идол театра (внекритическое усвоение ложного мнения, спекуляции в науке,
существование авторитетов, влияние традиции). Учение о 4 принципах,
связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, чель. В связи с тем,
что был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета
наблюдении: 1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в
обл. изучаемого процесса. 2.Таблица негативных инстанций. 3.Сравнение +
вывод о том, что преволирует. Две части души - чувственная и разумная.
Общество: описал утопическое общество на острове Новая Атлантида
(идеализированное об-во, под руководством философов, без воровства, но
остались классы). Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что он 1)
восстан. матер. традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого,
возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ.
собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как
сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел, наделенных разными кач-
ми.Т.Гоббс (1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в
аристократической семье. "Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле", "О
чел.", "О гражданине".
Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание,
опирающееся на веру не может дать действительной истины.Материальное тело
первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это
следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает
монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за
нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо -
предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает
главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод
воображения. Опыт дает только единичные знания.
36. Философия рационализма. Рене Декарт.
Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может
быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения
(вроджд. идеи Декарта).
Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.
деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного
познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала
философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об
условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва
движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,
усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.
идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. подход. Но в общем оказал
влияние нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания.
Эта связь привела его к деизму и дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей
и телесной субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их
сотворил, он вечен, всемогущ, источник блага и истины. Деизм: дальнейшее
развитие природы идет по своим законам. Мыслящей субстанцией занимается
философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для
философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-
сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину
(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части
(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности
(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту
неприемлима чувственная очевидность как основа познания.
38. Сенсуализм Джона Локка.
(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны
королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание.
Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в
пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах
качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека
(пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение,
может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология.
"Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи
возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в
следствие внимания направленного на состояние и деятельность души.
Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из
ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2-
правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов.
разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного
познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно
получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной
деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа
при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было
прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны
быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и
отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис:
состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это
действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика:
сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает
удовольствие, увеличивает его.
Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.
39. Материализм и атеизим во Франции в XVIII веке.
Ламетри. (1709-1751)"Естественная история души", "Человек машина", "Человек
растение", "Система Эпикура". Основывается на физике Декарта и сенсуализме
Локка. Последовательный материалист, атеист, врач. Форма не отделима от
материи, материя связана с формой и движением. Пытается доказать
материальный характер одушевленности чел. и животных: рассудочная
деятельность животных и разумная деятельность чел. связаны с мозгом и
нервной системой. Мир познаваем. В основе познания - чувства. Во всех фу-ях
чел. органов (в том числе и психич.) нет ничего не познаваемого. Процесс
мышления присущ только человеку и представляет р-т его сложной организации.
Мышление - это рез-т сравнения и комбинирования представлений, возник на
основе ощущений и памяти. Главные причины исторического развития -
просвящение. Был просвятителем. Свобода личности: свобода торговли, частной
собственности, мысли, совести, демократии. Материю характеризует:
протяженность, внутренняя сила, способность ощущать и чувствовать. Материя
способна к эволюции форм: неорганическая, растительная, животная.
Гносеология: источник познания - материальный мир. Познание начинается с
чувственного и поднимается к теор. обобщением. Атеист, но считает необход.
сохранение религиозн. веры для народа.
40. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ НА УКРАИНЕ В 11-13 ВВ.
Становление фил. мысли укр. народа проходило в рамках дух. культ. Киевской
Руси.Благодаря введению хрис-ва КР приобщается к достижениям мировой
культуры.Контакты с Византией, Болгарией дают возможность исполь-ть
достиженияантичн. и византийской философий для развития фил. мысли.Все это
происходит на фоне отечественной культуры, кот.опирается на давние тради-
ционное мировоззрение восточных славян. С давних времен фил
сосредотачивается на обсуждении проблем человека и чел. истории. Философом
считается тот, кто опираясь на кн. знания , не просто преобрел истину о
смысле жизни , а вместе с этим преобразовал эту истину на ориентир в
собственной жизни. Философию понимали не только как теорию но и как
практическую мораль. Заметное место в сис-ме фил-мировоз. представлений
мыслителей КР занимает гносеологическая проблематика. Ярк. проявлением теор-
познав-ной ориентации в культ. КР есть свойственное ей понимание роли
книги, письма, книжного учения в жизни Ч. " Книжность" понимается как одна
из высших качеств Ч., как залог мудрости.Этому посвящается много мест в "
Повести прошедших лет". По мнению автора "Молитва Даниила Заточника"
припадая как пчела к цветкук книжной мудрости, Ч. собирает "сладость
словестную и мудрость" Культ слова обусловливается стремлением найти
опосредованную сущность, кот. обеспечивала бы комуникацию между миром
божественным и земным. Только такая роль и отводится слову. Одной из
главных становится проблема души и тела. Тело связывает Ч. с природой. Душа
- нематериальна, гл. ее силой становится разум, он не только властитель
души но и царь чувств.Поэтому разум единит тело и душу. Душа - управляет
телом. Сущ-роль обаз святого: Святой- звено м\у земным миром и
потусторонним. Это избранник срели людей, но он принадлежит не им, а миру
божественному. Взгляд на мир присходит ч\з призму добра и зла.
41.Философия и мистика эпохи братских школ.
В кон. 16 -перв. пол. 17 реш. роль в общ. и культ. жизни Укр. играют
братства - нац.-рел. ор-ции правосл. населения городов. Фил. поним. как
мудрость, кот. учит постигать истину исключительно ч/з мистическое соед. с
богом. Немало усилий прилагается для обоснования необход. сохр. и разв.
старослав. яз-ка, подчеркивается ее чудодейственная сила. Проникновение в
скрытую духовную сущность священных текстов, излож. на старослав. яз.,
представлялась обяз. условием становления чел. как личности. По мнению
деятелей бр. школ челов. разум только тогда озаряется чудесным светом и
проникает в скрытую сущность поучающего слова Библ., когда сам человек из
связанного земными желаниями превр. в нового дух. ч-ка. Последнее
происходит только благодаря самопозн., что позв. разуму смертного человека
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11