Рефераты. Шпора по философии






растет яблоко). В борьбе противоположносей не может одна победить другую,

они обе падут. Смерть- основа для новой жизни. Гносеология Г. Низшее,

высшее знание. Чувственное познание, познание Логосом. Познание- сложный .

тонкий процесс. Имея уши можно не слышать, а чтобы слышать - нужно знать,

что слышать. Цель познания - познание логоса. Смысл - найти в себе логос.

21.Нумералогия и мистика ПИФАГОРа (5-4 вв).

П. первый назвал себя философом. Пифагор из острова Самоса. Учился 22 года

у египетских жрецов. В 525г. Египет был завоеван персами. В качестве

пленника П. был отправлен в Вавилон. Но и там получил возмлжность учиться

(12 лет). Затем в Индии. Создал свой союз на юге Италии Принимались лица

обоего пола (только свободные), выдержавшие многолетнюю проверку умств. и

нравств. качеств. 2 ступени: акусматики (послушники) усваивали знания

догматически и математики (ученые) занимались более сложными вопросами,

которые преподавали с обоснованием. Союз- закрытая организация, учение

тайное. Подъем до восхода солнца. Мнемонические (набор приемов, позволяющих

запомнить нужные факты) упражнения, встречали у моря восход Солнца.

Гимнастика, труд, вечером совместное купание, ужин, возлияния богам. Общее

чтение, перед сном - отчет о прожитом дне. Клятва о сохранении тайны и

отказ от критики Пифагора. В основе союза - учение о нравственных принципах

поведения: победа над страстями, подчинение старшим, дружба и товарищество,

подчинение Пифагору. Число основа всего сущего Каждая цифра имеет

определенное значение. 1-бог- она неделима, присуща всем, но сама в себе

ничего не содержит. 2- качество делимости. 3- начало - середина - конец.

Все в природе, в чем есть середина - троично. Весь космос должен сводиться

к числу 10. 1+2+3+4(основн. числа) =10. Он представляет хор: каждая

планета, двигаясь по элипсу, воспроизводит звук определенной высоты, все

вместе звучит как 10. П. верит в переселение душ: новорожденый ребенок

имеет в себе душу родителей и передает ее своим детям. П. впервые употребил

термин "философия" как любовь к мудрости. Начало мира: боединение огня,

воды, земли, огня. - Соединение предельного (оформленной материи) и

беспредельного(неоформл. мат.) - число 1 выступает началом, причиной мира,

является тождеством целостности мира - 2 - понятие того, что имеет начало,

середину, конец. - 10 - совершенство, божество. П.-математик - т.Пифагора,

явление несоизмеримости. П.-астроном - открытие косого положения зодиака,

определение продолжительности "великого года" (планеты занимают одинаковое

положение друг относительно друга).

"Жизнь" для Пифагора -сначала расплавленная земля была окружена атмосферой,

которая превратилась в жидкость и появились моря. зародыши жизни попали в

море и на континенты, которые появились из воды. Новые виды появились,

когда старые исчерпали себя. Человек -венец природы. Своеобразие людей

определяется своеобразием душевного начала.

22. Софисты, Сократ.

Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции появились софисты. "Софистэс"

(др.гр.) - мудрость. Их цель - обучить учеников использовать приобретенные

знания в дискуссиях и спрорах. Они мало занимались вопросами мироздания.

Учили побеждать противника в спорах. В фил. софисты привлекали внимание к

проблеме чел. , об-ва, знания. Софисты учили, что объективный мир

непознаваем, т.е. были первыми агностиками. Однако агностицизм софистов

ограничен их релятивизмом (все в мире относительно). Софистов принято

делить на старших (Протогор, Горгий, Продик) и младших (Алкидам, Трасимах,

Критий, Калликл). Протагор(родился в 80-тых годах 5 в.до н э). Материалист:

В основе мира - материя. Она изменчива на столько, что на месте утрат

возникают новые эл-ты. Все меняется ничего нет постоянного. Горгий (5 в до

н э) Сторонник релятивизма "О природе", "О несуществующем". 1)Ничего не

существует, 2)а если и существует, то непостижимо, 3)а если постижимо, то

не высказываемо и необъяснимо. Т.е. нельзя показать что (не)существует

бытие. Если сущее вечно, оно не имеет никакого начала, а следовательно,

беспредельно, а если оно беспредельно, то его нигде нет, а если его нигде

нет, то его вообще нет. Младшие софисты стояли на стороне рабовл.

демократии. Большинство материалисты и атеисты. Сторонники естественного

возникновения общества (люди равны по природе - несогласие с принципами

раб. об-ва). релятивизм: добро и зло понятия относительные. Способств.

