выход и контакт с высшим бытием – Богом. После 1615 приход в Киев. бр. шк.
выпускников зап-евр. ун-тов приводит к разв. гумманист. идей, к возникн.
интереса к натур. фил., логике. Кирило Транквилион-Ставровецкий (Проявил
интерес к объяснению природы, хотя рассматривал ее скорее как полезное ср-
во умозрительного проникнов. в бож. сущность и поним. бога как
безграничного бытия), Косиян Саковыч (Душа - бесмертная сущность и может
существ. без тела. 3 вида души: вегетативн., чувств. и разумную. Человек
имеет одну душу, а эти виды выст. как ее возможности. Основная категория -
поступок. Ост: память, воля.)
43. Философия в Киево-Могилянской академии.
В 17 в на У. и в Рос. акцентируется вним. на истолкование античной и христ.
ф-ии. На протяжении 17-нач.18 веков осн. школой фил. знаний на У. была К-М
а. Она возникнувшая из Киев. братского коллегиума, созданного еще в 1632г.
прифинансовой поддержке гетмана Скоропатского. Уч. процесс здесь был
построен по образцу западноевропейских высших школ. Изучали: языки (слав.,
укр., греч., латинский, польский). Сущ. 2 учебных курса: - грамматика,
ритор., диалектика- арифм., геом., астр., муз. Фил. имела гум-скую
направленность (пытались опред. место чел. в мироздании). Идея общего
блага. Идея совести как главного различия м/у добром и злом. Чел. счастье
это его природа, оно соотв. его разуму, его честности. Хр. учение
сочеталось с признанием ест. наук. Эл-ты пантеизма. Идея постоянного
движения и изменения всех вещей в познании.
44.Филосовские идеи Ф. Прокоповича, С. Яворского и их соратников.
Прокопович выделяет три звена позн.: вегетативность (обеспечивает
жизнедеятельность и развитие) чувственное (зрение, вкус) - мышление Йосип
Кононович Горбацкий - ректор и преп. академии. Читал курс по ф-ии. В этом
курсе фил. переплелась с богословием на номиналистической основе (вещи
существуют сами по себе). Говорил о двух истинах: фил.(изучает реальные
вещи) и богословской. Стефан Яворский(1658-1722) магистр ф-ии. В работах
этих философов можно отметить отрицание религиозных догматов, идею
независимости природы и чел. от Б., вечности материи. Так, по мнению
Горбацкого, природа не рождается и не исчезает, она сущ. независимо от чел
разума. Гносиология (у обоих): познание об. мира начинается опытом, а
логика - лучший учитель нашего разума. Именно разум улучшит мир, это
произойдет когда человек "обожествит труд". Богу они оставляли роль
первотворца, перводвигателя. Семион Полоцький(1629-1680) - преп., российско-
белорусский мислитель. Его идеи: мир создан богом; существует 2 начала
(матер. - четыре стихии, изчего возникают все вещи и духовное). Природа
познаваема, а Б не позн. Соц.-полит. идеи: сильная держава с образованным
монархом. В об-ве не должно быть ни очень богатых, не очень бедных.
45. Философско-мистическое учение Г.Сковороды.
Родился в Харьк. обл. Фил., поэт, педагог. Учился в Киево-Мог. акад.
Преподавал гуманитарные дисциплины в Харьк. коллегиуме. В 70-тые г. -
странствующий нищий фил. Крестьянский просвятитель. "Сад божественных
песен", "Харьковские басни". Исходит из идеи трех миров:1.макрокосм
(Вселенная), 2.микрокосм (человек), 3.мир символов (связывает малый и
большой мир) - библия, ее образец. Последний из миров состоит из
видимого(сотворенный мир) и невидимого(Бог). О человеке. Выделяет в нем
внутр. (духовное) тело и внеш. (земное) тело. Духовная сущность человека -
борьба добра со злом. Основная проблема человеч. сущ-вания: познание
невидимого через видимое. Т.е. проблема самопознания, обнаружение
сердечного, единого человека. Состояние счастья - любовь к мудрости и сама
мудрость. Занял позицию: фил. - жизнь, жизнь - фил. Верит в бога, но не во
всем согласен с библией (конец мира, сущ. Христа). Теория неравной
равности: все мы равны перед богом, т.к. он всех нас одинаково любит, но и
неравны, т.к. мы его любим неодинаково. Методы познания: рассмотрение в
каком-либо явлении противоречивых сторон. Мир двойственным: живое-мертвое,
ложь-правда. Пантеист: Познание природы - божье познание. В об-ве вцелом,
как и в человеке, выделяет 2 стороны: Внешнюю (тленная, если она
преобладает, то об-во разрушается) и Внутренняя (разумная сущность). Кто не
замечает проявления внеш. и внутр сторон, тот не знает ничего.
Нравственности (удовлетворение трудом) противопоставляет безнравственую
мораль богатых. Будущее: устранение деления на богатых и бедных.
