| |тех "предложений", |сохранения. Свобода же |
| |которые идут со стороны |отражает развитие, |
| |культуры, данным обществом|появление нового, |
| |осуществляется как-бы |разнообразного, новых |
| |"социальный отбор" этих |возможностей. |
| |предложений и то каким он |Необходимость выражает |
| |будет зависит от |наличное, показывает, |
| |текущего состояния |каков мир есть, а |
| |развития общества. |свобода отражает будущее |
| | |- каким мир должен быть. |
| | |Развитие общества и есть |
| | |постоянный процесс |
| | |перехода необходимости в |
| | |свобеду. Гегель : мировая|
| | |история - процесс |
| | |возрастания свободы. |
| | |Свобода многолика, но |
| | |сущность ее одна - наличие|
| | |разнообразных |
| | |возможностей, |
| | |следовательно она - |
| | |наибольшая ценность. |
| | |Маркс : лишь при условии |
| | |обретении социальной |
| | |свободы начинается |
| | |развитие человеческих |
| | |сил, которое является |
| | |самоцелью. |
47. НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные
вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м
этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного
физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап)
автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной
техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу
производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит
человечество на решение глобальных проблем.
Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального"
общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и
техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры.
Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все
соц.проблемы.
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать
сложные
политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед
всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит
выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой
цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому
человеку. |48. Будущее человечества и реальный исторический процесс.
Будущее человечества - см. ВОПРОС N 47. и вопросы связанные с
истор.прогрессом. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его
порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое
нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система,
подчиняющаяся определеным законам функционирования и развития.
Однако, законы общественного развития осуществляются посредством людей.
Маркс К., Энгельс Ф. : история - не что иное, как деятельность
преследующего свои цели человека. Но хотя законы истории и создаются
самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то
надличностному. Законы развития общества - это объективные,
существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной
жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего
к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ
возрастают и потребности
человека.
Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе
свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а
законы развития общества делаются и проявляются
в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный
характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее)
действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом
единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы,
характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся
только в ограниченном историческом времени или пространстве. | 49.
Общество как саморазвивающаяся система. Человеское общество - это высшая
ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы
их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные
формы собственности и вековая борьба за нее, политика и
государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.
Жизненная основа потока общественной жизни - труд. Объединение людей в
целостную систему происходит независимо от их воли : естественный
факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.
см. ВОПРОС N 48 о специфике общественных отношений. В своих действиях люди
исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют
сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются
прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные
идеи.
Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых,
национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых
чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную
жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон.
Отсюда многообразие наук об обществе : 1)Этнография изучает быт и
культуру народов земного шара, их происхождение,
расселение и культурно-исторические связи. 2)Юридическая наука
рассматривает сущность и историю государства и права. 3)Языкознание
изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.
4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и
обучения
подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества.
5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику
литературного
творчества, общественое значение художественной литературы. 6)Экономика
изучает экономические отношения людей, законы, управляющие
производством, распределением и обменом материальных благ. | |
|50. Формы общественного |51. Культура и |52. Структура общества. |
|сознания: 1)Политическое|цивилизация.Взаимная |Социальные образования и |
|- совокупность |ответственность человека и|исторические формы их |
|полит.доктрин, |общества. Цивилизация - |эволюции. Каждому |
|концепций, программ, |это преобразованный |исторически определенному|
|взглядов и |человеком мир |способу производства |
|представлений. Возникает |внеположенных ему |соответствует свой |
|вместе с появлением |материальных объектов, а |спицефический тип |
|классов, но оказывает |культура - это внутреннее |соц.сферы общества: |
|сильнейшее влияние на |достояние самого |наличие определенных |
|др. формы общественного |человека, оценка его |классов и соц.групп |
|сознания, в т.ч. и на |духовного развития, его |(род, племя, народность, |
|экономику. |подавленности или свободы,|нация, семья). |
|Особенность: она выражает|его полной зависимости |Определяющим элементом |
|коренные интересы |от окружающего соц.мира |социальной сферы в любом |
|различных больших |или его духовной |классовом обществе |
|соц.групп. 2)Право - |автономности. Если |являются классы. |
|совокупность норм и |культура, с этой точки |В.И.Ленин : классами |
|правил поведения людей, |зрения, формирует |называются большие группы |
|утвержденных гос-вом. |совершенную личность, то|людей, различающиеся по |
|3)Мораль - совокупность |цивилизация формирует |их месту в исторически |
|норм поведения,не |идеального |определенной системе |
|установленных |законопослушного члена |общественного |
|гос-вом.(обеспечиваются |общества, |производства, по их |
|традициями, общественным |довольствующегося |отношению к средствам |
|мнением, авторитетом |предоставленными ему |производства, по их роли |
|всего общества) |благами. |общественной организации |
|4)Художественное - |Ж.Леви-Строса (Франция) : |труда. |
|духовная деятельность |человеческая жизнь с |В каждом обществе наряду с|
|людей в сфере культурной |развитием цивилизации не|классами существуют также |
|жизни,которая |улучшается, а осложняется,|соц.группы, которые по |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9