Рефераты. Шпоры по философии






|философии сущ. 3 основных|метафизическуя |можно 2 путями: искать |

|точки зрения на |ограниченность сенсуализма|нужную информацию или |

|познаваемость мира: |и эмпиризма, |самостоятельно иследовать |

|оптимизм, агностицизм и|преувеличивающих роль |ее с помощью наблюдений, |

|скептицизм. Оптимисты |чувственной формы познания|экспериментов и |

|утверждают |с одной стороны, и |теоритического мышления. |

|принципиальную |рационализма, умаляющего|Наблюдение и |

|познаваемость мира, |роль ощущений и |эксперимент важнейшие |

|агностики, напротив, ее |восприятий. Рационализм, |методы иследования в |

|отрицают. Скептики не |сильно гипертрофирующий |научном познании. Часто |

|отрицают познавемость |рациональное в ущерб |говорят, что теория - |

|мира, но выражают |реальной значимости |это обобщение практики, |

|сомнения в познаваемости |чувственного может |опыта или наблюдений. |

|мира. |служить дорогой к |Научные обобщения часто |

|Мир существует для нас |идеализму. логическое |используют ряд осбых |

|лишь в аспекте его |мышление невозможно в |логических приемов: |

|данности познающему |отрыве от чувственного; из|1)прием универсализации, |

|субъекту. Подлинный |него оно исходит и на |который состоит в том, |

|субъект познания никогда |любом уровне |что общие моменты и |

|не бывает подлино |абстрагированния |свойства наблюдаемые в |

|гносеологическим: это |заключает в себе его |ограниченном множестве |

|живая личность с ее |компоненты в виде |экспериментов, |

|страстями, интересами, |наглядных схем, символов, |распрстраняются на все |

|желаниями, чертами |моделей. Вместе с тем |возможные случаи. |

|характера, темперамента |чувственная форма |2)перием идеализации, |

|и т.д. Фрагмент бытия |познания вбирает в себя|состоящий в том, что |

|оказавщийся в фокусе |опыт мыслительной |указываюся условия, при |

|ищущей мысли, |деятельности. Единство |которых описываемые в |

|составляет объект |чувственного и |законах процессы |

|познания. В современной |рационального предстает в |происходят в чистом виде, |

|гносеологии принято |процессе познания в виде|т.е. так, как в самой |

|различать объект и |бесконечной спирали: за |действительности они |

|предмет познания. Под |каждым удалением от |происходить не могут. |

|объектом познания имеют|исходной мысли следует все|3)прием концептуализации, |

|в виду реальные |новый и новый возврат к |состоящий в том, что в |

|фрагменты бытия, |ним и их обогащение. С |формулировку законов |

|подвергающиеся |каждым понятием если не|вводятся понятия, |

|иследованнию. Предмет же |актуально то |заимствованные из других|

|- это конкретные |потенциально связанны |теорий, и получивщие в |

|аспекты, на которое |наглядные представления, |них достаточно точный |

|направлено острие ищущей |которые выступают не |смысл и значение. |

|мысли. |только начальным, нои |Важнейшие методы научного |

|Движущей силой познания |конечным пунктом |познания: |

|является практика. |абстрактного мышления, |1)Метод восхождения от |

|Практика - это |когда оно воплощается в |абстрактного к |

|материальная, |конкретное дело. |конкретному. Процесс |

|предметно-чувственная |Подчеркивая единство |научного познания всегда |

|деятельность людей, |чувственной и |связан с переходом от |

|имеющая своим содержанием|рациональной ступени |предельно простых понятий |

|освоение и |познания, мы должны |к более сложным - |

|преобразование природных |иметь в виду, что они |конкретным. Поэтому |

|и социальных объектов и |обладают и относительной|процедуру построения |

|составляющая всеобщую |самостоятельностью: |понятий, все более |

|основу и движущую силу |мышление есть |соответсвующих |

|развития человеческого |качественно |действительным называют |

|общества и познания. |самостоятельное целое со|методом 1) |

|По отношению к |своей спецефической |2)Метод моделирования и |

|практике она играет |структурой, отличной от |принцип системности. |

|троякую роль. |структуры чувственного |Состоит в том, что |