46.Философские идеи Канта.
До 70-х гг XVIII в - период деят-ти в области естест. наук. Отсюда и
произведения "Всеобщая естеств. история","Теория неба". Кант пытался
связать атомизм с соврем. научн. открытиями, с картиной мира того вр. Это
время - расцвет классич. механики. Вселенная - объективно сущ-щая,
познаваемая, данная чел-ку в опыте. В этот период считал, что сущ-щие в
мире вещи, данные в опыте, предст. явления постигаемые, а сущности
непостигаемые. У Канта есть место и для Бога и для атомов. Бог сотворил
мир и продолжает творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал
такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант
пытается понять сущ-щую картину мира. Обогащает естеств. науки рядом своих
гипотез: возникн Солн. с-мы, Луны, зависим-ть приливной волны от фаз Луны,
признавал бесконечность процесса развития мира, но считал, что этот процесс
имел начало.
Работы "Критика чистого разума","Кр. практич. разума","Спос-ти суждения".
Гл. в знании - логика, принципами кот. руководствуемся при познании.
Реальность была всегда, но идея может изменить реальность, т.е. разум
первичен по отн. к реальности. Наше познание опирается на силу разума, но
включает и веру. Познание немыслимо без веры, без веры в истинность,
правильность аксиом. Применяет диалектику, в частности в учении об
антиномиях (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; есть причин-ость
и нет причинности. Этика: "Кр.практ. разума". На личность смотрит как на
самоцель (ч-к живет для выполнения своей цели). Моральный закон м.б. только
формальным, если его пытаются навязать всем. Каждый индивид ставит перед
собой задачи, сам распоряж. как себя вести. В основе всей этики лежит
понятие долга. Сторонник принципа "око за око". Эстетика: "Кр.способности
суждений". Понятие прекрасного. Оно нам нравится независ. от наших занятий.
Общество: Верховная власть народа (народный суверинитет), но он стоит за
верховную власть монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.
47. Кант об антиномиях познания познания. !!!Агностицизм Канта.
Антиномия (противоречие в законе) - противоречие м-ду двумя сужден., кажд.
из кот. явл. в равн. степ. обоснованным. Фил. смысл понят. антиномия
преобрет у Канта: ант. необходимо возник. в человеч. разуме при попытке
осмыслить мир как единое целое. По Канту неизбежн. противореч. рожд. в
нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного,
приложимое только к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта,
где где присутствует только приходящее, конечное и обусловленное
(антитезис). Кант сформулировал 4 антиномии, которые касаются
фундаментальных фил. проблем.
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пр-ве. - Мир не имеет… и
бесконечен в пр-ве.
2. Всякая сложная субстанция состоин из простых частей. - Ни одна ваещь не
состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.
3. Причинность по законам природы недостаночна для объяснения всех явлений.
Существ. спонтанная причинность. - Нет никакой свободы, все совершается в
мире по зак-нам природы.
4. К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина .-
Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире ни вне мира - как его
причины.
Деалект. противоречия, возник. в челов. разуме - естеств. и неизбежная
иллюзия, проистекающая из его субьъективного, сверхопытного понимания.
Обнаружение и разрешение антиномий есть один из механизмов решения
диалект. противоречий познав. процесса.
48.Гегель о философии, диалектики и катигориях познания.
Философия: трансцендентную (изуч. субъект); натурфилософ. (изуч. философ)
Г. разраб. диалектич. метод и противопоставил его логике Аристотеля. Стоял
за единство логики, гнос-гии и диалек-ки. Осн. закон его фил-и: закон
противоречий. Бытие - ничто и нечто. Общее и единичное. Тезис - антитезис.
Бессмысленно познавать что-либо, кроме противоречий, ибо они есть источник
развития. Оперирует 4 категориями: тождества, различия, противоположность,
противоречие. Тождественность вещи самой себе - только видимость (допуще-
ие), при более глубоком рассмотрении это тождество ведет к появлению
различия в самом себе. Внутри вещи происходит процесс раздвоения единого на
противоп-ти. Осознание против-тей приводят к противоречию, разрешение
противоречия ведет к появлению нечто нового, кот. проходит те же стадии. В
отличие от Маркс. диалектики, против-ти Гегеля примеряются в синтезе, а у
Маркса - должны разрешаться. Вся его фил-я предст. тоже противоп-ть:
системы объект. идеаизма и диалектич. метода. Потому что метод предполаг.
развитие, а с-ма признает завершенность: все сводится к абс. идее. Закон
единства и б-бы против-тей: у Гегеля есть и понятие тождества, и различие,
противоп-ти и противоречия.
49. Философскаяская система Гегеля.
Дал философии язык науки - определенность и конкретность понятий. Философия
Г. – система объект. идеализма. Исходит из трех элементов: логическая
идея,природа,дух. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11