формированию языкознания (Протагор разделил речь на 4 вида : просьбу,

вопрос, ответ, предписание - корни речи). Говорили о том , что каждая

власть устанав. законы полезные ей самой.(Ликофрон, Алкидамант)

Сократ, Сократические школы. Сократ из Афин (470-399). Отец ремесленник,

мать - повив. бабка Не стрем. к активной общ. жизни. Не считал себя

"мудрым", а только философом - любящем мудрость. Центр фил. С. - чел.,

отношение к общине, об-ву, з-нам, идеалист. Добродетели человек приобрет.

путем позн. и самопозн. против выбора гос. чиновников по жребию ( а надо по

способн. и по знаниям) . Ценил земледелие, а счит., что ремесло и торговля

разр. порядок общины и губят души. Все время посвящал фил. беседам и

спорам. Имел много учеников. За обучение денег не брал. Обвинен в безбожии.

В другой речи заявил, что уже стар и не боится смерти, т.к. она дает ему

возможность встретиться с Гомером и др. Большинством голосов приговорен к

казни. Отказался от возможности бежать. Принял растительный яд. С. любил

задумчивую созерцательность. Нередко он настолько уходил в себя, что

становился неподвижным и отключался от внешнего мира. В центре внимания –

человек. "Познай самого себя". Для чего? Чтобы постоянно

самосовершенствоваться. Поднимал вопросы совести, добродетели,

нравственностиГл. в речах С. были вопросы этики - вопр. о том как следует

жить.

23.Анаксагор и Эмпидокл.

Эмпедокл из Сицилии (490-430). Ученик Пифагора, поэт, медик, филос.,

участв. в политич. жизни. "О природе", "Очищение". В качестве первоначала

мироздания признает 4 традиционные стихии или корня (земля, вода, воздух,

огонь). Они равны и непревращаются друг в друга. Корни как начало вечны, но

то что от них происходит временно. Несотворенность мира и его

неуничтожимость. Механистическое понимание движения. 4 стадии космоса: 1)

власть любви: все стихии одинаково представлены и сливаются; 2)

возникновение отдельных единичн. вещей - приход вражды; 3) царство вражды:

стихии разделены; 4) возврат любви - стихии опять соедин. Верит в

переселение душ. Познание: Мысль человека - это кровь, что омывает

сердце(материализация мысли). В крови наиболее равномерно перемешаны корни.

Челов. и окруж. мир состоят из одних и тех же стихий. Анаксагор из

Клаземена (500-422). В центре внимания - проблема качественного превращения

тел. Как "из не-волоса возник волос"? Для решения этой проблемы принимает в

качестве закона положение о том, что ничего не возникает из небытия. Но

отрицает учение элеатов о неизменности и единстве бытия. Правильно было бы

вместо "возникать" говорить "смешиваться", а вместо "погибать"

"выделяться". Отрицает существование небытия и пустоты. Первоначала.

Первичны все без исключения состояния в-ва (плюралист). Тезис "Все во всем"

- в любом месте космоса содержатся все виды семян; все вещи содержат семена

всех вещей, любое семя неоднородно и неисчерпаемо. Начало мира."Вместе все

вещи были" И в таком состоянии все находилось неопределенно долго,

сдерживаемое преобладающим в мироздании воздухом. первоначальный хаос не

мог развиться своими силами в космосе. Для этого требовалось особое

активное начало - нус - мировой ум (он движет миром и познает мир). Нус -

бесконечен, самодержавен, не смешан ни с какой вещью. А. - основоположник

панспермии: семена живых существ падают на землю вместе с дождем.

Психология: чел. разумен, потому что он один из всех живых существ имеет

руки. Познание: все познается себе противоположным. Ощущения не дают

истины, хотя дают сведения о внешнем мире (снег - белый, но ведь снег -

вода, которая черная, следоват. снег - черный)

24. Атомизм Левкиппа-Демокрита.

Учение Л. и Д. - вершина античного материализма атомистический материализм.

Все из атомов, в том числе и душа. Атомы - неделимые, неизменные,

бескачественные единицы материи. Атомы отличаются формой и величиной.

Движение атомов: носятся в пустоте; образуют вихри по принципу подобное

стремится к подобному; более крупные -> к центру, более мелкие> на

переферию. Некоторые атомы от столкновения воспламеняются. Атомы движутся в

пустоте и характ. велич., формой, порядком и положением. Они являются

причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и

разъединению.

Демокрит (460-370). из Абдеры, ученик Л. Стремился постич мир как

объективную реальность данную нам в ощущение. Много путеш. его труды -

вроде энциклопедии познания того времени (более 70 назв. раб. по физ.

этике, матем, ритор, астроном... ) Первоначалом всего были атомы (х-ся еще

и велич. и тяжестью) - частицы материи (бытие), а кругом пустота (небытие).

Мир наполнен многими мирами, но в центре Земля (геоцентризм). Жизнь

возникла в рез-те перехода из неживого к живому на основе з-на природы

(материализм). "После того как произошло разделение мрачного хаоса, после

того как возник воздух, а под ним зелмя, грязеобразная и совсем мягкая, на

ней вспучились пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей.

Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.