растет яблоко). В борьбе противоположносей не может одна победить другую,
они обе падут. Смерть- основа для новой жизни. Гносеология Г. Низшее,
высшее знание. Чувственное познание, познание Логосом. Познание- сложный .
тонкий процесс. Имея уши можно не слышать, а чтобы слышать - нужно знать,
что слышать. Цель познания - познание логоса. Смысл - найти в себе логос.
21.Нумералогия и мистика ПИФАГОРа (5-4 вв).
П. первый назвал себя философом. Пифагор из острова Самоса. Учился 22 года
у египетских жрецов. В 525г. Египет был завоеван персами. В качестве
пленника П. был отправлен в Вавилон. Но и там получил возмлжность учиться
(12 лет). Затем в Индии. Создал свой союз на юге Италии Принимались лица
обоего пола (только свободные), выдержавшие многолетнюю проверку умств. и
нравств. качеств. 2 ступени: акусматики (послушники) усваивали знания
догматически и математики (ученые) занимались более сложными вопросами,
которые преподавали с обоснованием. Союз- закрытая организация, учение
тайное. Подъем до восхода солнца. Мнемонические (набор приемов, позволяющих
запомнить нужные факты) упражнения, встречали у моря восход Солнца.
Гимнастика, труд, вечером совместное купание, ужин, возлияния богам. Общее
чтение, перед сном - отчет о прожитом дне. Клятва о сохранении тайны и
отказ от критики Пифагора. В основе союза - учение о нравственных принципах
поведения: победа над страстями, подчинение старшим, дружба и товарищество,
подчинение Пифагору. Число основа всего сущего Каждая цифра имеет
определенное значение. 1-бог- она неделима, присуща всем, но сама в себе
ничего не содержит. 2- качество делимости. 3- начало - середина - конец.
Все в природе, в чем есть середина - троично. Весь космос должен сводиться
к числу 10. 1+2+3+4(основн. числа) =10. Он представляет хор: каждая
планета, двигаясь по элипсу, воспроизводит звук определенной высоты, все
вместе звучит как 10. П. верит в переселение душ: новорожденый ребенок
имеет в себе душу родителей и передает ее своим детям. П. впервые употребил
термин "философия" как любовь к мудрости. Начало мира: боединение огня,
воды, земли, огня. - Соединение предельного (оформленной материи) и
беспредельного(неоформл. мат.) - число 1 выступает началом, причиной мира,
является тождеством целостности мира - 2 - понятие того, что имеет начало,
середину, конец. - 10 - совершенство, божество. П.-математик - т.Пифагора,
явление несоизмеримости. П.-астроном - открытие косого положения зодиака,
определение продолжительности "великого года" (планеты занимают одинаковое
положение друг относительно друга).
"Жизнь" для Пифагора -сначала расплавленная земля была окружена атмосферой,
которая превратилась в жидкость и появились моря. зародыши жизни попали в
море и на континенты, которые появились из воды. Новые виды появились,
когда старые исчерпали себя. Человек -венец природы. Своеобразие людей
определяется своеобразием душевного начала.
22. Софисты, Сократ.
Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции появились софисты. "Софистэс"
(др.гр.) - мудрость. Их цель - обучить учеников использовать приобретенные
знания в дискуссиях и спрорах. Они мало занимались вопросами мироздания.
Учили побеждать противника в спорах. В фил. софисты привлекали внимание к
проблеме чел. , об-ва, знания. Софисты учили, что объективный мир
непознаваем, т.е. были первыми агностиками. Однако агностицизм софистов
ограничен их релятивизмом (все в мире относительно). Софистов принято
делить на старших (Протогор, Горгий, Продик) и младших (Алкидам, Трасимах,
Критий, Калликл). Протагор(родился в 80-тых годах 5 в.до н э). Материалист:
В основе мира - материя. Она изменчива на столько, что на месте утрат
возникают новые эл-ты. Все меняется ничего нет постоянного. Горгий (5 в до
н э) Сторонник релятивизма "О природе", "О несуществующем". 1)Ничего не
существует, 2)а если и существует, то непостижимо, 3)а если постижимо, то
не высказываемо и необъяснимо. Т.е. нельзя показать что (не)существует
бытие. Если сущее вечно, оно не имеет никакого начала, а следовательно,
беспредельно, а если оно беспредельно, то его нигде нет, а если его нигде
нет, то его вообще нет. Младшие софисты стояли на стороне рабовл.
демократии. Большинство материалисты и атеисты. Сторонники естественного
возникновения общества (люди равны по природе - несогласие с принципами
раб. об-ва). релятивизм: добро и зло понятия относительные. Способств.
