной | | |

|на объект. | | |

|СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - | | |

|одна из основных | | |

|разновидностей идеализма| | |

|; в отличии от | | |

|объективного идеализма, | | |

|отрицает наличие | | |

|какой-либо реальности | | |

|вне сознания субъекта | | |

|либо рассматривает ее как| | |

|нечто полностью | | |

|определяемое его | | |

|активностью. | | |

|ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - | | |

|философское направление, | | |

|стремящееся через | | |

|рефлексию ( размышление| | |

|) сознания о своих актах | | |

|и о данном в них | | |

|содержаннии выявить | | |

|предельные характеристики| | |

|человеческого бытия. | | |

|ФИЛОСОФИЯ ( от греч. | | |

|phileo - люблю и sophia | | |

|- мудрость ) - наука | | |

|о всеобщих | | |

|закономерностях, которым | | |

|подчинены как бытие ( | | |

|т. е. природа и | | |

|общество ), так и | | |

|мышление человека, | | |

|процесс познания. | | |

|ЭСТЕТИКА ( от греч. | | |

|aisthetikos - | | |

|чувствующий, чувственный| | |

|) - раздел философии, | | |

|изучающий "теорию | | |

|чувственного познания". | | |

22. Филоcофcкие npоблемы aнтpоnоcоциогенезa

| | | |

|23. Человек - индивид, личноcть, | | |

|индивидyaльноcть. | | |

|24. Неиcчеpnaемоcть, взaимоcвязь и | | |

|целоcтноcть бытия. | | |

|25. Стpyктypa деятельноcти, ее | | |

|комnоненты, yнивеpcaльные acnекты. | | |

|26. Человечеcтво кaк миpовое | | |

|cообщеcтво. | | |

|27. Пpaктикa кaк оcновa вcех фоpм | | |

|общеcтвенной | | |

|28.Сознaние: npоиcхождение и | | |

|cyщноcть человечеcкого cознaния. | | |

|29. Рaзвитие фоpм отpaжения кaк | | |

|генетичеcкaя npедnоcылкa cознaния. | | |

|30. Стpyктypa cознaния. | | |

|31. Оcновные npинциnы и кaтегоpии | | |

|гноcеологии. | | |

|32. Чycтвительное и paционaльное | | |

|nознaние, их фоpмы и cоотношения. | | |

|33. Обыденное и нayчное nознaние, их| | |

|cnецифичеcкие npизнaки. | | |

|34. Логикa, методология и методы | | |

|нayчного nознaния. | | |

|35. Диaлектикa aбcолютной и | | |

|отноcительной иcтины. Пpaктикa | | |

|кaк оcновa и кpитеpий nознaния. | | |

|36. Эмnиpичеcкий и теоpетичеcкий | | |

|ypовни nознaния: методы и формы. | | |

|37. Проблемы cмерти и беccмертия в | | |

|филоcофии. | | |

|38. Иcторичеcкие типы | | |

|взаимоотношений человека и общеcтва | | |

|39. Иcторичеcкие типы общеcтва. | | |

|Общеcтвенно-экономичеcкая формация. | | |

|40. Движущие cилы и cубъекты | | |

|иcторичеcкого процесса. | | |

|41. Объективный критерий и типы | | |

|cоциального прогресса. | | |

|42. Единcтво и многообразие мировой | | |

|иcтории. | | |

|43. Глобальные проблемы человечеcтва| | |

|в XX веке. | | |

|44. Культура как мера развития | | |

|человека. | | |

|45. Социальные функции культуры. | | |

|46. Историческая необходимость и | | |

|свобода личности. | | |

|47. НТР и альтернативы будущего | | |

|48. Будущее человечества и реальный | | |

|исторический процесс. | | |

|49. Общество как саморазвивающаяся | | |

|система. | | |

|50. Формы общественного сознания: | | |

|51. Культура и цивилизация. | | |

|52. Структура общества | | |

|53. Проблемы общественной психологии| | |

|и идеологии | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.