Рефераты. Шпора по философии






идол театра (внекритическое усвоение ложного мнения, спекуляции в науке,

существование авторитетов, влияние традиции). Учение о 4 принципах,

связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, чель. В связи с тем,

что был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета

наблюдении: 1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в

обл. изучаемого процесса. 2.Таблица негативных инстанций. 3.Сравнение +

вывод о том, что преволирует. Две части души - чувственная и разумная.

Общество: описал утопическое общество на острове Новая Атлантида

(идеализированное об-во, под руководством философов, без воровства, но

остались классы). Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что он 1)

восстан. матер. традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого,

возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ.

собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как

сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел, наделенных разными кач-

ми.Т.Гоббс (1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в

аристократической семье. "Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле", "О

чел.", "О гражданине".

Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание,

опирающееся на веру не может дать действительной истины.Материальное тело

первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это

следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает

монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за

нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо -

предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает

главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод

воображения. Опыт дает только единичные знания.

36. Философия рационализма. Рене Декарт.

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может

быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения

(вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.

деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного

познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала

философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об

условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва

движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,

усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.

идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. подход. Но в общем оказал

влияние нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания.

Эта связь привела его к деизму и дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей

и телесной субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их

сотворил, он вечен, всемогущ, источник блага и истины. Деизм: дальнейшее

развитие природы идет по своим законам. Мыслящей субстанцией занимается

философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для

философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-

сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину

(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части

(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности

(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту

неприемлима чувственная очевидность как основа познания.

38. Сенсуализм Джона Локка.

(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны

королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание.

Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в

пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах

качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека

(пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение,

может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология.

"Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи

возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в

следствие внимания направленного на состояние и деятельность души.

Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из

ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2-

правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов.

разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного

познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно

получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной

деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа

при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было

прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны

быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и

отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис:

состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это

действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика:

сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает

удовольствие, увеличивает его.

Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.

39. Материализм и атеизим во Франции в XVIII веке.

Ламетри. (1709-1751)"Естественная история души", "Человек машина", "Человек

растение", "Система Эпикура". Основывается на физике Декарта и сенсуализме

Локка. Последовательный материалист, атеист, врач. Форма не отделима от

материи, материя связана с формой и движением. Пытается доказать

материальный характер одушевленности чел. и животных: рассудочная

деятельность животных и разумная деятельность чел. связаны с мозгом и

нервной системой. Мир познаваем. В основе познания - чувства. Во всех фу-ях

чел. органов (в том числе и психич.) нет ничего не познаваемого. Процесс

мышления присущ только человеку и представляет р-т его сложной организации.

Мышление - это рез-т сравнения и комбинирования представлений, возник на

основе ощущений и памяти. Главные причины исторического развития -

просвящение. Был просвятителем. Свобода личности: свобода торговли, частной

собственности, мысли, совести, демократии. Материю характеризует:

протяженность, внутренняя сила, способность ощущать и чувствовать. Материя

способна к эволюции форм: неорганическая, растительная, животная.

Гносеология: источник познания - материальный мир. Познание начинается с

чувственного и поднимается к теор. обобщением. Атеист, но считает необход.

сохранение религиозн. веры для народа.

40. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ НА УКРАИНЕ В 11-13 ВВ.

Становление фил. мысли укр. народа проходило в рамках дух. культ. Киевской

Руси.Благодаря введению хрис-ва КР приобщается к достижениям мировой

культуры.Контакты с Византией, Болгарией дают возможность исполь-ть

достиженияантичн. и византийской философий для развития фил. мысли.Все это

происходит на фоне отечественной культуры, кот.опирается на давние тради-

ционное мировоззрение восточных славян. С давних времен фил

сосредотачивается на обсуждении проблем человека и чел. истории. Философом

считается тот, кто опираясь на кн. знания , не просто преобрел истину о

смысле жизни , а вместе с этим преобразовал эту истину на ориентир в

собственной жизни. Философию понимали не только как теорию но и как

практическую мораль. Заметное место в сис-ме фил-мировоз. представлений

мыслителей КР занимает гносеологическая проблематика. Ярк. проявлением теор-

познав-ной ориентации в культ. КР есть свойственное ей понимание роли

книги, письма, книжного учения в жизни Ч. " Книжность" понимается как одна

из высших качеств Ч., как залог мудрости.Этому посвящается много мест в "

Повести прошедших лет". По мнению автора "Молитва Даниила Заточника"

припадая как пчела к цветкук книжной мудрости, Ч. собирает "сладость

словестную и мудрость" Культ слова обусловливается стремлением найти

опосредованную сущность, кот. обеспечивала бы комуникацию между миром

божественным и земным. Только такая роль и отводится слову. Одной из

главных становится проблема души и тела. Тело связывает Ч. с природой. Душа

- нематериальна, гл. ее силой становится разум, он не только властитель

души но и царь чувств.Поэтому разум единит тело и душу. Душа - управляет

телом. Сущ-роль обаз святого: Святой- звено м\у земным миром и

потусторонним. Это избранник срели людей, но он принадлежит не им, а миру

божественному. Взгляд на мир присходит ч\з призму добра и зла.

41.Философия и мистика эпохи братских школ.

В кон. 16 -перв. пол. 17 реш. роль в общ. и культ. жизни Укр. играют

братства - нац.-рел. ор-ции правосл. населения городов. Фил. поним. как

мудрость, кот. учит постигать истину исключительно ч/з мистическое соед. с

богом. Немало усилий прилагается для обоснования необход. сохр. и разв.

старослав. яз-ка, подчеркивается ее чудодейственная сила. Проникновение в

скрытую духовную сущность священных текстов, излож. на старослав. яз.,

представлялась обяз. условием становления чел. как личности. По мнению

деятелей бр. школ челов. разум только тогда озаряется чудесным светом и

проникает в скрытую сущность поучающего слова Библ., когда сам человек из

связанного земными желаниями превр. в нового дух. ч-ка. Последнее

происходит только благодаря самопозн., что позв. разуму смертного человека

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.