формированию языкознания (Протагор разделил речь на 4 вида : просьбу,
вопрос, ответ, предписание - корни речи). Говорили о том , что каждая
власть устанав. законы полезные ей самой.(Ликофрон, Алкидамант)
Сократ, Сократические школы. Сократ из Афин (470-399). Отец ремесленник,
мать - повив. бабка Не стрем. к активной общ. жизни. Не считал себя
"мудрым", а только философом - любящем мудрость. Центр фил. С. - чел.,
отношение к общине, об-ву, з-нам, идеалист. Добродетели человек приобрет.
путем позн. и самопозн. против выбора гос. чиновников по жребию ( а надо по
способн. и по знаниям) . Ценил земледелие, а счит., что ремесло и торговля
разр. порядок общины и губят души. Все время посвящал фил. беседам и
спорам. Имел много учеников. За обучение денег не брал. Обвинен в безбожии.
В другой речи заявил, что уже стар и не боится смерти, т.к. она дает ему
возможность встретиться с Гомером и др. Большинством голосов приговорен к
казни. Отказался от возможности бежать. Принял растительный яд. С. любил
задумчивую созерцательность. Нередко он настолько уходил в себя, что
становился неподвижным и отключался от внешнего мира. В центре внимания –
человек. "Познай самого себя". Для чего? Чтобы постоянно
самосовершенствоваться. Поднимал вопросы совести, добродетели,
нравственностиГл. в речах С. были вопросы этики - вопр. о том как следует
жить.
23.Анаксагор и Эмпидокл.
Эмпедокл из Сицилии (490-430). Ученик Пифагора, поэт, медик, филос.,
участв. в политич. жизни. "О природе", "Очищение". В качестве первоначала
мироздания признает 4 традиционные стихии или корня (земля, вода, воздух,
огонь). Они равны и непревращаются друг в друга. Корни как начало вечны, но
то что от них происходит временно. Несотворенность мира и его
неуничтожимость. Механистическое понимание движения. 4 стадии космоса: 1)
власть любви: все стихии одинаково представлены и сливаются; 2)
возникновение отдельных единичн. вещей - приход вражды; 3) царство вражды:
стихии разделены; 4) возврат любви - стихии опять соедин. Верит в
переселение душ. Познание: Мысль человека - это кровь, что омывает
сердце(материализация мысли). В крови наиболее равномерно перемешаны корни.
Челов. и окруж. мир состоят из одних и тех же стихий. Анаксагор из
Клаземена (500-422). В центре внимания - проблема качественного превращения
тел. Как "из не-волоса возник волос"? Для решения этой проблемы принимает в
качестве закона положение о том, что ничего не возникает из небытия. Но
отрицает учение элеатов о неизменности и единстве бытия. Правильно было бы
вместо "возникать" говорить "смешиваться", а вместо "погибать"
"выделяться". Отрицает существование небытия и пустоты. Первоначала.
Первичны все без исключения состояния в-ва (плюралист). Тезис "Все во всем"
- в любом месте космоса содержатся все виды семян; все вещи содержат семена
всех вещей, любое семя неоднородно и неисчерпаемо. Начало мира."Вместе все
вещи были" И в таком состоянии все находилось неопределенно долго,
сдерживаемое преобладающим в мироздании воздухом. первоначальный хаос не
мог развиться своими силами в космосе. Для этого требовалось особое
активное начало - нус - мировой ум (он движет миром и познает мир). Нус -
бесконечен, самодержавен, не смешан ни с какой вещью. А. - основоположник
панспермии: семена живых существ падают на землю вместе с дождем.
Психология: чел. разумен, потому что он один из всех живых существ имеет
руки. Познание: все познается себе противоположным. Ощущения не дают
истины, хотя дают сведения о внешнем мире (снег - белый, но ведь снег -
вода, которая черная, следоват. снег - черный)
24. Атомизм Левкиппа-Демокрита.
Учение Л. и Д. - вершина античного материализма атомистический материализм.
Все из атомов, в том числе и душа. Атомы - неделимые, неизменные,
бескачественные единицы материи. Атомы отличаются формой и величиной.
Движение атомов: носятся в пустоте; образуют вихри по принципу подобное
стремится к подобному; более крупные -> к центру, более мелкие> на
переферию. Некоторые атомы от столкновения воспламеняются. Атомы движутся в
пустоте и характ. велич., формой, порядком и положением. Они являются
причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и
разъединению.
Демокрит (460-370). из Абдеры, ученик Л. Стремился постич мир как
объективную реальность данную нам в ощущение. Много путеш. его труды -
вроде энциклопедии познания того времени (более 70 назв. раб. по физ.
этике, матем, ритор, астроном... ) Первоначалом всего были атомы (х-ся еще
и велич. и тяжестью) - частицы материи (бытие), а кругом пустота (небытие).
Мир наполнен многими мирами, но в центре Земля (геоцентризм). Жизнь
возникла в рез-те перехода из неживого к живому на основе з-на природы
(материализм). "После того как произошло разделение мрачного хаоса, после
того как возник воздух, а под ним зелмя, грязеобразная и совсем мягкая, на
ней вспучились пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей.
Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11