Рефераты. Шпора по философии






стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и

материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот.

порождается дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом.

кот. призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве,

религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный

дух. В основе всего лежит идея. Работы: "Наука логики", "Энцикопедия фил.

наук". С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка,

кот. мы пользуемся сейчас - те категории, понятия ... Исходит при

построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон,

логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с

простейших понятий, с бытия.

3 стадии духа:

- субъективный (самопознание, разум отдельного ч-ка)

- объективный (сознание общества)

- абсолютный (абс. идея) - основа всего бытия.

Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще

ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во.

Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о

сущности (признает познание сущности). Категории: сущность, сущ-ние, закон,

возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение

о понятии. Понятие - начало всякой жизни. Гл. понтяие - абс. идея как

субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное.

Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме.

Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея

отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть - поведение в семье.

50. Материалистическая философия Л. Фейербаха.

Феербах с т.зр. филос. воззрений прошел сложный путь: назал с Гегельянства

(Гегель - его учитель), но быстро его преодалел и перешел на позиции

материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического

понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию.

Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует

идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил

философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения - диалектики. Основное

содержание и смысл философии - отстаивание материализма. Характерная

особенность мат-ма Ф. - антропологизм, явившийся следствием исторических

условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в

выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.:

эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался

характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал догадки

об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В

понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: "К критике фил. Гегеля."

51. Теория отчуждения и комунизма в философии К.Маркса.

Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Осмы. взаимосвязи между

частной собств., корыстолюбием, отделением друг от друга труда, капитала и

земельн. собств., м-ду стоимостью человека и его обесцениванием. Труд

рабочего закрепляется в некотором предмете, т.е. происходит опредмечивание

труда. Происходит отчуждение рабочего от продукта своего труда. Труд

рабочего становиться противостоящей ему самостоятельной силой, выступающей

против него как сила враждебная и чуждая. Отчужденный труд - причина

частной собственности, возникновения зар. платы. Маркс предполагал ответить

по меньшей мере на три принципиальных вопроса: Что такое частная

собственность? Почему она должна быть уничтожена? В чем состоит уничтожение

частной собственности? И вся его научная работа была подчинена этой цели.

Истор. отчужд. М. - каждый способ производства обуславливает процесс жизни

вообще и форму отчужд. Отчуждение зародилось в архаич. об-ве: человек слит

с природой. Первобытный способ производства - система достаточно

определенных кровно- родственных связей. Возникает личная собственность на

орудия труда, люди обособлены в некоторых бытовых отношениях. Основное

производственное отношение здесь - личная собственность (фактор отчуждения.

). Капитал способен воспроизводить самого себя. Поэтому капитал есть высшая

форма отчуждения.

Сущн. коммунизма. Коммунизмом предполагает преодаление отчуждения в борьбе

по устранению бурж. частн. соб-ти. М. обнаружил, что коммунизмом не

исчерпывается вся последующая история чел. об-ва. Непонимание существа

употребленных М и Э понятий : целью Октябрьской революции в России стало

как раз уничтожение частной собственности как таковой, к чему ни Маркс, ни

Энгельс пролетариев никогда не призывал. Соб-ть остается частной, изменится

лишь общ. х-р соб-ти, т.е. она перестанет быть бурж. Принцип-но меняется и

сод. труда: "В бурж. об. живой труд есть лишь средство увеличивать

накопленный труд. В ком-ком об. накопленный труд - это лишь ср-во

расширять, обогащать, облегчать жизн. пр-сс рабочих". Вероятнее всего, что

уничт. бурж. част. соб., начавшееся в 1917, началось не в России и не в

указ. году, а несколько позже и в самом капиталистическом мире. Путь

рассредоточения исходно капитала, в руках все большего числа соб-ков через

акции, совм. предпр. и т.п. Наиб. перед. страны мира сегодня переживают 1

этап становл. ком-ма в марк. поним.

52. Материалистическое понимании истори в учении Маркса.

Положения учения М. об общ.-эк. формации были сформ в "Предисловии к

"Критике политической экономии ". В общ. пр-ве люди вступают в пр-ные

отношения, которые соотв-ют опред. ступени развития их материальных

производительных сил. Совокупность этих пр. отношений составляет экономич.