|Во-первых является |познания. |объект недоступный |

|источником, основой | |непосредсвенному |

|познания,его движущей | |иследованнию заменяется |

|силой, дает ему | |его моделью. Модель |

|необходимый фактический | |обладает схожестью с |

|материал. Во-вторых, | |объектом в свойствах, |

|практика является | |интересующих иследователя.|

|способом приложения | | |

|знаний, и в этом смысле| |3)Эксперимент и |

|она цель познания. | |наблюдение. В ходе |

|В-третьих она служит | |эксперимента наблюдаталь |

|мерилом, критeрием | |исскуственно изолирует |

|истинности результатов. | |ряд характеристик |

| | |иследуемой системы и |

| | |изучает их зависимость |

| | |от других параметров. |

| | |В XX веке наука активно |

| | |математизируется. |

|38. Иcторичеcкие типы |35. Диaлектикa aбcолютной|39. Иcторичеcкие типы |

|взаимоотношений человека |и отноcительной иcтины. |общеcтва. |

|и общеcтва. К.Маркс |Пpaктикa кaк оcновa и |Общеcтвенно-экономичеcкая |

|выделял три основные |кpитеpий nознaния. |формация. Наличие |

|исторические типа |Истина - адекватное |определенных этапов как |

|социальности: отношения |отражение объекта |в развитии отдельных |

|личной зависимости (1), |познающим субъектом, |стран, так и все |

|отношения вещной |восппроизводящим |человеческой истории |

|зависимости при личной |реальность такой, какой |отмеачлось мыслителями |

|независимости (2), |оноа есть сама по себе, |издавна. Их выделение |

|отношения свободных |вне и внезавсимо от |нередко было обусловлено|

|индивидуальностей (3). |сознания. |задачами обоснования |

|1. Отношения личной |Истина ограниченна ибо она|проектов "идеального |

|зависимости характерны |отражает объект не |общества", в котором были |

|для всех |целиком, а в известных |бы преодалены пороки, |

|докапиталистических |пределах, которые |недостатки общества |

|обществ, как доклассовых,|постоянно изменяются и |существующего. Основы |

|так и для |развиваются. Относительная|научной типизации |

|классово-антогонистически|истина есть ограниченно |исторического процесса |

|х. Общим для них явл. |верное знание о чем-либо. |заложил Гегель. Он |

|включение индивида в |Абсолютная истина - |полагал, что историю |

|жестко |такое содержание знания,|делают люди, но вместе с |

|регламентированную |которое не опровергается |тем в ней осуществляется |

|локализованную систему |последующим развитием |некоторая объеткивная |

|общественных связей (род,|науки, а обогащается и |логика. Ступени истории - |

|община, сословие, каста, |постоянно поддерживается |это этапы самопознания |

|цех и т.д.). И эта |жизнью. |мирового духа, прогресс |

|система явл. весьма |Критерий истины |в создании свободы. При |

|устойчивой, замкнутой и|заключается в практике. |этом каждая ступень наодит|

|давлеющей над |Некоторое положение |наиболее адекватное |

|человеком, определяет |является истинным если |выражение в духе |

|существенные особенности |можно докзать, применимо |определенного народа, |

|его поведения (дворянин |ли оно в конкретной |который и реализует эту |

|защищает не просто свою |ситуации. Конечно нельзя|ступень своей истории. |

|честь, а себя как |забывать что практика не |Гегель выделял три таких|

|дворянина). Различие же|может полностью потвердить|исторических ступени и |

|заключается в том, что|или опровергнуть то или |соответственно три типа |

|в доклассовом обществе |иное высказывание. |общества: восточный мир, |

|отсутствует эксплуатация,|(пример делимость |античность, германский |

|и здесь личная |атома). Практика |мир. В основу его |

|зависимость проявляется |постоянно развивается, |переодизации были |

|как непосредственная |поэтому расширяются и |заложены критерии, в |

|зависимость человека от |границы той или иной |известной мере |

|первобытного коллектива.|истинны. Практика |отражавшие логику |

|Индивид и реально, и в |многогранна - от |исторического процесса. |

|своем сознании не |эмпирического опыта до |Одновременно он видел и |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.