увеличились и лопнули, из них образовались люди и животные. Когда же Земля
высохла и уже не могла больше рождать, животные стали появляться на свет
путем рождения одних от других." Детерминизм - все обладает причинностью.
Случайных причин не бывает. Случайно только то, причину чего мы не знаем.
Так движение атомов закономерно, по строго намеченым орбитам
даталистический детерминизм. Чел. из грязи и воды, но он вобрал в себя
нечто божественное (разум, мысль). Познание - не противопоставляет
чувственное и рациональное. Исследует слух (источник звука сгущение
воздуха), вкус (форма и величина атомов), зрение (рез-т действия на органы
зрения), осязание (различение горачего и холодного), образы (тончайшие
оболочки тел), цвет (существует только в нашем представлении белый, черный,
красный, зеленый). Чувственное познание явл. низшей ступенью и знакомит нас
с окружающ. миром явлений. Л.: цель жизни - наслаждение прекрасным. Душа -
огненное соединение постигаемых разумом частиц.
25. Платон об "идеях", о материи и мире вещей.
П.(427-347) из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в Афинах. После смерти
Сократа много путешествовал (12лет). Критикует Демокрита. Центральное
учение - учение об "идеях". Материальный мир ( кажущееся бытие), который
нас окружает и который мы познаем своими чувствами является лишь "тенью" и
произведен от мира идей (истинное бытие), т.е. матер. мир вторичен. Все
явления материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи
являются неизменными и вечными. Поэтому идеи - единственный предмет
подлинного истинного познания. Чувственно воспринимаемые предметы -
подобие, тень, в кот. отражены идеи. Основоположник объективного идеализма.
Онтология: Чувственному миру как кажущемуся и нереальному противопоставляет
идеальный мир как реальный и действительный. Виды сущего (самостоятельны и
вечны):
- идеи (существует конечное число идей по числу существенно-сходных вещей и
явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в
идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей, это
форма, структура, эталон для вещей);
- материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она способна
принимать различные формы.
- -всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.
Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) но идея и материя
безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя
уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса
шарообразно, в центре есть ось на которой покоится земля -геоцентрист.
Космос вращается вокруг Земли. Тело космоса находится внутри души космоса.
Душа творится раньше тела. Своей тождественной частью мировая душа
постигает идею, иной частью материю, а смесь тождественного и иного -вещь.
Время (движущееся подобно вечности) родилось из разума и мысли бога. Ум-
демиург творит низших богов из огня. Это шарообразные небесные тела
наделенные равномерным движением - планеты. Земля - старейший и
почтеннейший из богов, рожденных внутри неба - некая космическая религия.
Развитие мира определяется вечным конфликтом бытия и небытия.
26. Аристотель.
Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном побережье Эгейского
моря. Из семьи придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до
смерти основателя в теч. 20 лет. "Платон мне друг, но истина дороже.
Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях.
Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу ликей
(рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После
смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой
обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими
учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и
методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О
небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". О
предмете фил.: если предметом физики явл. материальные сущности, то фил.
имеет право на самостоятельное существование, если в ней есть эл-ты
нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные сущности. Это
наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу,
чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А.
называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям
сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать.
Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн.
затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия,
перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует
независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не
обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по
количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя
включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).
Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь
познания; ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука
Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение -
естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено
быть или рвабом или рабовладельцем.
Общество свободных людей. 1. Очень богаты - противоественный способ
приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3. Крайне бедные. Формы гос-
ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие (тирания, олигаргия, демокр.)
Задача- предотвращение чрезмерного накопления богатства.
27. Филон Александрийский
Посл. четв. 1 в. до н.э., Александрия - сер. 1в. н.э. Пытался олигорически
толковать Библию. Утверждал, что народное единство может быть достигнуто
единообразием толкования Моисеева з-на. Хотел сближения иудейской религ. и
греческой. Источником сближения могло стать пояснение смысла библии.
Попытки Филона целей не достигли, т.к между объект. идеал. и др. греч.
филос. существуют существ. расхождения. Понятие Б. - неопределимое, сущее
понятие. Между Б. и людьми сущ. целый ряд посредственных существ. 1-
первообразы (Плат. идеи) 2-ангелы 3 - демон, Исходил из двух принципов -
абс. трансцендентности бога и стоически-платонич. учения об идеях. Божество
Ф.А. - выше платоновских единого иблага и является истинно сущим, о к-ром
человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково
оно. В связи со стоическо-плтонич. концепц. эманации учил о логосе как
самом высоком и совершенном творении бога, благодаря которому бог творит
сначала существа более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и
человека. Выдвинул теорию экстатического восхождения к богу.
28.Гностицизм.
Рел-фил теч., периода поздней ант-сти. Возник I в. в вост.части Рим.
империи.,как (вавилон+иран+египет+иудейскиеидр рел.-миф-ких представ. и
культов) + греч.фил + христ.идей. Гностицизм предшшествовал христианству.
Направления: 1 иуд., 2 - христИсходит из того, что можно рац. образом
объяснить религию. Гностики выступали под флагом защиты хр. религии
средствами рациональными. Они хотели рационализировать рел. Но рел. основ.
на вере, а фил - на разуме. Нельзя научиться верить в Б., вера приходит из
души. Гностики чувств., что то что говор. Иисус и пропагандир. церковь -
разные вещи.. Различают христ. и языческий Г. Пытается решить вопрос о
происхождении и значении в мире, почему сущ. зло, если бог добр и
справедлив.. Г. различают бога-творца и б-искупителя . Т.о. сущ-ет 2а
божества:б. как всеблагой искупитель и подчененный ему (враждебный) творец
мира. Сущ.черты Г. -1) мистика.Превращение Б. в человека-великое таинство
христ.учения.Познание Б. у Г. не рацианально, имеет сверхестественное
содержание; -2)ему присущи с од.стороны социально- интеллект. аристократизм
(не все люди способны к гноису (знанию)), и с др.-эгалитарные тенденции
единения людей в гносисе. Признают трехчастный состав человека (дух- душа-
тело). Конец IIв. церьковь ведет борьбу с Г. Причина - недоступный
большинству уровень суждений Г.:сложная интерпритация Библии открывала путь
к ереси.( Симон Маг, Валентин Гностик )
29. Теология Аврелия Августина
А.А.(354-420), род-ся в Алжире.. Выст. против еретиков и гностиков.
Начинает с гностицизма. Под влиянием епископа Ккарфагенского круто меняет
свои взгляды. Крещен в Риме, посвящен в сан, назначен епископом. Христ.
основа филос. Сделал Б. центром фил. мышления. Из принципа, что Б. первичен
вытекает его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над
разумом. Б. является наиважнейшим предметом познания, познание же
приходящих вещей бессмысленно для абсолютного познания. Душа не содержит в
себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления воли, памяти. От
тела душа сотличается совершенством, близка к богу и бессмертн. Душа, а не
тело познает Б., тело же препятствует познанию. Философия Достижение
счастья - познание бога. Учение о троице:Б-отец -начало мудрости, Б-дух-
нечто между небом и землей.Но изначально Б. триедин. Б. не сотвор. зло, его
породили люди. Зло отсутствие добра. нужно во всем видеть добро. Бог -
высшее бытие, в нем - вечные идеи, он творец мира, мир неоднороден,
лестница существ. Жизнь общ-ва - б-ба 2-х царств, грешного и божественного.
Грешное воплощено в госуд. учреждениях. божественное - в общине
(объединение христиан). В общине собир. избранные, наделенные божьей
благодатью.
30. Средневековая схоластика и философия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11