структуру об-ва, реальный базис, на котором возвышается юридич. и политич.

надстройка и кот-му соотв. опред. формы общ. сознания. Не сознание людей

определяет их бытие, а, наоборот, их общ. бытие определяет их сознание. На

известной ступени своего развития материальные пр. силы об-ва приходят в

противоречие с сущ-ми пр. отношениями- эпоха социальной рев-ции. Способ пр-

ва - единство опред. способа совместной д-ти и соотв. ему формы общения.

Способ д-ти есть совокупность особенных форм д-ти, объединяемых формой

общения в качестве с-мы пр. отношений. Форма общения - осн. пр. отнош.

данного сп. производства. Развитие форм д-ти диалектично, противоречиво.

Здесь обнаруживается и способ самодеятельности человека, в которой

реализуется его родовая сущность. Определяющую роль играют средства пр-ва

и, в частности, орудия труда. Общ. бытие - все матер., эк. процессы,

происход. в общ-ве, связанные способом пр-ва, к-рый сам предст. единство

производ. сил и производит. отношений. Общ. сознание - совок-ть всех форм

коллект. сознания (правовое, политич., морал., религ., искусство, фил-я,

наука). Способы пр-ва (античный, феод.,рабовл.,бурж.).

54.Распространение и развитие философских идей марксизма в России.

ПЛЕХАНОВ и его "группа освобождения труда" поставили своГй задачей

перевести на русск. язык главные произведения М.и Э. для распростр-я их в

России. Плеханов создал ряд своих филос. работ, к-рые не развивали, а

пропагандировали, разъясняли Марксистскую теорию. Плеханов отстаивает

взгляды: 1. Материализм - филос. учение, против-ное идеализму. 2. Матер.

понимание истории: те же понятия общ. бытия, общ. сознания, базис,

надстройка, пр. силы,.... 3. Наиб. острая проблема: роль личности в

истории. Борется с 2-мя фронтами: субъективистами-народниками и с

фатализмом либе- ралов (чел-к не волен в своих действиях). Ставит ?: - кого

след. считать выдающейся л-тью? - при каких обстоятельствах она

выдвигается? - какую она может сыграль роль в истории? - берет в кач.

примера конкр. полит. деятелей (Наполеона). Л-ть по Плеханову не может по

своему произволу передвигать часы истории, она только накладывает отпечаток

на ход истории. Россия явл. специфич. гос-вом, под европейские мерки не

м.б. подведена. Стремился показать, что доктрина Маркса не м.б. при-енена

здесь так, как в Европе. Гл. неприязнь его к Ленину: Ленин слишком упрощал

преобразование России. Пытался увидеть развитие общ-ва в его объективных

формах, независимых от воли и побуждений отдельных лиц, Н-ти такую форму

орг-ции общ-ва (партию)

58. Философские идеи Г. И. Челпанова И. Я. Франко.

Челпанов утв., что современное научно-философское мировоззрение лишь по

недоразумению называется материалистическим. Причину популярности мат-ма он

видит в его простоте и в непонимании многими философами ф. как науки, у

которой есть предмет и которую необходимо изучать. "Нельзя обсуждать

философские вопросы, если мы их не изучали". М-ду физ. и миром псих.

существ. очень глубокое различие: к первым никакие категории

пространственного протяжения неприемлимы, а к явлениям и вещам

материального мира категории протяженности приемлимы. Аргументы: тепло и

свет, только наши ощущения, но не явления физические. Физические и

психические процессы проходят параллельно. Цвет, звук, пространство и время

составляет лишь содержание нашего ощущения.

Франко стал одним из организаторов рев.-дем. партии, симпатизировал

социалистам. Исследовал проблемы добра и зла, смысла жизни, личности и

коллектива. Наука в историческом процессе видит определенные закон-ти, а не

капризы и прихоти отдельных истор. деятелей. Возникн. письма стало

основанием и главным усл. для регистрации и накопления фактов в науках.

Появ. группы людей, профес. занимающихся научными иссл-ми. Ф. отметил, что

с конца 15 в. начинается эпоха культ. переворотов: изобретены порох,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.