стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и
материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот.
порождается дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом.
кот. призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве,
религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный
дух. В основе всего лежит идея. Работы: "Наука логики", "Энцикопедия фил.
наук". С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка,
кот. мы пользуемся сейчас - те категории, понятия ... Исходит при
построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон,
логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с
простейших понятий, с бытия.
3 стадии духа:
- субъективный (самопознание, разум отдельного ч-ка)
- объективный (сознание общества)
- абсолютный (абс. идея) - основа всего бытия.
Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще
ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во.
Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о
сущности (признает познание сущности). Категории: сущность, сущ-ние, закон,
возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение
о понятии. Понятие - начало всякой жизни. Гл. понтяие - абс. идея как
субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное.
Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме.
Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея
отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть - поведение в семье.
50. Материалистическая философия Л. Фейербаха.
Феербах с т.зр. филос. воззрений прошел сложный путь: назал с Гегельянства
(Гегель - его учитель), но быстро его преодалел и перешел на позиции
материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического
понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию.
Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует
идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил
философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения - диалектики. Основное
содержание и смысл философии - отстаивание материализма. Характерная
особенность мат-ма Ф. - антропологизм, явившийся следствием исторических
условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в
выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.:
эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался
характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал догадки
об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В
понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: "К критике фил. Гегеля."
51. Теория отчуждения и комунизма в философии К.Маркса.
Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Осмы. взаимосвязи между
частной собств., корыстолюбием, отделением друг от друга труда, капитала и
земельн. собств., м-ду стоимостью человека и его обесцениванием. Труд
рабочего закрепляется в некотором предмете, т.е. происходит опредмечивание
труда. Происходит отчуждение рабочего от продукта своего труда. Труд
рабочего становиться противостоящей ему самостоятельной силой, выступающей
против него как сила враждебная и чуждая. Отчужденный труд - причина
частной собственности, возникновения зар. платы. Маркс предполагал ответить
по меньшей мере на три принципиальных вопроса: Что такое частная
собственность? Почему она должна быть уничтожена? В чем состоит уничтожение
частной собственности? И вся его научная работа была подчинена этой цели.
Истор. отчужд. М. - каждый способ производства обуславливает процесс жизни
вообще и форму отчужд. Отчуждение зародилось в архаич. об-ве: человек слит
с природой. Первобытный способ производства - система достаточно
определенных кровно- родственных связей. Возникает личная собственность на
орудия труда, люди обособлены в некоторых бытовых отношениях. Основное
производственное отношение здесь - личная собственность (фактор отчуждения.
). Капитал способен воспроизводить самого себя. Поэтому капитал есть высшая
форма отчуждения.
Сущн. коммунизма. Коммунизмом предполагает преодаление отчуждения в борьбе
по устранению бурж. частн. соб-ти. М. обнаружил, что коммунизмом не
исчерпывается вся последующая история чел. об-ва. Непонимание существа
употребленных М и Э понятий : целью Октябрьской революции в России стало
как раз уничтожение частной собственности как таковой, к чему ни Маркс, ни
Энгельс пролетариев никогда не призывал. Соб-ть остается частной, изменится
лишь общ. х-р соб-ти, т.е. она перестанет быть бурж. Принцип-но меняется и
сод. труда: "В бурж. об. живой труд есть лишь средство увеличивать
накопленный труд. В ком-ком об. накопленный труд - это лишь ср-во
расширять, обогащать, облегчать жизн. пр-сс рабочих". Вероятнее всего, что
уничт. бурж. част. соб., начавшееся в 1917, началось не в России и не в
указ. году, а несколько позже и в самом капиталистическом мире. Путь
рассредоточения исходно капитала, в руках все большего числа соб-ков через
акции, совм. предпр. и т.п. Наиб. перед. страны мира сегодня переживают 1
этап становл. ком-ма в марк. поним.
52. Материалистическое понимании истори в учении Маркса.
Положения учения М. об общ.-эк. формации были сформ в "Предисловии к
"Критике политической экономии ". В общ. пр-ве люди вступают в пр-ные
отношения, которые соотв-ют опред. ступени развития их материальных
производительных сил. Совокупность этих пр. отношений составляет экономич.
