Рефераты. Шпоры по философии






| |тех "предложений", |сохранения. Свобода же |

| |которые идут со стороны |отражает развитие, |

| |культуры, данным обществом|появление нового, |

| |осуществляется как-бы |разнообразного, новых |

| |"социальный отбор" этих |возможностей. |

| |предложений и то каким он |Необходимость выражает |

| |будет зависит от |наличное, показывает, |

| |текущего состояния |каков мир есть, а |

| |развития общества. |свобода отражает будущее |

| | |- каким мир должен быть. |

| | |Развитие общества и есть |

| | |постоянный процесс |

| | |перехода необходимости в |

| | |свобеду. Гегель : мировая|

| | |история - процесс |

| | |возрастания свободы. |

| | |Свобода многолика, но |

| | |сущность ее одна - наличие|

| | |разнообразных |

| | |возможностей, |

| | |следовательно она - |

| | |наибольшая ценность. |

| | |Маркс : лишь при условии |

| | |обретении социальной |

| | |свободы начинается |

| | |развитие человеческих |

| | |сил, которое является |

| | |самоцелью. |

47. НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные

вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м

этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного

физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап)

автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной

техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу

производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит

человечество на решение глобальных проблем.

Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального"

общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и

техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры.

Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все

соц.проблемы.

Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать

сложные

политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед

всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит

выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой

цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому

человеку. |48. Будущее человечества и реальный исторический процесс.

Будущее человечества - см. ВОПРОС N 47. и вопросы связанные с

истор.прогрессом. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его

порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое

нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система,

подчиняющаяся определеным законам функционирования и развития.

Однако, законы общественного развития осуществляются посредством людей.

Маркс К., Энгельс Ф. : история - не что иное, как деятельность

преследующего свои цели человека. Но хотя законы истории и создаются

самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то

надличностному. Законы развития общества - это объективные,

существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной

жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего

к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ

возрастают и потребности

человека.

Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе

свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а

законы развития общества делаются и проявляются

в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный

характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее)

действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом

единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы,

характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся

только в ограниченном историческом времени или пространстве. | 49.

Общество как саморазвивающаяся система. Человеское общество - это высшая

ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы

их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные

формы собственности и вековая борьба за нее, политика и

государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.

Жизненная основа потока общественной жизни - труд. Объединение людей в

целостную систему происходит независимо от их воли : естественный

факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.

см. ВОПРОС N 48 о специфике общественных отношений. В своих действиях люди

исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют

сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются

прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные

идеи.

Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых,

национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых

чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную

жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон.

Отсюда многообразие наук об обществе : 1)Этнография изучает быт и

культуру народов земного шара, их происхождение,

расселение и культурно-исторические связи. 2)Юридическая наука

рассматривает сущность и историю государства и права. 3)Языкознание

изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.

4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и

обучения

подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества.

5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику

литературного

творчества, общественое значение художественной литературы. 6)Экономика

изучает экономические отношения людей, законы, управляющие

производством, распределением и обменом материальных благ. | |

|50. Формы общественного |51. Культура и |52. Структура общества. |

|сознания: 1)Политическое|цивилизация.Взаимная |Социальные образования и |

|- совокупность |ответственность человека и|исторические формы их |

|полит.доктрин, |общества. Цивилизация - |эволюции. Каждому |

|концепций, программ, |это преобразованный |исторически определенному|

|взглядов и |человеком мир |способу производства |

|представлений. Возникает |внеположенных ему |соответствует свой |

|вместе с появлением |материальных объектов, а |спицефический тип |

|классов, но оказывает |культура - это внутреннее |соц.сферы общества: |

|сильнейшее влияние на |достояние самого |наличие определенных |

|др. формы общественного |человека, оценка его |классов и соц.групп |

|сознания, в т.ч. и на |духовного развития, его |(род, племя, народность, |

|экономику. |подавленности или свободы,|нация, семья). |

|Особенность: она выражает|его полной зависимости |Определяющим элементом |

|коренные интересы |от окружающего соц.мира |социальной сферы в любом |

|различных больших |или его духовной |классовом обществе |

|соц.групп. 2)Право - |автономности. Если |являются классы. |

|совокупность норм и |культура, с этой точки |В.И.Ленин : классами |

|правил поведения людей, |зрения, формирует |называются большие группы |

|утвержденных гос-вом. |совершенную личность, то|людей, различающиеся по |

|3)Мораль - совокупность |цивилизация формирует |их месту в исторически |

|норм поведения,не |идеального |определенной системе |

|установленных |законопослушного члена |общественного |

|гос-вом.(обеспечиваются |общества, |производства, по их |

|традициями, общественным |довольствующегося |отношению к средствам |

|мнением, авторитетом |предоставленными ему |производства, по их роли |

|всего общества) |благами. |общественной организации |

|4)Художественное - |Ж.Леви-Строса (Франция) : |труда. |

|духовная деятельность |человеческая жизнь с |В каждом обществе наряду с|

|людей в сфере культурной |развитием цивилизации не|классами существуют также |

|жизни,которая |улучшается, а осложняется,|соц.группы, которые по |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.