структуру об-ва, реальный базис, на котором возвышается юридич. и политич.
надстройка и кот-му соотв. опред. формы общ. сознания. Не сознание людей
определяет их бытие, а, наоборот, их общ. бытие определяет их сознание. На
известной ступени своего развития материальные пр. силы об-ва приходят в
противоречие с сущ-ми пр. отношениями- эпоха социальной рев-ции. Способ пр-
ва - единство опред. способа совместной д-ти и соотв. ему формы общения.
Способ д-ти есть совокупность особенных форм д-ти, объединяемых формой
общения в качестве с-мы пр. отношений. Форма общения - осн. пр. отнош.
данного сп. производства. Развитие форм д-ти диалектично, противоречиво.
Здесь обнаруживается и способ самодеятельности человека, в которой
реализуется его родовая сущность. Определяющую роль играют средства пр-ва
и, в частности, орудия труда. Общ. бытие - все матер., эк. процессы,
происход. в общ-ве, связанные способом пр-ва, к-рый сам предст. единство
производ. сил и производит. отношений. Общ. сознание - совок-ть всех форм
коллект. сознания (правовое, политич., морал., религ., искусство, фил-я,
наука). Способы пр-ва (античный, феод.,рабовл.,бурж.).
54.Распространение и развитие философских идей марксизма в России.
ПЛЕХАНОВ и его "группа освобождения труда" поставили своГй задачей
перевести на русск. язык главные произведения М.и Э. для распростр-я их в
России. Плеханов создал ряд своих филос. работ, к-рые не развивали, а
пропагандировали, разъясняли Марксистскую теорию. Плеханов отстаивает
взгляды: 1. Материализм - филос. учение, против-ное идеализму. 2. Матер.
понимание истории: те же понятия общ. бытия, общ. сознания, базис,
надстройка, пр. силы,.... 3. Наиб. острая проблема: роль личности в
истории. Борется с 2-мя фронтами: субъективистами-народниками и с
фатализмом либе- ралов (чел-к не волен в своих действиях). Ставит ?: - кого
след. считать выдающейся л-тью? - при каких обстоятельствах она
выдвигается? - какую она может сыграль роль в истории? - берет в кач.
примера конкр. полит. деятелей (Наполеона). Л-ть по Плеханову не может по
своему произволу передвигать часы истории, она только накладывает отпечаток
на ход истории. Россия явл. специфич. гос-вом, под европейские мерки не
м.б. подведена. Стремился показать, что доктрина Маркса не м.б. при-енена
здесь так, как в Европе. Гл. неприязнь его к Ленину: Ленин слишком упрощал
преобразование России. Пытался увидеть развитие общ-ва в его объективных
формах, независимых от воли и побуждений отдельных лиц, Н-ти такую форму
орг-ции общ-ва (партию)
58. Философские идеи Г. И. Челпанова И. Я. Франко.
Челпанов утв., что современное научно-философское мировоззрение лишь по
недоразумению называется материалистическим. Причину популярности мат-ма он
видит в его простоте и в непонимании многими философами ф. как науки, у
которой есть предмет и которую необходимо изучать. "Нельзя обсуждать
философские вопросы, если мы их не изучали". М-ду физ. и миром псих.
существ. очень глубокое различие: к первым никакие категории
пространственного протяжения неприемлимы, а к явлениям и вещам
материального мира категории протяженности приемлимы. Аргументы: тепло и
свет, только наши ощущения, но не явления физические. Физические и
психические процессы проходят параллельно. Цвет, звук, пространство и время
составляет лишь содержание нашего ощущения.
Франко стал одним из организаторов рев.-дем. партии, симпатизировал
социалистам. Исследовал проблемы добра и зла, смысла жизни, личности и
коллектива. Наука в историческом процессе видит определенные закон-ти, а не
капризы и прихоти отдельных истор. деятелей. Возникн. письма стало
основанием и главным усл. для регистрации и накопления фактов в науках.
Появ. группы людей, профес. занимающихся научными иссл-ми. Ф. отметил, что
с конца 15 в. начинается эпоха культ. переворотов: изобретены порох,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11